Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подведение итогов занятия, задание на дом.

Кафедра общей хирургии

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой___________Нартайлаков М.А.

 

«____»__________________201 г.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

на тему «Методика обследования хирургического больного»

 

Методические указание для студентов

(для практических занятий)

 

 

Дисциплина: общая хирургия.

Специальность: лечебное дело.

Курс 4 Семестр 8

 

 

Уфа – 2012

 

Тема: «Методика обследования хирургического больного»

(на основании типовой программы учебной дисциплины «Общая хирургия», утвержденной МЗ РФ от «___»___________2010 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Общая хирургия»

 

Автор: доцент Смакаев Равиль Усманович

 

 

Утверждено на заседании кафедры общей хирургии

«___»_______________2012 г.

1. Актуальность темы:

Хирургия является одним из основных разделов медицины. Врач любой специальности должен уметь оказывать неотложную хирургическую помощь при неотложных состояниях, уметь заподозрить хирургическое заболевание («острый живот», кровотечение и др.) и направить больного к специалисту. Поэтому студенту необходимо владеть основными методами хирургического обследования (осмотр, анализ, пальпация, перкуссия, аускультация) и уметь интерпретировать данные дополнительного обследования. Обследование больных с хирургическими заболеваниями и написание истории болезни представляет итог важной работы врача.

2. Цель занятия:

Приобретение студентами врачебных навыков обследования больных хирургического профиля, владение основными и дополнительными методами обследования.

В результате освоения темы студент должен уметь:

- путем расспроса изучать жалобы больного, собирать анамнез, исследовать объективный статус больного, применять методы пальпации, перкуссии и аускультации;

- определить локализацию патологического процесса;

- назначить план лабораторного и инструментального исследования;

- оценить результаты клинического и лабораторно-инструментального исследования;

- сформулировать диагноз в соответствии с современными классификациями;

- определить тактику лечения больного.

 

Для формирования умений студент должен знать:

- анатомию органов и систем,

- физиологию органов и систем,

- топографию органов;

- методику обследования хирургического больного;

- основы лабораторного и инструментального исследования;

- дополнительные методы обследования.

- патогенез болей и их классификацию;

- основные симптомы в хирургии.

 

3. Вид занятия – практическое занятие.

4. Продолжительность – 4 часа.

5. Оснащение: таблицы, схемы, аппаратура и др.

6. Структура занятия:

 

6.1. Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний студентов.

Задание для самопроверки:

 

1. Назовите методы исследования объективного статуса хирургического больного?

а) осмотр б) пальпация в) перкуссия г) аускультация.

 

2. Какие вертикальные опознавательные линии принято выделять на грудной клетке?

1) на передней поверхности: а) передняя срединная

б) грудинная (парная)

в) срединно-ключичная (парная)

г) окологрудинная (парная)

2) на боковых поверхностях: д) передняя подмышечная

е) средняя подмышечная

ж) задняя подмышечная

3) на задней поверхности: з) лопаточная

и)позвоночная или задняя срединная

к) околопозвоночная

 

3. Назовите области живота и перкуссии органов брюшной полости на передней брюшной стенке:

а) левая подреберная область: 1)кардиальный отдел желудка

2) хвост поджелудочной железы

3) селезенка

4) лев. изгиб поджелудочной кишки

5) верхний полюс левой почки

6) желудок

б) эпигастральная область: 7) 12 п.к.

8) тело поджелудочной железы

9) левая доля печени

в) правая подреберная область:10) правая доля печени

11) желчный пузырь

12) правый изгиб ободочной кишки

13) верхний полюс правой почки

г) левая боковая область: 14) нисходящий отдел ободочной кишки

15) нижний полюс левой почки

16) часть петель тонкой кишки

д) правая боковая область: 17) восходящий отдел ободочной кишки

18) нижний полюс правой почки

е) пупочная область: 19) петли тонкой кишки

20) поперечно-ободочная кишка

21) нижняя горизонтальная часть 12 п.к.

