Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постановка целей на новый учебный год




В содержании целей имеет смысл указать, как соотносится воспитательная работа с социальным заказом, потребностями общества, интересами и потребностями обучающихся и их родителей.

Направления деятельности классного руководителя

В содержании деятельности классного руководителя по каждому из направлений необходимо отразить:

— работу с учителями, преподающими в классе;

— работу с родителями;

— индивидуальную работу с учениками;

— массовые дела класса, классные часы, собрания;

— традиции класса;

— участие в делах школы.

Планируемые итоги воспитательной работы

 

Для того чтобы эффективно работать, получать удовлетворение от своего труда и признание за его качество, учителя, педагогические коллективы и руководство школ стремятся привести деятельность классного руководителя в систему, найти оптимальное сочетание желаемого и возможного.

Первым шагом на этом пути является выделение специфических функций классного руководителя. При этом наряду с общими выводами формулируются специфические требования к работе классного руководителя, которые зависят от особенностей конкретной школы, ее социального окружения, контингента учащихся.

Результаты этого анализа оформляются, как правило, в должностной инструкции классного руководителя, которая после утверждения ее директором школы становится официальным документом.

Примерные нормы учета рабочего времени классного руководителя

Принципы расчета:

— каждый вид работы, включенный в обязанности, должен быть обеспечен временем на его выполнение;

— суммарное время на работу классного руководителя предусматривается из расчета 6 час. воспитательной работы

№ п/п Вид работы Периодичность Норма времени, мин в неделю
  Индивидуальные беседы, психолого-педагогические консультации ученика. Еженедельно  
  Работа с активом класса. Еженедельно  
  Классный час: анкетирование, тестирование. Еженедельно  
  Экскурсии, походы, спортивные мероприятия, посещение театра, проведение вечеров, праздников и других форм коллективной воспитательной работы. 2 раза в четверть по 1,5 часа  
  Наблюдение учащихся на уроках. 1 урок в 2 недели  
  Посещение семей. 10 семей в год, 1–1,5 часа на посещение  
  Встречи с учителями, другими специалистами. Малые педсоветы, педагогические консилиумы. 3–4 встречи в неделю, 2–3 педсовета в год  
  Родительские собрания. Индивидуальные консультации родителей. 1 раз в четверть 40–45 мин. Еженедельно по 15 мин.  
  Контроль посещаемости, организация питания. Ежедневно  
  Дежурство по школе. По графику  
  Организация уборки кабинета. Ежедневно  
  Организация трудовых дел. Ежемесячно по 1 часу  
  Проверка дневников. Еженедельно  
  Ведение классного журнала. Еженедельно  
  Ведение личных дел учащихся, составление характеристик, справок, планов, отчетов. По мере необходимости  
  Подготовка сценариев, разработок внеклассных мероприятий. 1 сценарий или разработку в год  
  ИТОГО    

— различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время.

Определив формальные рамки в деятельности классного руководителя, были определены основные направления деятельности классного руководителя.

Основные направления деятельности классного руководителя

Здоровье

§ Совместная деятельность с руководителями физической культуры и медицинскими работниками лицея по проведению физкультурно-оздоровительных и санитарно-просветительских мероприятий;

§ загородные экскурсии и походы;

§ консультации специалистов по итогам ежегодной диспансеризации, контроль за выполнением их рекомендаций;

§ индивидуальная работа с каждым учащимся по режиму дня на основе медицинских данных, наследственной предрасположенности.

Учение

§ Обеспечение руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся: их самообразованием;

§ совместная работа с учителями-предметниками, завучем по соблюдению учебной дисциплины;

§ посещение уроков с целью выявления способностей, возможностей учащихся;

§ организация консультативной помощи по предметам;

§ включение учащихся в исследовательскую работу.

Общение

§ Организация систематической работы по нравственному воспитанию;

§ овладение правилами функционирования в урбанизованной среде;

§ обсуждение вопросов по культуре поведения и общения.

Досуг

§ Обеспечение педагогического руководства и влияние на досуговую сферу школьников;

§ создание условий для культурного досуга, использования клубных форм общения по интересам и т. д.;

§ отработка методики внешних взаимосвязей.

Семья

§ Изучение условий воспитания детей в семье;

§ организация комплексного подхода к воспитанию детей в семье;

§ оказание помощи семье и тактическое корректирование процесса семейного воспитания, а не информирование родителей главным образом о неуспеваемости или недисциплинированности их ребенка. Это означает: соответствие предъявляемых требований возможностям и стремлениям ребенка, а также осуществление родителями психотерапевтической функции в отношении детей, т.е. осознание того, что они являются психологической опорой для ребенка.

