Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологический расчет уровня механизации производственных процессов технического обслуживания и текущего ремонта на предприятии автомобильного транспорта.




Оценка механизации производственных процессов ТО и ТР проводится по двум показателям: уровню механизации и степени механизации. Количественные значения этих показателей определяются на основе анализа операций технологических процессов и применяемого при выполнении этих операций оборудования.

Уровень механизации У определяется долей (в процентах) механизированного труда в общих трудозатратах:

,

где трудоемкость механизированных операций технологического процесса (по применяемой технологической документации), чел.-мин; общая трудоемкость всех операций, чел.-мин.

Степень механизации определяется долей (в процентах) замещения рабочих функций человека применяемым технологическим оборудованием в сравнении с полностью автоматизированным технологическим процессом.

Замещение рабочих функций человека оценивается с помощью так называемой звенности оборудования . Средства механизации в зави­симости от замещаемых функций человека подразделяются на ручные орудия труда - гаечные ключи, отвертки и т. д. (для них звенность ); машины ручного действия без подвода внешнего источника энергии – пресс, дрель, диагностические приборы и т.п. (); механизирован­ные ручные машины с подводом внешнего источника энергии – элект­розаточный станок, электродрель, пневмогайконверт и др. (); ме­ханизированные машины без системы автоматического управления -универсальные станки, прессы, кран-балки, диагностические стенды и т. Д. (); машины-полуавтоматы - автоматические воздухораздаточ-ные колонки, автоматические мойки без конвейеров, автоматическое диагностическое оборудование (); машины-автоматы – автоматические мойки, сушильные и окрасочные камеры (). Максимальная звенность оборудования для АТП равна 4. С учетом изложенного

,

где – звенность применяемого оборудования, равная соответственно 1–4; – число механизированных операций с применением оборудования со звенностью ; 4 – максимальная звенность оборудования для АТП; – общее число операций.

Показатели механизации рассчитываются: – по процессам ТО; – на одно техническое воздействие; – по процессам ТР; – на один ТР; – по складским и вспомогательным работам.

Расчет показателей ТО и ТР для грузовых АТП осуществляется по наиболее многочисленной модели подвижного состава, а для автопоездов – по автомобилю-тягачу.

Уровень механизации процессов ТО и ТР по каждому типу подвижного состава для АТП в целом определяется из выражения

,

где – соответственно трудоемкость механизированных операций и общая трудоемкость всех операций ЕО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2, постовых работ ТР, участковых работ ТР, чел.-мин.

Степень механизации процессов ТО и ТР по каждому типу подвижного состава для АТП в целом рассчитывается по формуле

,

 

,

 

 

Согласно ОНТП-01-91, уровень механизации и автоматизации производственных процессов ТО и ТР должен быть не ниже:

– для комплексных АТП 30–40 %;

– для эксплуатационных филиалов АТП 25–30 %;

– для производственных филиалов АТП 35–42 %;

– для БЦТО и ПТК 40–45 %;

– для ЦСП 45–50%.

Удельный вес рабочих (кроме водителей), занятых ручным трудом, в целом по АТП не должен превышать 25–35 %.

Если рассчитанные показатели уровня механизации окажутся ниже рекомендуемых, следует предусмотреть дополнительные меры по механизации работ, выполняемых вручную, по замене оборудования некоторых видов на более производительное и т. д.

 

 

8. Технологическая планировка производственных зон и участков на предприятии автомобильного транспорта: требования к технологической планировке зон и участков, схемы планировочных решений зон и участков, способы расстановки постов, нормируемые расстояния в зонах и участках в зависимости от категории.