22) большая кривизна желудка

23) головка поджелудочной железы

24) ворота почек

25) мочеточник

ж) левая подвздошная область:26) сигмовидная кишка

27) левый мочеточник

з) надлобковая область: 28) петли тонкой кишки

и) правая подвздошная область:29) слепая кишка

30) червеобразный отросток

31) терминальный отдел подвздошной кишки

32) правый мочеточник

 

4. Назовите точки перкуссии червеобразного отростка на передней брюшной стенке?

а) точка Мак-Бурнея,

б) точка Ленандера.

 

5. Назовите основные свойства пульса:

а) наполнение,

б) форма,

в) ритмичность,

г) величина,

д) частота,

е) напряжение.

 

6. Какой тип дыхания характерен для больных эмфиземой легких:

а) везикулярная

б) ослабленное везикулярное

в) жесткое

г) аморорическое

д) бронхиальное

эталон: б.

 

7. Какие симптомы будут положительными при раздражении брюшины?

а) симптом Менделя,

б) симптом Щеткина-Блюберга,

в) симптом Ровзинга,

г) симптом Раодольского.

 

8. Какие изменения у больного с перфорацией язвы 12 п.к. на рентгенографии в первые 24 часа?

а) чаши Клойберга,

б) симптом серпа,

в) отсутствие газового пузыря желудка,

г) раздутые петли толстой кишки,

д) рентгенограмма не изменена.

Эталон: б, в, д.

 

9. Какие дополнительные методы обследования необходимо назначить больному с непроходимостью кишечника?

а) ЭКГ,

б) рентгенографию брюшной полости,

в) ФГС,

г) исследование прямой кишки,

д) общий анализ крови, мочи,

е) лапароскопия.

Эталон: а, б, г, д, е.

 

6.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов необходимых для освоения темы занятия. Демонстрация преподавателями методики практических приемов по данной теме.

6.3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

6.4. Контроль освоения темы занятия.

 

Тестовый контроль уровня знаний:

ТИП: I

Для каждого вопроса выберите один или несколько наиболее правильных ответов.

1. В правое предсердие впадает:

а) 2 легочные вены,

6) 4 легочные вены,

в) парная и полунепарная вены,

г) полые вены.

ОТВЕТ: г

2. Внезапное начало болей в животе характерно для:

а) острого гастрита,

б) язвенной болезни желудка,

в) перфорации полого органа,

г) механической желтухи,

д) остеохондроза поясничного отдела позвоночника.

ОТВЕТ: б

3. Начать обследование следует с:

а) пальпации,

б) опроса,

в) осмотра,

г) сбора паспортных данных,

д) перкуссии.

ОТВЕТ: г

 

ТИП: II

Для каждого вопроса выберите ответ, используя схему:

Верно а, б, в а, в б, в г, д а, б, д

Ответ А Б В Г Д

1. У больного при перкуссии живота не определяется печеночная тупость, это свидетельствует о:

а) перитоните,

б) кишечной непроходимости,

в) остром аппендиците,

г) остром холецистите,

д) перфорации полого органа.

ОТВЕТ: Д

2. Притупление во II-V межреберных по среднеключичной и подмышечной линии свидетельствует о:

а) расширение сердечной тупости,

б) перемедиастенальном плеврите,

в) грыже купола диафрагмы,

г) крупозной пневмонии,

д) перитоните.

ОТВЕТ: Б

3. Желтушность кожных покровов свидетельствует о:

а) остром аппендиците,

б) вирусном гепатите,

в) механической желтухе,

г) запушенном перитоните,

д) двухсторонней пневмонии.

ОТВЕТ: В

При перфорации язвы 12-перстной кишки на рентгенограмме определяется:

а) вздутие петель кишки,

б) симптом "серпа",

в) симптом Курвуазье,

г) "чаши Клойберга",

д) данные рентгенограмм не содержат патологических изменений.

ОТВЕТ: В

ТИП III

Для каждого пронумерованного вопроса выберите соответствующий ответ обозначенный буквенными индексами.

Ответ: 1 – б, 2 – в, 3 – г, 4 – а.

