Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX- начало XX в.Экспериментальное учебное пособие. (старшие классы школ, гимназий лицеев, студенты ВУЗов – М.: «Фирма МХК» 2000, - 192 с.

 

Раздел 1. Культура русского средневековья 9-17 века. Общая информация, истоки русской культуры, влияние религии.

Глава1. Культура Древнерусского государства. Эпоха «монументального историзма» 9-12 века.

Славянское язычество (этапы, боги).

Фольклор (заговоры, заклинания, песни, пословицы, поговорки, былины – все очень кратко).

Принятие христианства.

Письменность и просвещение (археологические данные, создание славянской азбуки, берестяные грамоты).

Общественно-политическая мысль и литература (повесть временных лет, слово о законе и благодати, жития святых, Нестор Летописец, поучение Мономаха, жанр «хождений», поэзия).

Архитектура (деревянное зодчество, крестово-купольный храм, развитие каменного строительства, многоглавие, ц. Успения Богородицы, Спасо-Преображенский собор, Софийский собор).

Живопись (следование канону, монументальная живопись – мозаика и фреска, станковая живопись – иконы, иконографический канон, обратная перспектива, книжная миниатюра – Остромирово евангелие, изборник Святослава, круглая скульптура).

Послесловие к главе. Характерные особенности культуры Древнерусского государства. Яркие личности эпохи (Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, Иларион, Нестор Летописец). Памятники культуры эпохи (ц. Успения Богородицы в Киеве (Десятинная), Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, мозаики и фрески Софии Киевской).

 

Глава2. «Золотой век» культуры домонгольской Руси 12-30е гг. 13 века.

Литература и научные знания (летописание, накопление научных знаний, «слова» (речи), математические знания, слово о полку Игореве, моление Даниила Заточника).

Зодчество (упрощение конфигурации каменных зданий, церковь Бориса и Глеба, ц. Спаса-Нередицы, собор Рождества Богородицы, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор….)

Живопись (искусство фрески и иконописи, живопись времен Андрея Боголюбского - владимиро-суздальская живопись, Боголюбская Богоматерь, живопись времен Всеволода Большое гнездо – Богоматерь Оранта – Великая Панагия, новгородская школа - росписи Георгиевской церкви в Старой Ладоге, Спас Нерукотворный).

Послесловие к главе. Характерные особенности культуры домонгольской Руси. Яркие личности эпохи (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо). Памятники культуры эпохи (слово о полку Игореве, Успенский собор во Владимире, ц. Покрова на Нерли, Дмитриевский собор, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, ц. Параскевы Пятницы на торгу, икона Спас Нерукотворный).

 

 

Глава3. Русская культура второй полвины 13-16 вв.

Просвещение и накопление научных знаний (книжное дело, математические познания, космологические познания, географический кругозор людей, описания земель).

Общественные идеи (три течения философско-богословской мысли – православие, рационализм в виде ересей и исахизм, эсхатология – учение о неизбежности конца мира и божественного суда над человечеством, ересь стригольников).

Фольклор и литература (тема борьбы против монголо-татар, историческая пеня, поэтическая легенда, воинская повесть (напр. Повесть о разорении Рязани Батыем), второй этап в развитии литературы после победы на Куликовом поле, роль национального самосознания, идея общерусского единства).

Зодчество (строительство на северо-западе и во Владимирской земле – два центра, псковские храмы, Московский Кремль, послекуликовский период).

Живопись (яркие краски, орнаментальность, расцвет монументальной живописи Новгорода, Феофан Грек, фрески ц. Федора Стратилата, икона Отечество, московская живопись, русские высокие иконостасы, Андрей Рублев).

Послесловие к главе. Характерные особенности культуры 2й половины 13-15 вв. Яркие личности эпохи (Сергий Радонежский, Афанасий Никитин, Андрей Рублев, Феофан Грек).

Памятники культуры эпохи (слово о погибели русской земли, задонщина, Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря в Москве, богоматерь донская с Успение Богородицы, иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, Троица Рублева).

