Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ стихотворений С.Есенина «Пороша» и «Отговорила осень золотая»

Планы практических занятий

Занятие № 1

Художественный образ

1.Искусство – «мышление в образах» (В.Белинский). Специфика образа в художественной литературе.

2.Особенности словесного образа:

А) Структура художественного образа;

Структура Х.о. представляет собой диалектическое единство целого комплекса противоположных начал:

– познания и оценки,

– объективного и субъективного,

– рационального и эмоционального,

– изображения и выражения,

– реального и вымышленного,

– жизнеподобия и условности,

– конкретности и обощённости.

Так что же входит в содержание самого образа?

1. Объективное содержание художественного произведения. Это историческая действительность, обуславливающая ту жизненную обстановку, в которой находится сам художник и которую отражает в своём творчестве, как бы сам он к ней ни относился.

2. Субъективное содержание. Это та оценка в том освещении, которую даёт сам писатель в изображаемом им явлении жизни.

3. Непосредственное, конкретное содержание произведения – история данных характеров и событий, о которых в нём рассказывается.

4. Эстетическое значение образа – конкретное воплощение человеческих идеалов.

Итак, любое художественное произведение – прежде всего выражение писателем его отношения к действительности. А своё отношение писатель выражает, показывая интересующие его проявления жизни образно, то есть в картинах человеческой жизни, со всеми присущими ей свойствами, сохраняя внутреннюю логику изображаемых им отношений.

Ещё под понятием образ понимают характер человека, хотя понятие образ много шире, чем характер. Например, образ Печорина, Образ Петра Гринёва. В данном понятии говорят о характерах этих персонажей в изображении окружающего их мира.

 

Б) Механизм образования словесного образа;

3. Виды словесных образов (по уровням художественного текста):

- фонетические и ритмические образы (аллитерации, ассонансы, анафоры и пр.);

- лексические образы (слово-образ);

- предметные образы (деталь, подробность, интерьер, пейзаж);

- характер (образ-персонаж);

- произведение как «образ мира».

4. Анализ художественного образа в стихотворении А.С. Пушкина «Вновь я посетил…»

- каково настроение лирического героя в начале стихотворения, как оно выражается?

- каково эмоциональное наполнение пейзажа (сравнить с пейзажем в стихотворении «Деревня»)?

- какова взаимосвязь между настроением лирического героя и образом природы?

- сравните душевное состояние лирического героя в начале и конце стихотворения;

- сделайте вывод о главной мысли стихотворения, о его философской концепции.

Задание

· Иметь при себе тексты стихотворений.

· Подготовить ответы на предложенные вопросы.

Методическое обеспечение

Основной:1-3

Дополнительный:2, 3

Вспомогательный:

  1. Аристотель. Об искусстве поэзии. Гл. 3. параграф 15.
  2. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990. С. 32-35.
  3. Скиба В.А., Чернец Л.В. Образ художественный// Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины/ Под ред. Л.В.Чернец. М., 2000.
  4. Степанов Я., Гинзбург Л. «Вновь я посетил…»// Пушкин в школе. М., 1978. С. 68-75.
  5. Эпштейн М.Н. Образ художественный// Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 252-257.

 

 

Занятие №2

Пафос искусства

1.Изложить точки зрения на пафос искусства В.Е.Хализева и Г.Н.Поспелова.

2.Ответить на вопросы:

- как определил пафос Белинский?

- что такое пафос произведения, каковы его факторы и носители?

- как соотносятся в искусстве вечное и конкретно-историческое, общечеловеческое и социальное?

- в чем заключается народность художественного произведения? Как соотносятся народность и общедоступность, народность и популярность, народность и этнографизм?

- сохранили ли свою актуальность понятия классовости и партийности искусства?

- что такое массовая литература, элитарное искусство, литературная классика?

3. Идейный пафос стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда»:

- жизненный конфликт, положенный в основу стихотворения. Факт и его обобщение;

- выделите в стихотворении основные части, характеризующие этапы лирического переживания;

- Проанализируйте развитие темы, проблемы и идей в каждой из частей:

А) какие общественные явления отображены в данных образах?

