Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыка и «внутренний пейзаЖ»




 

Музыка может изменять восприятие пространства. Это одно из самых великих достижений синтезатора. До 1960-х годов композиторы и исполнители полагались только на соборы, водоразделы и создающие эхо горы для того, чтобы создать чувство архитектурного пространства и придать музыке объемность. Григорианские песнопения, усиленные длинными реверберациями в монастырях, часовнях и соборах, как и повторяющиеся буддистские песнопения, являются примером звуков, которые использовались для того, чтобы усилить в человеке чувство осознания

самого себя, продлить молитву и повысить концентрацию. Медленные композиции романтического, классического и барочного периодов также давали бальзам душе, позволяя мозгу свободно «плавать» в струях звука. С наступлением эпохи синтезаторов композиторы получили возможность воссоздавать различные звуковые эффекты, возникающие в замкнутом пространстве, чтобы пробудить таким образом память, которая дремлет в организме человека. Многие связывают зарождение этой музыки с Тони Скоттом и Полом Винтером в 1960-х годах. Однако этот жанр музыки имеет более чем вековую историю. Гуляя по Булонскому лесу в 1889 году, Клод Дебюсси услышал очень странную музыку. Казалось, она буквально ввинчивается в пространство вокруг него. Молодой французский композитор понял, что он слышит не мелодии, а само пространство. Эта странная пентатоническая музыка обволакивала его, переполняла чувством цвета и контрапункта. То, что он в действительности слышал, было оркестром гамеланов из Индонезии, который играл в честь открытия всемирной выставки, которая проводилась в дни столетия Французской революции и в честь окончания строительства Эйфелевой башни. После этого открытия Дебюсси понял, что музыка имеет пространство, дух, запах и цвет, которые до того момента никому не удалось выразить. После этого написанная им музыка приобрела новое качество. Из таких его композиций, как «Следы на снегу», «Утонувший собор», «Лунный свет» и «Полдень фавна», родился импрессионизм. Был дан толчок атмосферной и современной музыке.

Традиционные индонезийские фольклорные оркестры, известные под названием гамелан, приезжали в Париж в 1960-х годах. На мой взгляд, никакой звук не оказал столь глубокого влияния на новое музыкальное искусство Запада, тем не менее далеко не все на Западе знакомы с таким музыкальным явлением, как гамелан. В каждой из моих поездок в Бали, на один из наиболее прекрасных индонезийских островов, я вспоминал мощь древних индуистских мифов, которая отражена в металлических звуках гонгов и ксилофонов. Звуки гамелана с их отчаянными каскадами и плавными вспышками пробуждают глубины и высоты нашего духа. Как и Дебюсси, я понял, что мир звуков существует далеко за пределами нашего консерваторского образования. Я могу легко понять, почему ему так не хватало возможностей фортепиано, этой «выжимки» из звука. Поэтому музыка Дебюсси является бальзамом и фимиамом для души.

По мере того как мы постигаем новые электронные формы глубокого слушания, соединяя вместе музыку окружающей среды, синхронизацию волн мозга и минималистские структуры, мы все чаще обнаруживаем, подобно Дебюсси, важность замедления ритма жизни для того, чтобы сохранить контакт с самим собой. «По мере того как наш мир становится все более динамичным, — пишет Джозеф Ланза в книге “Музыка подъема”, — наша музыка становится все более заполненной пространством, чтобы уравнять свой бег с внутренними биологическими часами». Музыка окружающей среды создается не для того, чтобы развлекать или стимулировать интеллект. Она призвана воздействовать на организм и чувства человека, позволяя восстановить наш «внутренний пейзаж», придать нашей жизни ощущение пространства и воссоединиться с ритмами природы.

Несмотря на все эти достоинства, расслабляющая музыка имеет определенные ограничения. Зачастую активная, динамичная музыка, которая связывает нас с конкретным моментом, является более подходящей. В некоторых ситуациях джаз может даже спасти жизнь или по крайней мере не потерять связь с нею, в то время как «Нъю-эйдж» и музыка окружающей среды способны поставить ее Под угрозу. Таковы выводы исследования, проведенного в 1993 году.

