Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объекты гражданского права




Объектом, или предметом, гражданского права является направление его воздействия.

По закону (ст. 128 ГК РФ) объекты гражданского права подразделяются на следующие пять видов:

  • имущество;
  • работа и услуги;
  • информация;
  • результаты интеллектуальной деятельности;
  • нематериальные блага.

Объекты гражданских прав по-разному участвуют в гражданских правоотношениях, в гражданском обороте.

Большинство объектов могут свободно отчуждаться (продажа, мена и т. п.) либо переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства (т. е. при наследовании или реорганизации юридического лица). Такие объекты называют оборотоспособными.

Некоторые объекты гражданских прав ограничены в гражданском обороте: они могут либо принадлежать только государственным организациям, либо только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в гражданском обороте только по специальным разрешениям (право на пользование оружием, природными ресурсами и т. п.).

К числу объектов, ограниченных в гражданском обороте, относятся земля и другие природные ресурсы: они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой это допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Наконец, некоторые объекты гражданских прав вовсе исключены из гражданского оборота. Сюда относятся, в частности, особо важные культурные объекты (например, Большой театр).

Ниже мы подробно рассмотрим имущество — этот основной объект гражданского права. Об остальных видах его объектов рассказывается в соответствующих главах пособия.

Имущество — это самая важная и наиболее сложная категория объектов гражданских прав. Сюда относятся вещи (в это понятие включаются материальные предметы, деньги и ценные бумаги) и иное имущество, в том числе имущественные права.

Вещи

В узком значении слова эти материальные объекты для целей гражданского права могут быть подразделены на следующие категории:

  • средства производства и предметы потребления;
  • недвижимые и движимые вещи. К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, а также все, что прочно связано с землей (здания, сооружения, многолетние насаждения). Недвижимые вещи и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации. Остальные вещи относятся к движимым, которые по общему правилу государственной регистрации не проходят;
  • делимые и неделимые вещи. Делимой считается вещь, которая может быть разделена без изменения ее назначения; делимость является важным правовым свойством вещи;
  • вещи, определенные индивидуальными признаками, и вещи, определенные лишь родовыми признаками. Если вещь является уникальной (единственной) или если она выделена из ряда других аналогичных вещей, например, “этот мешок сахара”, то она определена индивидуальными признаками. Вещи, определенные индивидуально, в гражданском обороте участвуют иначе, чем вещи, определенные только родовыми признаками;
  • потребляемые вещи (исчезающие при их разовом использовании) и непотребляемые вещи. Последние потребляются постепенно (амортизируются);
  • главная вещь и принадлежность; принадлежностью считается вещь, предназначенная для обслуживания главной вещи (например, смычок для скрипки); обычно принадлежность следует судьбе главной вещи, например, передается вместе с ней при покупке;
  • основные вещи и полученные от них плоды, продукция, доходы; плоды, продукция, доходы принадлежат лицу, использующему вещь на законном основании, если иное не предусмотрено законом или договором.

Предприятие

Как объект права — это сложная вещь, имущественный комплекс, который используется для осуществления предпринимательской деятельности. Оно в целом признается недвижимостью. Предприятие полностью или частично может быть объектом купли-продажи, залога, аренды.

В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности: земельный участок, здания, сооружения, сырье, продукция; права требования, долги, фирменное наименование, товарный знак и т. п.

Деньги (валюта)

Рубль выступает законным платежным средством, обязательным к применению в России. Отказ принять рубль в оплату платежей считается нарушением закона.

Платежи на территории РФ осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов. Правила безналичных расчетов устанавливаются правительством РФ и Центральным банком.

Иностранная валюта и валютные ценности (к ним относятся алмазы, рубины, золото в слитках, выраженные в иностранной валюте чеки, векселя и т. п.) могут быть объектом сделок только в соответствии с правилами, установленными правительством РФ. Эти правила содержат ограниченный перечень круга лиц, которые вправе осуществлять такие сделки.

Ценные бумаги

Они являются разновидностью вещей.