 

Глава 4. Культура эпохи русского предвозрождения (к 15-16 вв.). Общая информация (подчинение культуры государеву делу, фольклор, героический былинный эпос, исторические песни, народная баллада).

Общественно-политическая мысль и литература (ереси – ересь жидовствующих, нестяжатели, игумен Волоцкого монастыря Иосиф – теория теократического абсолютизма, светская публицистика, историческая литература – Никоновская летопись, лицевой летописный свод, Сильвестр – Домострой, остросюжетная повесть).

Зодчество (каменное зодчество, московское зодчество, усиление светских традиций в культовом зодчестве, элемент шатрового храма).

Живопись (Дионисий, стремление к отвлеченному мудрствованию, развитие исторического портрета, книжная миниатюра, ксилография).

Послесловие к главе. Характерные особенности культуры эпохи русского предвозрождения к. 15-н. 16 в. Яркие личности эпохи (Иван 3, Нил Сорский, Иван Пересветов, Дионисий, Иван Федоров). Памятники культуры эпохи (домострой, Московский кремль, ц. Вознесения в с. Коломенском, собор Покрова, «что на рву» - храм Василия Блаженного).

 

Глава 5. Культура на переломе эпох. Барокко в русской культуре 17 века.

Школа и просвещение (основные методы педагогики, буквари, азбуковники, средние школы, славяно-греко-римская академия).

Научные знания (прикладная математика, цифирная сетная мудрость, геометрические знания – книга сошного письма механика, медицина, школа русских лекарей, первые научные труда о медицине, историческая мысль, о событиях смутного времени, летописи).

Общественная мысль и публицистика (осмысление событий смуты, прелестные письма, летучие листы – анонимные публицистические жанры, С.Полоцкий, антифеодальные настроения общ. Представлений низших слоев общества, рост религиозного индифферентизма, церковно-обрядовая реформа, идеология раскола).

Литература (повести-жития, распространение грамотности, светская литература приключенческого содержания, бытовая повесть, демократическая сатира, рифмованная поэзия, драматургия, представления скоморохов, художественная литература).

Зодчество (новый тип архитектуры – дивное узорочье, сближение культового и гражданского зодчества, деревянное зодчество, клетские храмы, шатровые, каменное строительство, гражданская каменная архитектура, «узорочье» 2й четверти 17 в.).

Живопись (годуновская школа, строгановская школа, памятники синтезного характера – годуновско-строгановский стиль, Ушаков, парсуна, фреска в 17 в.).

Послесловие к главе. Характерные особенности культуры на переломе эпох. Яркие личности эпохи (Протопоп Аввакум, патриарх Никон, Симеон Полоцкий, Симон Ушаков).

Памятники культуры эпохи (скифская история Андрея Лызлова, теремной дворец Московского кремля, Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе, ц. Троицы в Никитниках, ц. Покрова в Филях).

 

Раздел2. Культура нового времени 18-н.20 в.

Глава1. Преобразования Петра 1 в области культуры 1я четверть 18 века.

Образование и наука (система светского образования, типы школ, что и как преподавали).

Книжное дело и печать (развитие типографского дела, печатная газета Ведомости, рукописные «газеты»).

Общественно-политическая мысль и публицистика (Феофан Прокопович, Ф. С. Салтыков).

Литература (жанр гистории – повести, светские сюжеты).

Искусство (архитектура, важнейший атрибут – ордер, архитектура Петербурга, первые монументальные постройки Петербурга, изменения в застройке Москвы, живопись, переход к новому искусству, светское искусство, становление русского портрета, Никитин).

Новые явления в быту и общественной жизни (регламентация облика, духовной жизни – петровские реформы, театральные представления, школьные театры).

Послесловие к главе. Характерные особенности эпохи преобразования Петра 1. Яркие личности эпохи (Феофан Прокопович, Иван Посошков, Иван Никитин).

Памятники культуры эпохи (ведомости, Петропавловская крепость, Петропавловский собор и Петропавловские ворота, Меншикова башня).

 

Глава2. Борьба за культурное наследие петровской эпохи 2я четверть 18 века.

