Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебная программа по математике в коррекционной




ШКОЛЕ VIII ВИДА

В настоящее время для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность) предлагается 2 варианта базисных учебных плана, утвержденные Министерством образования РФ от 10.04 2000 года и программ, под редакцией В.В.Воронковой, и И.М. Бгажноковой, допущенные Министерством образования РФ, по всем учебным предме­там, в том числе и по математике.

Сроки обучения в коррекционной школе колеблются от 9 до 10 лет (исключая классы профессионального обучения).

Цели и задачи учебного курса «Математика» в специальной (коррекционной)

школе VIII вида

· Под­готовка учащихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни, к овладению доступными им профес­сиями, к посильному участию в труде.

· Формирование того или иного математического понятия, знаний, умений, навыков только на основе неоднократных наблюдений реальных объектов, практических операций с конкретными предметами.

Программа на­целивает учителя на широкое использование наглядности, дидак­тического материала, учитывая, что отвлеченное, абстрактное мышление школьников с интеллектуальной недостаточностью развито слабо. Поэтому в программе боль­шое место отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явле­ниями действительности, практических операций с предметными совокупностями

Учитывая неоднородность состава учащихся школы VIII вида
и разные возможности учащихся в усвоении математических знаний, программа указывает на необходимость дифференциации
учебных требований к разным категориям детей по их обучаемос­ти математике.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков, который, как показывает многолетний опыт обучения, доступен большинству учащихся коррекционной школы.

Однако практика и специальные исследования показывают, что почти в каждом классе имеются учащиеся, которые постоянно отстают от своих одноклассников в усвоении математических зна­ний. Оптимальный объем программных требований, оказывается, им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал — требуется многократное объ­яснение учителя или других учеников.

Чтобы закрепить новый прием вычислений или решение нового вида задач, таким ученикам надо выполнить большое количество практических упражнений, причем темп работы таких учеников, как правило, замедлен.

Программа предусматривает для таких учащихся упрощения по каждому разделу программы в каждом классе, таким образом, программа позволяет учителю варьировать тре­бования к учащимся в зависимости от их индивидуальных воз­можностей.

 

Для учащихся с локальными поражениями коры головного мозга или с акалькулией, которые, успевая по всем учебным предметам, не в состоянии усвоить программу школы VIII вида по математике, даже при наличии дополнительных индивидуальных занятий, программой предусматривается возможность их обучения по индивидуальным планам, составленным учителем и утвержден­ным администрацией школы. В этом случае индивидуальная про­грамма составляется с учетом возможностей усвоения математи­ческих знаний конкретным учеником.

9. Программа ставит перед учителем основную задачу преподавания математики в коррекционной школе — коррекционно-развивающую, а это значит, что цель процесса обучения математики ребенка с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня общего развития и коррек­ции недостатков познавательной деятельности учащихся с диагнозом – лёгкая умственная отсталость.

Учитывая, что в специальную (коррекционную) школу VIII вида поступают дети с разным уровнем развития, различной готовностью к обуче­нию и различной математической подготовкой (дети приходят из общеобразовательной начальной школы, проучившись там разные сроки, из детских садов, как массовых, так и специальных, из семьи, из стационарных лечебных учрежден), программа предус­матривает значительный подготовительный (пропедевтический) период.

Задача подготовительного периода — выявление количе­ственных, пространственных, временных представлений у учащих­ся, представлений о размерах, форме предметов, установление потенциальных возможностей детей в усвоении математических знаний и подготовка их к усвоению систематического курса математики и элементов наглядной геометрии, формирование обще­учебных умений и навыков.

В пропедевтический период уточняются и формируются у уча­щихся понятия о размерах предметов (большоймаленький, равные, большеменьше, длинныйкороткий, длиннеекороче и т.д.), пространственные представления (далекийблизкий, вверхувнизу, слева — справа и т. д.), количествен­ные представления (многомало, поровну, столько же и др.), временные понятия и представления (сегодня, завтра, вчера, утро, день, вечер, ночь и др.). Продолжительность пропедевти­ческого периода определяется составом учащихся, их подготовлен­ностью к школьным занятиям, уровнем их математических пред­ставлений. Он может продолжаться весь учебный год в нулевом классе или от двух недель до полутора месяцев в первом классе.