Технологическая планировка зон и участков представляет собой план расстановки постов, автомобиле-мест ожидания и хранения, технологического оборудования, производственного инвентаря, подъемно-транспортного и прочего оборудования и является технической документацией проекта, по которой расставляется и монтируется оборудование. Степень проработки и детализации технологической планировки зависит от этапа проектирования. Общие требования и положения. Планировочное решение зон ТО и ТР разрабатывается с учетом требований ОНТП и Ведомственных строительных норм предприятий по обслуживанию автомобилей (ВСН). С учетом противопожарной опасности и санитарных требований следует предусматривать отдельные помещения для следующих групп работ: а) моечных, уборочных и других работ комплекса ЕО, кроме заправки автомобилей топливом; б) постов ТО-1, ТО-2, Д-1, разборочно-сборочных и регулировочных работ ТР; в) постов Д-2. Определение ширины проезда в зонах ТО и ТР. Существуют различные методы определения ширины проезда: аналитический, экспериментальный и графический. Графическое о пределение ширины проезда при тупиковом расположениипостов производится с учетом следующих условий: - въезд на пост осуществляется только передним ходом сприменением дополнительного маневра (однократного применения заднего хода); - перед началом движения автомобиля на поворотах его передние колеса повернуты на максимальный угол. При установке автомобиля на тупиковый пост применение дополнительногоманевра не только сокращает ширину проезда, но и облегчает установку автомобиля относительно соседних постов. При определении ширины проезда S также учитывается, что расстояние между движущимся автомобилем и ближайшимк нему стоящим на посту автомобилем, элементом здания (колонна, стена) или стационарным оборудованием (внутренняя защитная зона r) для автомобилей с габаритной длиной до 8 м должно быть равно 0,3 м, свыше 8 до 12 м - 0,5м, более 12м - 0,8м. Расстояние между движущимся автомобилем и границей проезда (внешняя защитная зона z) для автомобилей с габаритной длиной до 8 м должно быть не менее 0,8 м и не менее 1,0м- для автомобилей длиной более 8 м.

Рисунок 1 - Варианты расположения постов ТО, ТР и производственных помещений

9. Планировка производственного корпуса автотранспортного предприятия: факторы, влияющие на планировочное решение, функциональная схема и график производственного процесса на предприятии.

Застройка может быть: 1. объединенной (блокированной) когда все основные производственные помещения на предприятии располагаются в одном общем здании; движения ПС между помещениями осуществляется по внутренним проездам, расположенным в здании, и по наружным проездам на участках; 2. разобщенная (павильонная) застройка, когда помещение располагается в отдельно стоящих зданиях и движение происходит только по наружным проездам. Блокированная застройка более экономична по строительству. Удобством построения производственных процессов, осуществлением технологических связей и организации движения. В условиях сурового и умеренного климата такая застройка обеспечивает меньшие тепловые потери. Следуя технологической политике в промышленном строительстве, следует предусматривать блокированные здания. Павильонная застройка уменьшает пожарную опасность и в общем упрощает планировочные решения. Она выгодна: при наличии особокрупногабаритного ПС, при сложном рельефе участка, при стадийном развитии предприятия, при поэтапной очередности строительства, обусловленной постепенным финансированием, в случае реконструкции, в условиях теплого и жаркого климата. Основные принципы размещения постов ТО-ТР и участков их взаимное расположение, блокировка постов: 1. при размещении АТП в двух зданиях, одном для хранения ПС, а другом - для ТО и ТР, помещения для ЕО располагают в первом здании; 2. при расположении производственных помещений в двух зданиях, в одном из них проводят ЕО, а в другом ТО и ТР; 3. при отсутствии в здании помещения для хранения ПС поточные линии ЕО, ТО-1 и ТО-2 должны иметь посты подпора; 4. после одиночных постов и поточных линий диагностирования, автомобили должны проезжать в любую производственную зону непосредственно или через стоянку; 5. зона постов ТР должна быть непосредственно связана со всеми вспомогательными производственными участками, располагающимися смежно с зоной ТР по периметру здания. В общем планировочном решении возможны различные варианты расположения постов ТО, ТР и помещений, производственных участков. Расположение производственных участков и складов определяется их технологическим тяготением к основным зонам ТО и ТР. По однородному характеру работ на участках технологически связанных с постовыми работами ТО и ТР выделяются группы: 1. Посты уборочно-моечных работ, помещения насосной и сушки спецодежды, аппаратная, очистные сооружения. 2. Сварочные и жестяницкие участки с постами, арматурный участок, склады ацетилена и кислорода (в отдельном помещении или под навесом вне опасных производствен. зон). 3. Кузнечно-рессорный, медницкий и склад металла. 4. Посты ТР, шиномонтажный и вулканизационный участки, снятие и установка колес ПС, склад шин. 5. Посты разборочно-сборочных работ ТР, агрегатный участок, склад агрегатов, инструментально-раздаточная кладовая, слесарно-механический участок, склад з/ч и материалов. 6. Посты ТО-1 и ТО-2.