Во время эксперимента/который длился десять недель, служба социальной защиты штата Флорида ставила различную музыку в то время, когда звонившим предлагалось подождать, пока освободится психолог для разговора с ними. Каждый день кризисный центр получал около тысячи звонков с жалобами на насилие или эксплуатацию детей, неуважительное отношение к инвалидам или пожилым людям. Система автоответчика проигрывала различные типы музыки: классическую, популярную, расслабляющую, кантри и современный джаз. После этого эксперимент был повторен. Во время эксперимента самое меньшее число рассоединений, когда ожидающий клал трубку, происходило во время исполнения джаза, куда входили отрывки из музыки Майлса

Дэвиса, Арта Фармера, Джона Мак-Лаулина или Эстера Филлипса. Расслабляющая, естественная музыка давала самое большое количество рассоединений.

 

Образность и расслабление

 

Музыка для расслабления и снятия стресса позволяет организму высвободить и разрядить накопившуюся внутри отрицательную энергию. Тем не менее приближение и доступ к подсознанию требуют особой заботы. Слишком глубокая степень расслабления может привести к усилению боли, вызвать симптомы, которые слишком быстро проявляются. Это то же самое, что вмешаться в естественный процесс выздоровления. В том, что касается глубоко укоренившихся психологических проблем, вызванное музыкой расслабление иногда может дать поверхностный эффект. Если у слушающего нет соответствующей подготовки или руководства, музыка может стать катализатором и вызвать в его мозгу всевозможные темные образы.

Пугающие образы можно вызвать и без помощи музыки. Рассмотрим такой случай. Приезжает скорая помощь, пострадавшего укладывают на носилки, звучит громкая сирена, которая вызывает панику во всем районе. Транспортировка в больницу может вызвать заболевание! Гораздо лучше с терапевтической точки зрения (а также и более гуманно) было бы в машине скорой помощи надеть на больного наушники и включить успокаивающую музыку. Предпочтительно, чтобы это была музыка без вокала, построенная по принципу шестидесяти импульсов или ударов в минуту. Такая музыка помогла бы пострадавшему расслабиться, стабилизировала. его дыхание и смягчила последствия экстренной эвакуации.

Аналогичный подход целесообразно применять и в больнице. Моя знакомая Джуди сопровождала мужа в приемный покой больницы, когда у него возникли сильные боли в груди. После того как мужа проводили в палату, она перешла в комнату ожидания и увидела, что по телевизору показывают хирургическую операцию. На следующем канале преступник стрелял в полицейского из револьвера. Переключив телевизор на следующий канал, она увидела льва, пожирающего газель. К тому моменту, когда Джуди выключила телевизор, она от волнения не находила себе места. А ведь она не была пациентом! В книге по психологии медицины Норман Коузинс вспоминает историю, связанную с одним исследованием. В больнице пациенты с сердечными заболеваниями гораздо чаще умирали в присутствии лечащих врачей, чем в другое время. Очевидно, что их страхи в присутствии доктора нарастали и способствовали смертельному исходу!

Использование спокойных образов в качестве подготовительной меры перед хирургической операцией также оказывается чрезвычайно эффективным. Я рекомендую, чтобы больной подобрал альбом или сборник легкой классической музыки, не слишком медленной и не слишком быстрой, которая не связана с текстом, ведь он может вызвать нежелательные образы. Лучше всего использовать музыку без вокала, инструментальные записи ваших любимых мелодий, которые могут оказаться наиболее полезными. В течение трех дней перед операцией слушаете эту музыку, закрыв глаза. Представляйте себе успешный исход операции и повторяйте такие слова: «Я выздоравливаю». Это будет репетицией послеоперационного восстановления и поможет вам скорее привести себя в норму под ритмы музыки. Нужно сказать врачу или сестре, чтобы они включили музыку в послеоперационной палате, когда вас привезут туда. При этом магнитофон или проигрыватель можно поставить на автореверс. По мере того как вы начнете выходить из наркоза, музыка поможет вам: Вы почувствуете, что операция окончилась и начался процесс восстановления.

 

«Эффект плацебо»

 

Образность часто трактуется как своеобразное плацебо, т. е. таблетка, которая не содержит лекарства, но за счет самого факта часто дает положительный эффект. Конечно,.трудно сравнить клинический эффект от позитивного мышления, веры в выздоровление и образности. Даже наиболее подготовленные медики не могут разобраться в таких тонкостях. Тем не менее, признавая и неоднократно убедившись в «эффекте плацебо», современная медицина вынуждена признать, несмотря на весь свой скептицизм,.что плацебо «работает».