Б) каково эстетическое отношение автора к этим явлениям, как оно выражено?

В) как соотносятся между собой образы внутри каждой из частей и каков смысл этих соотношений?

- сопоставьте развитие содержания в каждой из частей: что в них повторяется и что изменяется?

- сделайте вывод об идейном пафосе стихотворения.

 

Задание

· Ознакомиться с изложением данной темы в учебниках: Ведение в литературоведение/ Под ред. Г.Н.Поспелова. 2-е изд. М., 1983. Гл. 4-5. С. 60-98; Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. Разд. «Типы авторской эмоциональности», «Литературные иерархии и репутации». С. 68-78, 122-142.

 

Методическое обеспечение

Основной:1-3

Дополнительный:2

Вспомогательный:

  1. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. Разд. «Типы авторской эмоциональности», «Литературные иерархии и репутации». С. 68-78, 122-142.
  2. Ведение в литературоведение/ Под ред. Г.Н.Поспелова. 2-е изд. М., 1983. Гл. 4-5. С. 60-98.

 

Занятие № 3

Художественная речь

  1. В чем заключается различие между речью разговорной, научной, деловой и художественной.
  2. Виды тропов (задание выполняется вместе с преподавателем).

 

Задание

· К следующему практическому занятию выписать в тетрадь и выучить определения лексических (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы. др.) и специальных (тропы) выразительных средств.

Методическое обеспечение

Основной:1-3

Дополнительный:2, 3

Вспомогательный:

1. Введение в литературоведение/ Под ред. Г.Н.Поспелова. М., 1983. Гл. 13-16.

2. Винокур Г.О. Об изучении языка литературного произведения. М., 1991. С. 119-129, 138-159.

3. Эткинд Е.Г. Проза о стихах. СПб., 2001. С. 89-129.

 

Занятие № 4

Анализ стихотворений С.Есенина «Пороша» и «Отговорила осень золотая»

Задание

· Иметь при себе тексты стихотворений.

 

Занятие № 5

Стихотворные размеры

(выполняется под руководством преподавателя)

Знакомство с основными факторами-носителями ритма: метр, размер, клаузула.

Задание

· Иметь при себе тексты 5-6 стихотворений разных авторов.

 

Занятие № 6

Ритмико-мелодическая организация стихотворения А.А.Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

1.Сделайте графическую запись стихотворения, отметьте ударные и безударные слоги. Проведите анализ ритмического рисунка стихотворения:

А) определите размер (метр);

Б) установите расположение пиррихиев и определите их роль в создании определенной интонации;

В) подсчитайте число стоп в стихах, какой эстетический смысл в разностопности стихов?

Г) проанализируйте внутренние паузы, концевые паузы и переносы, определите их значение в создании поэтической интонации;

Д) из наблюдений над рифмами сделайте вывод об их интонационной направленности.

2. Исследуйте звуковую организацию стихотворения:

А) проанализируйте состав сильных звуков;

Б) выделите характерные для стихотворения звуковые сочетания и повторы (аллитерации и ассонансы);

В) сделайте вывод о мелодике стихотворения.

3. Какова связь между ритмико-мелодической организацией стихотворения и предметно-образным миром, отображенным в стихотворении?

4. Сделайте вывод о значении ритмико-мелодической структуры в выражении идейно-эстетической концепции стихотворения.

Задание

· Иметь при себе стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…»

 

Методическое обеспечение

Основной:1-3

Дополнительный:2

Вспомогательный:

1. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992. С. 68-77.

2. Пайтман А. История русского символизма. М., 1998. С. 286-291.

3. Крук И.Т. Поэзия Александра Блока. М., 1970. С. 149-151, 156-166.

4. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. 4-е изд. М., 1980. Гл. «Роковая, родная страна». С. 448-461.

 

 

Занятие № 7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...