7. Окрасочный участок с постами подготовки, окраски и сушки, краскоприготовительная, склад красок, насосная пожаротушения, очистные сооружения. 8. Деревообрабатывающий участок, обойный участок, склад пиломатериалов.

При планировке целесообразно блокировать помещения в пределах перечисленных групп и между группами следующим образом:

- кузнечно-рессорный, медницкий и сварочный участки (по условиям однородности выполняемых в них работ) располагаются смежно (в одном блоке помещений),

- окрасочный, жестяницкий, арматурный, обойный и деревообрабатывающий участки (по условиям технологического процесса) так же размещаются смежно; предусматривается прямой въезд на окрасочный и деревообрабатывающий участки, из зоны ТР или с территории предприятия;

- слесарно-механический и агрегатный участки группируют вместе рядом со складами запчастей, агрегатов и материалов; смежно размещают инструментально-раздаточную кладовую;

Другие помещения и участки меньше зависят от общего технологического процесса, но их размещение должно быть увязано единой компоновочной схемой производственного корпуса АТП.

Рисунок 1 - Варианты расположения постов ТО, ТР и производственных помещений

 

Непосредственное сообщение между производственными помещениями следует предусматривать: - для помещений шиномонтажных и вулканизационных работ со складом шин; - аккумуляторных участков с помещением для заряда аккумуляторов (через тамбур-шлюз); - насосной для масел со складом смазочных материалов.

По противопожарным требованиям не допускается непосредственное сообщение зоны хранения с участками: аккумуляторным, вулканизационным, сварочным, медницким, деревообрабатывающим, обойным, окрасочным и складом масел. По наружному периметру здания следует располагать помещения, требующие естественного освещения (например, для работ по топливной аппаратуре), а так же тупиковые посты, оборудованные канавами и подъемниками.

10. Планировка генерального плана автотранспортного предприятия: требования к планировке, определение площади участка, основные способы застройки участка, организация движения на территории предприятия, основные показатели генплана предприятия автомобильного транспорта.

Генеральный план предприятия – это план отведенного под застройку земельного участка территории, ориентированный в отношении сторон света, проездов общего пользования, соседних владений с указанием на нем зданий, сооружений по их габаритному очертанию, площадок для хранения ПС, основных и вспомогательных проездов и путей движения ПС по территории. Генплан разрабатывается по требованиям СНиП «Генпланы промышленных предприятий», ВСН предприятий по обслуживанию автомобилей, а так же ОНТП 01-91. Перед разработкой генплана предварительно уточняют перечень основных зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия, площади их застройки и габаритные размеры в плане. На стадии технико-экономического обоснования и при предварительных расчетах необходимая площадь участка предприятия:

Fуч = (Fз.ПС + Fз.аб + Fоп) / (Кз · 100), га.

где Fз.ПС - площадь производственно-складских зданий, м2; Fз.аб - площадь застройки административно-бытовых зданий, м2; Fоп - площадь открытых площадок для хранения ПС, м2; Кз - плотность застройки территории.

Принципы расположения участка для различных АТП: 1. располагать АТП для грузовых автомобилей в непосредственной близости к обслуживаемым предприятиям или пунктам массовой погрузки-выгрузки; 2. АТП пассажирского транспорта: автобусные – на маршрутах, таксомоторные – вблизи пунктов наибольшего скопления пассажиров; 3. БЦТО – в промышленной зоне или в зоне складского и транспортного строительства города; 4. кооперативные гаражи для автомобилей населения – в жилых районах с максимальным приближением к месту жительства владельцев, но на участках, удаленных от мест детских игр, отдыха, школ и т.д.; 5. СТО и АЗС – в городах и населенных пунктах, а так же на подъездах к городу; на магистральных дорогах СТО располагают по обеим сторонам в шахматном порядке, а ри въезде в город – преимущественно с правой стороны; 6. автовокзалы междугородних автобусных сообщений – в районах города, имеющих удобное сообщение с его центром и вблизи других вокзалов.