После пропедевтического периода в программе (по каждому году обучения) излагается содержание раз­делов математики. Этими разделами являются: а) нумерация; б) арифметические действия с целыми числами; в) величины, еди­ницы измерения величин; г) дроби; д) элементы наглядной геомет­рии. Во всех классах предусмотрено обучение решению математи­ческих задач.

В каждый из этих разделов включен материал, доступный по­ниманию детей с легкой умственной отсталостью на каждом этапе их обучения, необходимый для овладения ими профессией, для подго­товки к жизни и социальной адаптации.

При изучении нумерации (1-9 класс) учащиеся должны получить понятия натурального числа, нуля, натурального ряда чисел и его свойств, овладеть закономерностями десятичной системы счисления.

Программа предусматривает обучение четырем арифметичес­ким действиям

(1-9 класс) в пределах одного миллиона, основным приемам устных и письменных вычислений, изучение названий компонен­тов и результатов арифметических действий, зависимости между компонентами, практическое знакомство с переместительным и сочетательным свойствами арифметических действий.

В коррекционной школе учащиеся (4-9 класс) знакомятся с величинами (дли­ной, массой, стоимостью, временем, площадью, объемом), единицами измерения этих величин, их соотношением, числами, выражающими длину, стоимость, массу, время и т. д., и действиями с ними.

Наряду с этим учащиеся (5-9 класс) должны изучить дроби, как обыкно­венные, так и десятичные: получение дробей, основные свойства, преобразования, сравнение дробей, арифметические действия с дробями, проценты.

На всех годах обучения решаются как простые, так и состав­ные арифметические задачи. Основную группу задач составляют, так называемые, собственно арифметические задачи. В программе указаны и некоторые типовые задачи (на нахождение среднего арифметического, на части, на прямое и обратное приведение к единице, на пропорциональное деление, на движение), имеющие большое практическое значение.

Известно, что математика изучает не только количественные отношения, но и пространственные формы. Программа по матема­тике для коррекционной школы включает:

1) изучение некоторых геометрических фигур и их свойств — линий, углов, круга, много­угольников, геометрических тел — параллелепипеда, куба, ци­линдра, конуса, пирамиды, шара;

2) знакомство с квадратными и кубическими мерами, с измерением и вычислением площадей фигур и объемов геометрических тел (куба, параллелепипеда), а также решение задач геометрического содержания.

В программе по математике предусматривается концентрическое изучение нумерации и арифметических действий с целыми числами. Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и законченно, причем материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах.

При концентрическом расположении материала учащиеся по­степенно знакомятся с числами, действиями и их свойствами, доступными на данном этапе их пониманию. На первых порах есть возможность использовать предметную основу, так как изуча­ются небольшие числа. Затем осуществляется постепенный пере­ход к отвлеченным понятиям и оперирование с числами, которые трудно конкретизировать с помощью предметных совокупностей.

Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся постоянно воспроизводят знания, полученные на более ранних этапах обучения (в предыдущих концентрах), расширяют и углуб­ляют их. Неоднократное возвращение к одному и тому же поня­тию, включение его в новые связи и отношения позволяют умст­венно отсталому школьнику овладеть им сознательно и прочно. Задачи каждого концентра:

Задачей первого концентра является знакомство с числами первого десятка, цифрами для записи этих чисел, действиями сложения и вычитания; одновременно учащиеся знакомятся с еди­ницами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1 р., 5 р., 10 р. Изучение этого материала происходит в 0—1-х классах.

Задачей второго концентра является изучение нумерации и четырех арифметических действий в пределах 20.

Учащиеся зна­комятся с названием чисел 11—20 (перед ними раскрывается позиционный принцип записи чисел второго десятка; единицы за­писываются в числе на первом месте справа, десятки — на вто­ром), с новыми арифметическими действиями — умножением и делением.

Учащиеся знакомятся с единицами измерения длины — сантиметром, дециметром, мерой емкости — литром, единицами измерения времени — неделей, сутками, часом, определением времени по часам, учатся измерять и чертить отрезки в сантимет­рах и дециметрах, работать с монетами.

Материал второго концентра изучается в 2—3-х классах.