Это документы, удостоверяющие определенные права, причем эти права можно осуществить только при предъявлении ценной бумаги. Передача ценной бумаги другому лицу означает переход к нему всех прав, удостоверенных ценной бумагой.

Особую категорию составляют бездокументарные ценные бумаги, которые фиксируются в памяти ЭВМ в форме записи бухгалтерского счета либо в обычном реестре.

Особенность ценных бумаг — их абстрактный характер: обязательства, удостоверенные ценной бумагой, не зависят от основания их возникновения.

Ценные бумаги являются документами строго определенной формы. Несоблюдение формальных требований, предъявляемых к ценной бумаге, влечет ее ничтожность.

К ценным бумагам относятся: государственные и иные облигации (обычно процентные), векселя (они удостоверяют право на получение денег через определенный срок), чеки (удостоверяют право на получение денег в банке), депозитные и сберегательные сертификаты (например, сберкнижка), акции и др.

Ценные бумаги делятся на три группы:

  • предъявительские — права принадлежат предъявителю, владельцу;
  • именные — права принадлежат только лицу, вписанному в ценную бумагу;
  • ордерные — права принадлежат указанному в ценной бумаге лицу или тому, кого это лицо уполномочило своим распоряжением (приказом, ордером). Это уполномочие вписывается в ценную бумагу.

 

Вопрос

В систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право. Взаимосвязь между финансовым правом и финансами очевидна, поэтому изучение финансового права традиционно начинается с рассмотрения понятий финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансы представляют собой экономическую категорию, сущность которой, закономерности развития, сфера охватываемых товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Государству необходимы денежные средства для выполнения им своих целей и задач, поставленных обществом. Возникновение финансовых отношений, как и их отмирание, не является результатом произвольной деятельности государства, его волеизъявлением. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.

Финансы не тождественны деньгам, а имеют свою специфику и общественное назначение, которое выражается в выполняемых ими функциях - распределительной и контрольной.

Распределительная функция финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами и социальными группами населения.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов проявляется в слежении за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, распределением валового внутреннего продукта в ходе формирования соответствующих фондов денежных средств и расходованием их по целевому назначению.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

В целом же, социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в определении источников образования фондов денежных средств государства и муниципальных образований и направлений расходования средств данных фондов, то есть в решении вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Финансы имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев, каждое из которых представляет собой определенную сферу финансовых отношений (финансовый институт) и имеет свою специфику. Различные финансовые институты в своей совокупности образуют финансовую систему страны.

Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований.

Как в юридической, так и в экономической литературе высказываются различные мнения о содержании финансовой системы.

Наиболее распространенным является подход, при котором в финансовую систему Российской Федерации включаются:

  • бюджетная система, включающая федеральный, региональные и местные бюджеты, а также государственные (федеральные, региональные) и муниципальные (местные) внебюджетные фонды;
  • фонды имущественного и личного страхования;
  • кредит (государственный, муниципальный и банковский);
  • финансы организаций различных форм собственности, отраслей народного хозяйства.

Использование государством и муниципальными образованиями финансов происходит путем осуществления ими специфической (финансовой) деятельности. Финансовая деятельность - это процесс образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды в целях выполнения стоящих перед ними задач и реализации своих функций.

Более правильно рассматривать финансовую деятельность государства как особый вид государственной деятельности, включающий в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (принятие законов по финансовым вопросам, установление и введение, например, налогов и сборов, утверждение бюджетов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, посредством которой реализуются на практике нормативные правовые акты в сфере финансовых отношений.

При этом органы исполнительной власти следует разделить на обладающие общей компетенцией (Правительство Российской Федерации, Государственный таможенный комитет и др.) и специальной компетенцией в финансовой сфере (Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, государственные внебюджетные фонды).

Особый статус имеет Банк России, который является федеральной экономической службой. Его статус, полномочия и функции как участника финансовой деятельности государства, определены в Конституции Российской Федерации и в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления в ходе формирования и исполнения местных бюджетов, установления местных налогов и сборов, получения финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации и т. д.