 

 

Педагогическому планирова­нию присущи следующие функции:

направляющая, связанная с определе­нием в процессе планирования;

цели и содержания педагогической дея­тельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;

прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана форми­руется педагогический замысел, проекти­руется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;

координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и где должен делать; контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к дости­жению намеченной цели;

репродуктивная (воспроизводящая),предполагающая то, что через промежу­ток времени по плану можно восстано­вить содержание и объем выполненной работы.

 

Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим образом:

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Время проведения Название мероприятия Кто проводит Отметка о выполнении
       

Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Учебные недели Коллективные дела учащихся Оперативная работа классного руководителя Оценка результатов проделанной работы
1-7 сентября 1 сентября. День знаний Пригласить на встречу научных работников, специалистов различных отраслей .
. 3 сентября. Собрание учащихся на тему "Вопросы, которые тебя волнуют" Объявить конкурс на лучшее коллективное дело. Распределить обязанности на перспективу. Помочь редколлегии выпустить стенгазету о летних каникулах .
. 6 сентября. Родительское собрание на тему "Как помочь детям организованно начать учеб­ный год?" Выявить и привлечь родителей, способных помочь в организации и проведении намеченных полезных и интересных коллективных дел .

В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.

ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия просветительского характера. В понедельник преподаватели истории, литературы могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам коллективных дел. Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют возможность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить выставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Субботу как преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители художественной самодеятельности и других объединений учащихся. В воскресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, - планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных учреждений.

Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом:

ЛИНЕЙНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Профиль дня недели Апрель
30-я неделя 31-я неделя 32-я неделя 33-я неделя
Понедельник. День просвещения учащихся 1/4. Собрание класса "Старт последней четверти" 8/4. Информация "Мир за неделю" 15/4. Заочное путешествие "По Республике Беларусь" 22/4. Беседа "Новости культуры"
Вторник. День родителей. День стенной печати 2/4. Родительское собрание 9/4. Выпуск стенной печати 16/4. Консультация родителей .23/4. Оформление стенда "Учись учиться"
Среда. Трудовые дела учащихся 3/4. Очистка школьного двора от снега 10/4. Участие в школьном смотре-конкурсе технических изобретений .17/4. Подготовка гнездовий для птиц .24/4. Встреча с производствен- никами'
Четверг. Работа с активом класса и школы 4/4. Встреча с организаторами спортивных секций 11/4. Консультация организаторов КТД к очередным мероприятиям 18/4. Беседа с активом объединений учащихся (пионеров, скаутов). .25/4. Индивидуальные поручения учащимся
.Пятница. Учебные дела учащихся 5/4. Беседа "Учиться на совесть - долг или одолжение" 12/4. День космонавтах и (КВН, викторины, беседы, смотры и др.) .19/4. Конференция по результатам кружковой и внеклассной работы .26/4. День олимпиад по предметам

Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели показаны условно. К тому же все их провести в течение одной недели затруднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни, свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.

Кроме всего прочего, хочу предложить Вашему вниманию форму плана воспитательной работы который использовался мной ранее.

 

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Дата Работа с учащимися Работа с семьёй
Общешк. мероприятия Классные мероприятия Индивид. работа Общешк. мероприятия Индивид. работа
           

 

Календарно-тематические планы.

 

Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-тематические планы. В них также предусматривается характеристика ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год представлено в виде разделов, система которых отражает основные направления воспитательной работы в классе:

Организационно-педагогические мероприятия.

Воспитание положительного отношения школьников к учению.

Политический кругозор учащихся.

Воспитание нравственных ценностей у школьников.

Подготовка учащихся к труду и выбору профессии.

Дисциплина и культура поведения учащихся.

Физическая культура и здоровье учащихся.

Экологическое воспитание.

Свободное время учащихся.

Работа с родителями и общественностью.

 

По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ

Программно – целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения. Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути – способы - средства". Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, разрабатывается программа действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является составление конкретной программы достижения желаемых результатов.Как уже было сказано, первым этапом программно-целевого планирования является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные способы их достижения. Рассмотрим эту процедуру подробнее.Тема, над которой работает школа «Личностно-ориентированное воспитание и образование школьников». Основная цель школы – формирование личности, способной к самовоспитанию и самообразованию, гуманной и духовно свободной, уважающих себя и других». Постановка целей при программно-целевом методе планирования представляет собой формирование "древа целей ". Затем в соответствии с ним определяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевой комплексной программой развития школы. (см. схему 1 и приложения). Воспитательная работа школы – составная часть планирования учебно-воспитательного процесса. Опираясь на комплексную программу развития школы, каждый классный руководитель составляет план воспитательной работы с классом.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...