Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема идеального. Мозг и сознание.




Идеальное – это субъективный образ объективной реальности, возникающий в целесообразной деятельности человека. В материалистической философии Маркса предметы рассматрива­ются как нечто внешнее, противо­поставляющее субъекту в виде объекта созерцания, а не деятельности. Идеалисты, как правило, подчёркивали сверх­чувственный характер такой активности, рассматривая идеальное как характеристику, проявление особой нематериаль­ной субстанции «мирового разума». Человеческий мозг – сложное образование. Это самостоятель­ная система, включённая в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Мозг первобытного человека был слабо развит и мог служить лишь органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека пред­ставляет собой сложноорганизо­ванный орган, согласующий деятельность различных органов между собой и регулирующий с помощью психического отраже­ния взаимоотношения организма с внешней средой. Познание – высшая, свойст­венная лишь человеку форма отражения объективной реальности, способ его отношения к миру и самому себе. Сознание неотделимо от мозга. Мозг разрушается, разрушается и структура сознания. Нормальная психика не­возможна вне нормального функционирования мозга.

12. Общественное сознание, его структура и формы (право, мораль,…).

До марксизма господствуюим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же О. с. есть не что иное, как „осознанное бытие", т. е. отражение в духовной жизни людей их О. б. Пер­вую формулировку этого положе­ния, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в „Не­мецкой идеоло­гии": «...люди, развивающие свое материаль­ное производство и свое материаль­ное общение (т. с. производственные отноше­ния ), изменяют вместе с этой своей действитель­ностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание"О. с. обладает сложной внутренней структурой, изучение к-рой имеет ме­тодологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специ­фики, социальных функций и т. п. В самом общем виде в структуре О. с. выделяют его уровни и формы. Уровнями О. с. являются обыденное, эмпирическое сознание, непо­средст­венно вырас­тающее из повседневных условий жизни масс, отдельных со­циальных групп (общественная психо­логия), и научно-теоретическое созна­ние, включающее идеологию как ду­ховное выражение коренных интересов общестаенных классов. Формы О. с. представляют собой различные спосо­бы духовного освоения действитель­ности и включают политическое и пра­вовое сознание, мо­раль, религию, ис­кусство. науку, философию. О. с. и его многооб­разным формам присуща отно­си­тельная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в ма­териальной жизни об-ва никогда не со­здают заново продукты О. с., ибо науч­ные, философские, художест­венные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслитель­ного материала и под­чиняются определенной внутренней ло­гике своего развития. Кроме того, из­менения в материальных от­ношениях не могут вызывать мгновенного, авто­матического изменения О. с., т. к. ду­ховным представлениям людей свойст­венна значительная сила инерции, толь­ко борьба между новыми и старыми. Историко-материалистическое решение вопроса в отношении о. с. и его природы имеет огромное методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...