В своей профессиональной деятельности я постоянно сталкивался со свидетельствами силы ума. Я постоянно напоминаю студентам, среди которых в основном специалисты по охране здоровья, Преподаватели и музыканты, что для большинства излечимых болезней двадцать пациентов всегда поправляются вне всякой зависимости от системы, методов лечения или врача. К сожалению, другие двадцать процентов не поправятся независимо от того, сколько скрипичных концертов Моцарта они прослушали. Наша задача — сосредоточиться на тех шестидесяти процентах, которые остаются между этими категориями и могут получить большое облегчение от терапии с помощью музыки.

Истинным чудом являются не случаи чудодейственного исцеления от неизлечимых болезней, а сама возможность использования музыки и тонирования для того, чтобы повысить качество нашей жизни. Начиная от простейших земляных червей, которые выполняют колоссальную работу в области эволюции (по Дарвину), до учения Зен Догена о том, что «каждая капля воды делает море чуть-чуть глубже», нам постоянно напоминают, что самые великие изменения в жизни являются результатами медленных, постепенных и накапливающихся эффектов.

«Эффект плацебо» имеет уникальную музыкальную историю, которая чрезвычайно важна для понимания «эффекта Моцарта». В латыни слово плацебо означает «я понравлюсь». Оно пришло в английский язык в конце XI века. Плацебо является первым словом первого антифона псалма 114, который распевали во время вечери, особой католической службы, которая проводится по воскресеньям в святые дни. Вечеря представляет собой шестой ежедневный канонический час, время для молитвы после полудня или вечером. В это время псалмы обычно пели во славу Господа, для исцеления больных и во имя вечной памяти павших.

Нетрудно проследить, как «концепция плацебо» стала привычным словом. В средние века плацебо означало силу слушания священной музыки, которая исцеляет мозг, тело и душу. В более позднее время, когда власть церкви уменьшилась, а священная музыка, в частности григорианские песнопения, почти полностью были забыты, это слово перешло в медицинский лексикон. Медицинский словарь Хупера 1811 года объясняет плацебо как «любое лекарство, которое дают, чтобы успокоить пациента, а не принести ему конкретную,пользу». Сэр Вальтер Скотт использовал это слово в романе «Сент-Руан»: «Ничего серьезного мы не планируем. Просто плацебо — небольшое отвлечение для поднятия духа и увеличения эффекта прогулки по воде». Многие произведения Моцарта, как и музыка стиля барокко и классическая музыка тех времен, замышлялись как фоновая музыка — дивертисмент, а плацебо — для сановных вельмож и знати.

Сегодня под плацебо понимают не только то, что предназначено для снижения боли, но и пассивное вещество, которое используется в качестве «контрольного» при проведении научных экспериментов. Медицинские исследования постоянно показывают, что около одной трети испытуемых пациентов, которым дают таблетки из сахара, легкий соляной раствор или какой-нибудь другой заменитель, а не лекарство, замечают улучшение своего состояния. Врачи часто прибегают к плацебо при лечении таких заболеваний, как кашель, простуда, головные боли, морская болезнь, нервозность и различные виды болей.

Поэтому если образность имеет «эффект плацебо», то как она работает? Ключ можно найти в экспериментах, которые датируются еще 1930 годом, когда Эдмунд Якобсон разработал свою прогрессивную для того времени систему мускульного расслабления. В исследованиях физиологии мышц в университетах Чикаго, Корнелла и Гарварда Якобсон пришел к выводу, что когда он помещал электроды на соответствующую мышцу и просил пациента думать, например о ходьбе, то ЭМГ (электромиография) показывала возникновение электрических сигналов только в тех мышцах, которые работают при ходьбе. То же самое оказывалось верным, если он просил испытуемых представить себе отдых, пережевывание пиши или прыжки. Нам легче будет это понять, если мы вспомним мышечное напряжение, которое возникает у нас в организме в процессе сна. Образы, которые мы видим во сне, вызывают соответствующие сигналы в мышцах и органах тела.

В настоящее время проводятся многочисленные исследования, которые должны пролить свет на физиологические механизмы, которые стоят за «эффектами плацебо». В Калифорнийском университете в городе Сан-Франциско двадцать три пациента, у которых были удалены зубы, получили укол с плацебо спустя несколько часов после этой зубоврачебной операции. Более трети сообщили о том, что плацебо уменьшило боль. Само предложение и факт введение этого лекарства стимулировали выработку собственных эндорфинов — естественных веществ анестезии человеческого организма, которые повышают чувство комфорта и снимают боль. Когда эти же испытуемые позднее получали другие лекарства, которые блокируют образование эндорфинов, боль возвращалась в любом случае. Сила воображения или умственных образов была нейтрализована. Этот эксперимент показывает, что взаимосвязь, которая существует между мозгом и телом, позволяет организму выделять собственные, реальные и действенные болеутоляющие вещества в ответ на лечение «пустышкой».