В третьем концентре изучается нумерация в пределах 100, раскрывается понятие разряда, учащиеся знакомятся со сложени­ем и вычитанием двузначных чисел, приемами устных и письмен­ных вычислений.

Завершается изучение табличного умножения и деления, озна­комление с внетабличным умножением и делением. Продолжается изучение величин и единиц их измерения.

Материал третьего концентра изучается в 3—4-х классах.

Уча­щиеся получают понятия о единицах измерения длины (метре), стоимости (копейке, рубле), массы (килограмме), времени (годе, месяце), знакомятся с соотношением единиц измерения.

Задачей четвертого концентра является изучение нумера­ции в пределах тысячи, вычленение трех разрядных единиц (еди­ниц, десятков, сотен), составляющих основу нумерации много­значных чисел.

Продолжается изучение величин и единиц измерения длины (километр, миллиметр), массы (грамм, центнер, тонна), времени (секунда, год, месяц, сутки), соотношения единиц измерения, вы­работка практических умений, измерения величин. Изучение ма­териала четвертого концентра происходит в 5-м классе.

В общеобразовательной школе числа 11—20 не выделяются в отдельный концентр, а изучаются сразу числа от 11 до 100.

В школе VIII вида необходимо выделять числа второго десятка в специальный концентр, так как на этих числах легче усвоить получение десятка, двузначных чисел, овладеть десятичным соста­вом этих чисел, познакомить с названием (числительными от 11 до 19 и 20), позиционным значением цифры в числе. На базе этих знаний проще перейти к изучению чисел 21—100.

Пятый концентр — многозначные числа (в пределах 1 000 000).

В программе по математике для специальной (коррекционной) школы VIII вида числа в пределах 1 миллиона изучаются не сразу, а разбиваются на следующие отрезки числового ряда:

· в 6-м классе изучаются числа до 10 000;

· в 7-м классе — до 100 000;

· в 8-м классе — до 1 000 000.

В этих же пределах дети выполняют четыре арифметических действия с этими числами, в том числе учатся вычислительным приемам умножения и деления на однозначное и двузначное число.

Действия с многозначными числами вводятся посте­пенно, с учетом возрастающей степени сложности и особенностей усвоения алгоритмов этих действий учащимися с интеллектуаль­ным недоразвитием.

Параллельно изучаются действия с числами, полученными при измерении величин с 1—2 единицами измерения.

 

За период обучения математике в школе VIII вида учащиеся должны овладеть следующим:

а) нумерацией чисел, счетом простыми и разрядными единица­
ми, равными числовыми группами в пределах 1000000, умением
читать и записывать эти числа, знать их десятичный состав, раз­-
ряды и классы;

б) умением получить дробь, читать и записывать ее, знать виды
дробей, преобразовывать дроби;

в) арифметическими действиями, умением складывать и вычи­тать устно в пределах 100, знать таблицу умножения и деления,
овладеть приемами письменных вычислений, выполнять четыре
арифметических действия в пределах 1000000 (умножать и де-­
лить на однозначное число), производить эти же действия с дроб­ными числами (кроме умножения и деления дроби на дробь),
находить дробь и несколько процентов от числа;

г) умением решать простые и составные задачи в два-три действия,
указанных в программе видов;

д) иметь конкретные представления о единицах измерения:

· стои­мости, длины, емкости, массы, времени, площади и объема;

· знать таблицу соотношения этих единиц, уметь пользоваться измерительными инструментами и измерять длину масштабной линейкой,
циркулем и рулеткой;

· взвешивать на чашечных и циферблатных
весах, определять емкость сосудов мерной кружкой, литровыми или пол-литровыми емкостями (банками, бутылками);

· определять время по часам;

· уметь заменять число, выраженное в мерах длины, массы, времени и т.д., десятичной дробью и выполнять с ними четыре арифметических действия;

е) геометрическим материалом — уметь различать основные геометрические фигуры (точка; линии — прямые, кривые, лома­ные; отрезок; луч; угол; многоугольник — треугольник, четырех­угольник; круг; окружность; шар; конус; параллелепипед; куб), знать их названия, элементы, уметь чертить их с помощью линей­ки, чертежного треугольника, транспортира, циркуля, измерять и вычислять площади геометрических фигур и объемы параллелепи­педа и куба.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...