Застройка может быть: 1. объединенной (блокированной) когда все основные производственные помещения на предприятии располагаются в одном общем здании; движения ПС между помещениями осуществляется по внутренним проездам, расположенным в здании, и по наружным проездам на участках; 2. разобщенная (павильонная) застройка, когда помещение располагается в отдельно стоящих зданиях и движение происходит только по наружным проездам. Блокированная застройка более экономична по строительству. Удобством построения производственных процессов, осуществлением технологических связей и организации движения. В условиях сурового и умеренного климата такая застройка обеспечивает меньшие тепловые потери. Следуя технологической политике в промышленном строительстве, следует предусматривать блокированные здания. При это стоимость строительства в целом снижается на 15-20% по сравнению с павильонной застройкой. Павильонная застройка уменьшает пожарную опасность и в общем упрощает планировочные решения. Она выгодна: при наличии особокрупногабаритного ПС, при сложном рельефе участка, при стадийном развитии предприятия, при поэтапной очередности строительства, обусловленной постепенным финансированием, в случае реконструкции, в условиях теплого и жаркого климата. Такая застройка часто применяется для малых и средних АТП, скорость и последовательность ввода отдельных зданий сокращает сроки окупаемости и обеспечивает высокую эффективность затрат. Площадь застройки АТП определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые стоянки автомобилей, склады, резервные участки, намеченные в соответствии с заданием на проектирование (не включая площадей, занятых отмостками, автомобильными дорогами, площадками для отдыха, зелеными насаждениями, открытыми стоянками автомобилей индивидуального пользования). Плотность застройки предприятия в % определяется отношением площади застройки к площади участка предприятия. Коэффициент использования территории – это отношение площади, занятой зданиями, сооружениями, дорогами, площадками для отдыха, открытыми площадками для хранения автомобилей, озеленения к площади участка предприятия.

Организация движения на АТП. На территории АТП предусматривается движение без встречных и пересекающихся потоков в одном направлении в случаях: 1. если на АТП 10 и более постов ТО и ТР; 2. если на АТП 50 и более мест для хранения ПС; 3. при интенсивности движения более 5 автомобилей в час.

АТП более чем с 10 постами ТО и ТР и при хранении более 50 автомобилей должны иметь не менее двух въездов-выездов на территории АТП.

Можно допустить один совмещенный въезд-выезд. Предусматриваются так же запасные ворота для въезда-выезда по возможности на другой проезд. Если рабочие и запасные ворота выходят на один проезд, то расстояние между ними должно быть как можно больше. Ширина запасных ворот должна быть не менее 3,5 м. Перед воротами основного въезда-выезда на территории предприятия следует предусматривать накопительную площадку не менее 10% от максимального часового количества ПС, прибывающего на предприятие. Проем ворот в ограде должен быть не менее 4,5×4,5 м. Ворота для въезда-выезда при расположении АТП между дорогами общего пользования должны располагаться со стороны дороги с наименьшей интенсивностью движения и отступом от дороги не менее наибольшей длины ПС, включая автопоезда. Проезды по территории предприятия должны иметь твердое покрытие. Ширина проезжей части проездов на участке предприятия должна быть не менее 6 м при двухстороннем движении и не менее 3 м при одностороннем. При наличии двух полос движения проезд удваивается. Для поворотов ширина проездов увеличивается. Основная задача организации движения по территории АТП – обеспечение путей без встречных пересечений и обеспечение кратчайших путей. Эти условия взаимопротивоположны для большинства случаев, по приоритет надо отдавать одному условию ‑ использовать схему одностороннего кольцевого движения (иногда используют схему движения восьмеркой).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...