В процессе исследований влияния образности, записанной на пленку музыки и активного расслабления на рабочих одного предприятия Джин Ахтенберг и Френк Лоулис пришли к выводу о положительном воздействии этих приемов на повседневные ритмы и гормональный уровень организма. В другом исследовании Ахтенберг, Лоулис и их коллеги обнаружили, что образы и музыка приводили к образованию более высоких уровней основных меток (маркеров) в иммунной системе (IgA).

Результаты этих и подобных экспериментов наряду с возникновением психо-нейро-иммунологии новой отрасли знаний много сделали для того, чтобы устранить сомнения относительно влияния музыки и образности. Норман Шили, доктор медицины, который активно занимается уменьшением боли и восстановлением здоровья в клинике в городе Спрингфилд, штат Миссури, сообщает о том, что расслабление, музыка и методы визуализации являются самыми важными приемами терапии, которые он предлагает пациентам. Доктор Нил Олшан, другой специалист по хроническим заболеваниям, сообщает, что почти шестьдесят процентов его пациентов научились контролировать свою боль с помощью образности и практически вернулись к активному образу жизни.

 

Плавание в подсознании

 

 

Каким образом образное мышление, воображение и музыка могут проникнуть в подсознание? На протяжении последних двадцати пяти лет одним из наиболее выдающихся исследователей, которые ставили перед собой этот вопрос, была Джин Хьюстон, в экспериментах которой используются музыка и творческая визуализация, чтобы возродить в каждом человеке мистические образы. Во время своих сеансов, которые длятся от трех до пяти дней, Хьюстон и ее актерская труппа, музыканты и танцоры, стараются воссоздать различные мифические истории, такие как «Одиссея», «Персифаль», «Волшебник изумрудного города» или легенды об Изизе и Осирисе. Они используют это для иллюстрации того, каким образом испытуемые могут легко воспроизвести образы и ритмы, так как они очень похожи на их собственные.

Сколько современных Орфеев дремлет внутри нас. Талант нужно обнаружить и вывести наружу. Кто из нас не подпадал, подобно Одиссею и его товарищам, под волшебное влияние хора сирен, который убаюкивает и тянет за собой в пропасть? Хьюстон приходит к выводу, что использование актеров для восстановления этих архетипичных драматических произведений создает гораздо более сложные образы, чем простая визуализация.

Музыка и образность могут заставить нас погрузиться в наш собственный мир. Я часто сравниваю это с путешествием. С одной стороны, люди испытывают похожие страхи — страх оставить свой дом и путешествовать в местах, где странные знаки и символы, где другой язык и незнакомый климат. Иногда хочется исследовать такой мир самостоятельно, не руководствуясь ничем, кроме собственной интуиции. С другой стороны, приносит пользу чтение всевозможных справочников, изучение карт. Мы можем также заказать строго спланированное путешествие, которое выполняется по графику. Несмотря на все страхи, любопытный путешественник всегда найдет способы исследовать новое, выстроив свой баланс между тягой к приключениям и чувством опасности.

На моих учебных семинарах я стараюсь быть таким гидом для слушателей. Иногда я совершаю с ними путешествия посредством музыки, поскольку очень важно, чтобы они обнаружили для себя новое в музыке и научились существовать в новой обстановке. С другой стороны, я часто веду себя более активно, работая над более глубоким внедрением музыки в их подсознание.

Для того чтобы путешествовать по нашему внутреннему миру, нужно оставить позади свою логику. Мы по-разному плаваем в бассейне и у побережья моря и ощущаем совершенно другой опыт, попав в Тихий океан. Существует много способов испытать душевные глубины, находясь у себя дома. Для одних океан является замечательным местом, полным чудесных рыб. Для других это темная, холодная пропасть, кишащая невидимыми акулами, готовыми проглотить вас. Все это есть в подсознании, от самого приятного до самого ужасного. Правильно подобранная музыка может помочь нам исследовать эти глубины, как будто мы опытные ныряльщики, готовые увидеть прелесть и ужас внутреннего подводного мира.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...