Укажите симптомы характерные для:

1) перитонита а) «шум плеска»

2) перфорация язвы желудка б) Щеткина-Блюмберга

3) гемоперитонеума в) симптом «серпа»

4) кишечной непроходимости г) чаши Клойбера

ОТВЕТ: 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – 4.

 

ТИП IV

Выберите правильный ответ, следуя таблице.

 

А Верно Верно Связь есть
Б Верно Верно Связи нет
В Верно Неверно Связи нет
Г Неверно Верно Связи нет

 

1. При перфорации язвы двенадцатиперстной кишки на рентгенограмме определяется симптом «серпа», потому что в поддиафрагмальном пространстве находится воздух.

ОТВЕТ: А

 

2. Симптом Щеткина-Блюмберга положительный при перитоните, потому что происходит раздражение брюшины.

ОТВЕТ: А

 

3. При разрыве печени положительный симптом «серпа», потому что чаши Клойбера определяются при перфорации язвы двенадцатиперстной кишки.

ОТВЕТ: Г

 

Ситуационные задачи:

1. В приемный покой доставлен больной Х. Заболел остро около 9 часов назад, когда появились боли в эпигастрии, которые постепенно переместились в правую подвздошную область. Был однократный жидкий стул. Ваш предварительный диагноз? План лечения?

2. Поступил пациент с жалобами на затрудненное дыхание и раной по среднеключичной линии справа на уровне V ребра. Из анамнеза упал на торчащий из земли железный прут. При обследовании выявлена крепитация в области кожной раны. Ваш предварительный диагноз? Первая врачебная и специализированная врачебная помощь?

3. Вас в качестве врача "скорой помощи" вызвали на дом к больному с жалобами на боли в области поясницы, снижение чувствительности в нижних конечностях. Из анамнеза – поскользнулся и при падении ударился спиной об край ванной спиной. Ваш диагноз? Ваши лечебные мероприятия на дому в ходе транспортировки? Вид транспортировки? План лечебных мероприятий в стационаре?

4. Больной Н. поступил в хирургическое отделение с жалобами на «кинжальные» боли в области эпигастрия. Рвота желудочным содержанием, повышение температуры тела до 38 градусов, слабость. Объективно: Отмечается заострение черт лица, бледность, учащение дыхания, живот при пальпации напряжен («доскообразный живот») и болезненен симптом Щеткина-Блюмберга и Радзольского положительны. Назначить дополнительные методы исследования. Поставить диагноз.

5. Больной М. поступил в хирургическое отделение с жалобами на боли в

области грудной клетки справа, кашель, затрудненное дыхание, невозможность глубоко вздохнуть, высокая температура тела, слабость, одышка. Объективно: При осмотре грудной клетки определяется ограничение дыхательной функции грудной клетки, отставание при дыхании больной стороны от здоровой. Какие методы обследования должен провести врач для постановки диагноза.

 

6.5 Учебно-исследовательная работа студентов по данной теме:

Реферат: «Методика обследования хирургического больного».

 

Подведение итогов занятия, задание на дом.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Гостищев В.К. Общая хирургия: учебник с компакт-диском /В.К.Гостищев.- 4-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 822с.: ил.+ 1эл.опт.диск (CD-ROM).-ISBN 5-9704-0266-4.

2. Гостищев В.К.Общая хирургия (Электронный ресурс): учебник /В.К.Гостищев.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 848 с.- Режим доступа: htth://www.studmtdlib.ru/book/ISBN9785970415795.html.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия.-М., Медицина.

2. Волколаков В.Я. Общая хирургия.-М., Медицина.

3. Лапкин К.В., Пауткин Ю.Ф. Основы общей хирургии: руководство практическим занятиям.-М., изд-во РУНД, 1992.

4. Нартайлаков М.А. Общая хирургия: Курс лекций.-Уфа, 1998.

5. Гостищев В.К. «Общая хирургия». М., 1993.

6. Шмидт В.Ш., Хартич В., Кузин М.И. Общая хирургия. М., Медицина,

1985.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...