Финансовое право - публичная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают и реализуются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовое право имеет свой предмет и метод правового регулирования, что и позволяет отграничить его от иных отраслей российского права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований, необходимых для выполнения их функций и задач.

Названным отношениям присущи определенные особенности, которые:

  • возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
  • представляют собой одну из разновидностей имущественных, так как возникают по поводу денежных средств;
  • одной из сторон в них всегда выступает государство или орган местного самоуправления, наделенные властными полномочиями.

Основным методом финансового права является императивный, или метод властных предписаний. Использование данного метода при регулировании финансовых отношений не требует наличия между их субъектами подчинения «по вертикали». Наиболее часто рассматриваемый метод используется органами, специально созданными для осуществления финансовой деятельности - финансово-кредитными органами, которым иные участники финансовых правоотношений подчинены лишь в сфере финансовой деятельности.

В основе структуры финансового права как отрасли лежат финансово-правовые нормы. Финансово-правовую норму можно определить как установленное компетентным органом правило поведения в общественных отношениях, возникающих в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, закрепляющее юридические права и обязанности их участников, и обеспеченное мерами государственного принуждения.

Финансово-правовым нормам присущи определенные особенности, обусловленные, прежде всего, особенностями предмета и метода финансового права в целом.

Особенностью финансово-правовых норм является их преимущественно императивный характер, то есть содержащиеся в них требования не могут быть изменены по соглашению участников общественного отношения.

Что же касается финансово-правовых санкций, то к ним относятся штраф, принудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в банках, запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и др. Особенностью в данном случае является то, что меры принудительного воздействия носят экономический (денежный) характер, поскольку направлены на денежные средства (фонды) нарушителя.

В процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований возникают разного рода общественные отношения. Ряд таких отношений не требует правовой регламентации (например, проведение государственными органами аналитической, разъяснительной и иной деятельности такого рода), большинство же возникающих в сфере финансов отношений урегулировано нормами права, именно они и выражают основное содержание финансовой деятельности.

Финансовое правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, возникающее в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств, участники которого обладают соответствующими правами и обязанностями.

Важным для более полного рассмотрения финансового правоотношения является изучение круга его участников (субъектов). Субъект финансового правоотношения - реальный участник конкретных финансовых правоотношений.

Субъекты финансового права могут быть подразделены на следующие три группы:

  • общественно-территориальные образования - Российская Федерация; субъекты Российской Федерации; муниципальные образования;
  • коллективные субъекты - государственные и общественные организации (органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; организации, основанные на разных формах собственности);
  • индивидуальные субъекты - физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства).

Объектом финансового правоотношения является то, на что направлено проведение его участников, осуществляемое в рамках их субъективных прав и обязанностей и определяемое их интересами.

В качестве объектов финансового правоотношения могут выступать финансовые ресурсы государства и муниципальных образований (бюджетные ассигнования, субсидии, дотации, налоги, штрафы и т. д.); нормативно-правовые акты, плановые акты и их проекты (законы о бюджете и их проекты, сметы бюджетных учреждений и т. д.), а также результаты деятельности субъектов финансового правоотношения (финансовый контроль).

Как уже отмечалось, одним из институтов финансового права является государственный финансовый контроль, на рассмотрении которого следует остановиться подробнее.

Финансовый контроль - урегулированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. В результате его осуществления предупреждается бесхозяйственность и расточительность, выявляются факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Его значение особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Конституция РФ определяет принципы финансового контроля и функционирования органов государственного контроля, которые должны получить развитие и быть конкретизированы в законодательных актах.

Важным шагом в развитии правовой базы финансового контроля стало утверждение Бюджетного кодекса Российской Федерации. В сферу его действия входят, в том числе, правоотношения, возникающие в процессе контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса РФ). Вопросы контрольных органов нашли отражение в главе 18 Бюджетного кодекса РФ «Полномочия участников бюджетного процесса», а также в специальной главе 26 - «Основы государственного и муниципального контроля».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...