Общая информация (просвещение, развивающаяся сеть учебных заведений, Академия наук, Ломоносов, Татищев, классицизм, Кантемир, Тредиаковский, архитектура, живопись, Матвеев, скульптура, Растрелли).

Послесловие к главе. Характерные особенности культуры 2й четверти 18 века. Яркие личности эпохи (Кантемир, Тредиаковский, Таищев). Памятники культуры эпохи (письмо о правилах российского стихотворства, императрица Анна Иоанновна с арапчонком Растрелли, автопортрет с женой Матвеева).

 

Глава3. Формирование русской национальной культуры сер.18-нач. 19 в. (национальная культура).

Система образования (становление общеобразовательной школы, устав народных училищ, коренная перестройка системы, миссионерские школы, школы грамоты, сеть закрытых учебных заведений, профессиональные художественные училища, народные училища, Московский Университет, Учительская семинария при Московском университете, Петербургское главное народное училище, утверждение системы светского образования).

Наука и техника (СПб Академия наук, Эйлер, Ломоносов, Кулибин, Ползунов, Фролов).

Общественная мысль (усложнение духовной жизни, углубление общ. сознания, просветительство, усложнение духовной жизни, углубление общ. сознания, просветительство, Новиков, Радищев, идея всемирного просветительства, антикрепостнические произведения, масонство, рост национального самосознания).

Литература (классицизм, Сумароков, Фонвизин, Державин, Карамзин).

Архитектура (барокко, Растрелли Зимний дворец, Ухтомский, классицизм и его этапы, Кокоринов, Кваренги, палладианство, Львов, Камерон, Старов, Баженов, Казаков, дворцово-парковые ансамбли, знаменитые здания Петербурга).

Скульптура (Гордеев, Козловский, Щедрин, Фальконе, Шубин).

Живопись (иностранные художники в России, Вишняков, Антропов, Аргунов, исторический жанр, Лосенко, Угрюмов, Рокотов, Боровиковский).

Театр и музыка (этапы развития, российская песня – камерный лирический жанр, опера).

Послесловие к главе. Яркие личности эпохи (Новиков, Радищев, Кайсаров). Памятники культуры эпохи (проект универсального парового двигателя, зимний дворец, дом Пашкова, Казанский собор, портрет Струйской кисти Рокотова).

Глава4. Культура предреформенной России 1я половина 19 века.

Образование и просвещение (нарушение сложившейся системы, развитие закрытых школ, система высшего образования, рост печати).

Наука и техника (активация научно-тех. мысли, достижения русских ученых).

Общественно-политическая мысль (декабристы, рост радикальных идей, православие, самодержавие, народность Уварова, Чаадаев, славянофилы и западники, утопический социализм).

Литература (романтизм, Жуковский, Рылеев, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тютчев).

Театр и музыка (на сцене – романтизм и реализм, актер Мочалов, Щепкин- реализм, музыка, Глинка, Даргомыжский).

Архитектура (административные и гражданские здания, высокая форма синтеза архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и прикладного искусства, зрелый классицизм – русский ампир, своеобразие московского ампира, Жилярди, Штакеншнейдер).

Скульптура (Демут-Малиновский, Пименов, монументальная скульптура, Клодт).

Живопись (романтизм, Кипренский, Щедрин, Тропинин, Брюллов, Иванов, черты реалистического метода, Федотов).

Послесловие к главе. Характерные особенности культуры предрефоремнной России 1я половина 19 века Яркие личности эпохи (Пушкин, Гоголь, Щепкин, Глинка, Клодт, Кипренский, Иванов). Памятники культуры эпохи (Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами…, философические письма Чаадаева, Дворцовая площадь в СПб, Театральная площадь в Москве, Исаакиевский собор в СПб, храм Христа Спасителя).

Глава 5. Культура пореформенной России 60-90е гг. 19 века.

Школа, просвещение и печать (Ушинский, типы школ, среднее образование, женские гимназии, высшее образование, первые ростки высшего женского образования, внешкольное образование, рост числа периодических изданий на русском языке).

