Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы рационального использования земельного фонда в современных условиях




Землеустройство всегда являлось важным государственным мероприятием и развивалось по мере потребности в нем. Государство определяло земельную политику развития землепользования страны, организовало планирование, рациональное использование и охрану земельных ресурсов, основу жизни и деятельности народа. В разные периоды оно прошло разные стадии развития, начиная от простейших операций по измерению и делению площадей земельных участков и кончая сложной системой мероприятий по организации рационального использования и охраны земель.

О ведущей роли государственного землеустройства в экономике государства, рациональном использовании земельного фонда страны неоднократно упоминают российские учёные - землеустроители: С.Н. Волков, В.Н. Хлыстун, А.А. Варламов, Н.В. Комов, В.В. Вершинин, П.Ф. Лойко и др. ученые землеустроители.

Организация рационального использования земель и их охраны, территориальная организация и размещение производства являются одновременно сферами землеустройства. Кроме того землеустройство - это главная составная часть системы управления земельными ресурсами, без которых невозможно организовать рациональное использование земель и их охрану.

В этой связи необходимо подчеркнуть цели, принципы и требования, предъявляемые к землеустройству.

Цели проведения землеустройства сформулированы Федеральным законом «О землеустройстве» № 78-ФЗ от 18.06.2001 статьей 14.

Главной целью землеустройства является организация рационального использования и охраны земли, создание благоприятной экологической среды, улучшение природных ландшафтов и реализация земельного законодательства.

Необходимо также отметить, что цели землеустройства определены соответствующими направлениями его назначения, а именно:

- обеспечением рационального использования земель;

- охраной земель;

- созданием благоприятной экологической среды;

- улучшением естественных ландшафтов;

- формированием устойчивого землепользования.

В данном контексте интересны и принципы землеустройства.

 

1 - Принципы, предъявляемые к землеустройству

Землеустройства
1. Первоочередное решение природоохранных задач, что требует исключения из рассмотрения любого варианта перераспределения земель и организации территории, наносящего ущерб окружающей природной среде.
1. Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агроэкологических, ландшафтных свойств территории и экологической устойчивости отдельных ее частей при организации землевладений, землепользований и территориальном размещении производства и его отраслей, что обуславливает адаптивный характер землеустройства и его эффективность.
2. Приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения и землепользования при перераспределении земель между категориями земельного фонда, земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий, что вызывает необходимость обоснования при землеустройстве уровня интенсивности и целевого использования земли.
3. Строгое соблюдение требований правового регулирования землевладения и землепользования, что вызывает необходимость установления при землеустройстве определенного правового режима и условий землепользования, строгого следования землеустроительному процессу.
4. Комплексный характер организации территории и производства, что определяет необходимость обеспечения пропорциональности и сбалансированности между количественными и качественными характеристиками выделяемой земли и фондовооруженностью, трудообеспеченностью, технической оснащенностью и другими параметрами предприятий.
5. Экологическая, экономическая и социальная эффективность организации территории, что требует обоснования всех мероприятий по совершенствованию землепользования и землеустройства.
6. Обеспечение стабильности землепользования и сохранение устойчивых элементов организации территории (дорог, лесополос, севооборотов и др.), что обусловливает приспособление организации производства и труда при землеустройстве к сложившемуся организационно-территориальному каркасу.

 

К настоящему времени завершился основной этап проведения земельной реформы. Решена главная задача этого этапа - законодательно ликвидирована монополия государственной собственности на землю, обеспечен прямой доступ населения к земле. В стане за короткий срок фактически создан новый земельный строй, основу которого составили: разнообразие форм собственности на землю, Многоукладность хозяйствования на земле, платность землепользования.

Однако в ходе земельной реформы были допущены и существенные ошибки.

1.Практически не велись работы по планированию и зонированию земель, резко сократились объемы работ по внутрихозяйственному землеустройству, не разрабатывались проекты организации рационального использования и охраны земель.

2. Из-за недостаточного финансирования земельные преобразования проводились бессистемно, без необходимого правового, экономического и экологического обоснования, соблюдений требований землеустройства.

3. Осуществление земельной реформы не сопровождалось бережным отношением к земле, повышением плодородия почв, ростом производства сельскохозяйственной продукции.

4. В процессе реформирования разрушалась производственная и социальная инфраструктуры.

5. Система землеустройства в России подверглась существенному разрушению.

6. Реформирование существовавшей ранее системы землепользования, перераспределение земель, проводимые без предварительно разработанной землеустроительной документации, привели к разрушению организации территории и возникновению недостатков в использовании земель: излишней чересполосице, вклиниваниям и вкрапливаниям, дальноземелью, что предстоит устранять впоследствии многие годы.

[Волков С.Н. Современное землеустройство: проблемы и решения // Землеустроительная наука и образование в начале третьего тысячелетия: Сборник научных статей, посвященный 225-летию Государственного университета по землеустройству / Сост. С.Н. Волков; А.А. Варламов. – М.: ГУЗ, 2004. – С. 52 – 65].

Сложившееся положение вещей обусловлено изменением экономической и экологической ситуации в сельском хозяйстве, а также несовершенством существующей системы законодательного регулирования охраны земель сельскохозяйственного назначения.

Современная экономическая ситуация является следствием реформирования сельского хозяйства. В результате проявилось ухудшение в экономическом и финансовом положении подавляющего большинства сельскохозяйственных организаций, в существенном снижении доходности сельскохозяйственного производства в них, в снижении общего уровня культуры земледелия.

 

  №№ п/п   Показатели   Площадь млн. га Потери продукции в зерновом эквиваленте, млн. тонн
  Сокращение площади с.-х. угодий, всего в том числе: - пашни - многолетних насаждений   1,73   10,52 0,09   —   0,16 —
  Увеличение площади: - залежи - малопродуктивных кормовых угодий   4,65 4,20   — 0,67
  Снижение размеров посевных площадей 40,20 65,53
  Сокращение площадей мелиорированных земель, всего в том числе: - орошаемых - осушаемых     4,28   1,62 2,66     10,93   4,54 6,39
  Увеличение площадей мелиорированных земель, находящихся в неудовлетворительном состоянии, всего в том числе: - орошаемых - осушаемых   3,56   1,21 2,35   9,04   3,40 5,64
  Увеличение площадей с.-х. угодий с негативными прояв-лениями, всего в том числе: - подверженных ветровой и водной эрозии - подверженных деградации (засолению, заболачиванию, переувлажнению и др.) - заросших древесно-кустарниковой растительностью - с ухудшенными технологическими свойствами     41,19 4,70   4,64     19,63   12,22     12,08 2,30   1,51     6,28   1,99
  Сокращение площади фонда перераспределения в составе категории земель с.-х. назначения 39,91 3,25
  Площадь с.-х. угодий в составе категории земель запаса 11,2 0,91
  Увеличение площади бесхозных земельных долей 6,2 10,11
  Увеличение площади невос-требованных земельных долей 27,1 2,21
  Нарушение севооборотов на площади пашни 91,9 7,49
  Увеличение площади под полевыми дорогами, межами, остаточными треугольниками и клиньями (огрехами) 0,55 0,90
Всего   123,28

Данные взяты из доклада С.А. Волкова правительству РФ (2012 г.)

Остаётся серьёзной проблемой использование и сохранение особо охраняемых территорий, лесов. Для данных категорий земель необходимо усовершенствовать законодательную составляющую, обеспечивающую их сохранность и дальнейшее развитие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...