Наука и техника (Челбышев, Ляпунов, Менделеев, Сеченов, Можайский, область гуманитарных наук, Ключевский, Кареев).

Общ-пол. мысль (интеллигенция и ее роль, Чичерин, Кавелин, народническая идеология, Бакунин, теократия и антиисторизм Толстого, Писарев – высмеивание нигилизма, Чернышевский, Добролюбов, Лавров).

Литература (Достоевский, Гончаров, Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин).

Музыка и театр (Балакирев, развитие камерной и симфонической музыки, Римский-Корсаков, национальная опера, Чайковский, Серов, Рубинштейны, театр – Островский, А. Толстой, актрисы Ермолова и Стрепетова).

Живопись (новая худ стилистика, обоснованная в эстетике Чернышевского, критический реализм, Перов, передвижники, Крамской, евангельская тематика –Ге, монументальные композиции, Ярошенко, батальный жанр – Верещагин, героические пейзажи Шишкина, лирические – Саврасова, Куинджи, Репин, Суриков, Васнецов).

Архитектура и скульптура (эклектика, псевдорусский стиль, кризисное состояние архитектуры, СПб, Антокольский).

Русские меценаты.

Послесловие к главе. Характерные особенности культуры пореформенной России. Яркие личности эпохи (Менделеев, Ковалевская, Ключевский, Писарев, Достоевский, Чайковский, передвижники, Репин). Памятники культуры эпохи (первая российская консерватория в СПб, памятник Пушкину в Москве, Христос Антокольского, Исторический музей в Москве, Третьяковская галерея).

 

Глава 6. Серебряный век русской культуры (рубеж 19-рубеж20 вв.).

Образование и просвещение (три ступени системы образования, развитие технического образования, рабочие курсы, развитие периодической печати и книгоиздательства).

Наука (воздухоплавание, Жуковский, Циолковский, Лебедев, Павлов, Сеченов, Мечников, Вернадский, Соловьев, русский религиозно-философский ренессанс).

Литература (реализм – Толстой, Чехов, Горький, декадентство, символизм, Блок, Мережковский, старшие и младшие символисты, акмеизм футуризм, кубофутуризм, крестьянские поэты).

Театр и музыка (открытие в Москве художественного Театра Станиславского и Немировича-Данченко, Мейерхольд – родоначальник метафорического театра, театр Комиссаржевской, Шаляпин, Нежданова, Римский-Корсаков, Рахманинов).

Архитектура (модерн, Шехтель, неорусский стиль, черты конструктивизма, Кекушев, Васнецов, Щусеев).

Скульптура (влияние импрессионизма, Трубецкой, Андреев, Голубкина, Коненков).

Живопись (жанровая живопись утрачивает свою ведущую роль, тема раскола крестьянской общины Коровин, Архипов, историко-бытовой жанр, певец русской старины Рябушинский, исторические полотна Васнецова, Левитан, импрессионизм Коровина, Серов, живописный символизм, Врубель, Борисов-Мусатов – мечтательный ретроспективизм, Сомов – аскетизм и тревожная ирония, Рерих – языческая и скандинавская древность, Кустодиев, Серебрякова, мир искусства, русский вариант импрессионизма, Грабарь Малявин, Голубая Роза, Кузнецов, Сарьян, бубновый валет, фовизм, кубизм, натюрморт, Машков, психологический портрет, Кончаловский, Фальк – лирический кубизм, примитивистская тенденция – Ларионов, Гончарова, влияние лубка, вывесок, народной игрушки, Шагал, Филонов, абстрактное искусство, Кандинский, Малевич, Петров-Водкин – преемственная связь с древнерусской иконой).

Послесловие к главе. Характерные особенности Серебряного века русской культуры. Яркие личности эпохи (Сытин, Павлов, Вернадский, Бердяев, Чехов, Мережковский, мир искусства, Шаляпин, Малевич). Памятники культуры эпохи (исследование мировых пространств реактивными приорами Циолковского, бывший особняк Рябушинского, бюст Толстого, памятник Гоголю в Москве, купание красного коня).\

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...