Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реквием, KV 626




История создания

Реквием – последнее, незаконченное произведение Моцарта, заказано графом Францем фон Вальзегг цу Штуппах, скупавшим произведения бедствующих композиторов и выдававшим их за свои. Реквием предназначался для ежегодного исполнения в память о жене графа. Работа над сочинением началась в середине 1791 года и откладывалась несколько раз – ради оперы «Милосердие Тита», написанного для исполнения на коронации Леопольда II в Праге, ради «Волшебной флейты», премьера которой состоялась 30 сентября, ради концерта для кларнета с оркестром и «Маленькой масонской кантаты», исполненной 20 ноября. Тогда же композитор занемог и писал Реквием, лежа в постели. Отдельные готовые фрагменты пропевались с участием жены Констанцы и ученика Зюсмайра. Смерть оборвала жизнь Моцарта в ночь с 5 на 6 декабря. Поскольку Констанца Моцарт не хотела и не могла вернуть выданный за сочинение аванс в 50 дукатов, она решила обратиться к композитору Эйблеру с просьбой о досочинении. Он закончил инструментовку ряда номеров, но от продолжения отказался, и имевшиеся материалы обработал и досочинил Зюсмайр. Скорее всего, в его распоряжении были некоторые черновики Моцарта, которые не сохранились. В XIX веке была найдена партитура Моцарта, благодаря чему мы знаем, что именно успел записать великий гений.

Жанр

Реквием – это заупокойная месса, служится в католической церкви при поминовении усопших, звучит на латинском языке, текст канонический. От праздничной мессы реквием отличают части Requiem aeternam, Dies irae, Offertorium, Lux aeternam, которые есть только в реквиеме. В нем нет типичных для мессы частей Gloria и Credo. Кроме Моцарта, реквиемы писали также Шютц, М. Гайдн, Керубини, Россини, Берлиоз, Верди, Сен-Санс, Брукнер и др.

Строение Реквиема и написанные Моцартом фрагменты

§ Requiem aeternam – (лат. ) – «Вечный покой даруй им, Господи». (Закончен. )

§ Kyrie eleison – (древнегреч. ) – «Господи, помилуй. Христе, помилуй. Господи, помилуй». (Имелись хоровые голоса и фрагменты инструментовки. )

§ Dies irae – (лат. ) – так называемая Секвенция. (Сохранились хоровые голоса, иногда цифрованный бас. ) Моцарт разделил этот текст на 6 разделов.

– Dies irae – «День гнева, тот день превратит мир в пепел…»

– Tuba mirum – «Трубы удивительный звук пронесется над кладбищенскими странами…»

– Rex tremendae – «Царь потрясающего величия, …спаси меня, источник милосердия…»– Recordare – «Вспомни, Иисус милосердный, что я был причиной твоего пути, не погуби меня в тот день…»

– Confutatis – «Отвергнув нечестивых…, призови меня с благословенными…»  

– Lacrimosa – «Полон слез тот день, когда восстанет из праха, чтобы быть судимым, человек... » (Сохранилось 8 тактов. )

§ Offertorium – (лат. ) – таинство принесения бескровной жертвы, Евхаристия. (Партитурный набросок, оркестровка завершена Зюсмайром. )                             

– Domine Jesu Christe – «Господи, Иисус Христос, Царь славы, освободи души всех верных усопших от мук ада…, святой Михаил да введет их в священный свет, который Ты некогда Аврааму обещал и потомству его».

– Hostias – «Жертвы и мольбы Тебе, Господи, с мольбою возносим…»

§ Sanctus – (лат. ) – «Свят Господь Саваоф». (Отсутствовал, предположительно закончен Зюсмайром по эскизам Моцарта, содержащим первую половину номера. )

§ Benedictus (лат. ) и Osanna – (евр. ) – «Благословен грядущий во имя Господне» и «Да будет спасен» (музыка этих номеров отсутствовала)

§ Agnus Dei – (лат. ) «Агнец Божий, взявший на себя грехи мира, помилуй нас» (музыка отсутствовала).

§ Lux aeternam – (лат. ) – «Вечный свет даруй им, Господи» (музыка отсутствовала. Зюсмайр повторил вторую половину Requiem aeternam и фугу Kyrie. ).      

Cтиль

Стиль Реквиема и последних духовных сочинений отличается от стиля созданных в Зальцбурге 17 месс. В последний год жизни Моцарт был серьезен и религиозен. Музыка Баха и Генделя, которую Моцарт обрабатывал и расшифровывал для исполнения на концертах у ван Свитена, оказала влияние на его собственные сочинения, сделав их более глубокими, строгими, возвышенными, пророческими, близкими стилю эпохи барокко.

 

Исполнительские силы

Оркестр – без высоких духовых и валторн, но с тромбонами; их использование было характерно для церковной музыки. Состав оркестра: 2 бассетгорна, 2 фагота, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, струнные, орган. Партия органа записана цифрованным басом, как у композиторов эпохи барокко.

Смешанный хор, в котором партию дискантов и альтов исполняли мальчики.

4 cолиста – сопрано, альт, тенор, бас.

 

Краткий музыкальный анализ

· «Requiem aeternam»: строгий, благородный характер, сдержанная скорбь, слышна мерная поступь, использован «роковой» d-moll.

 

 

·  «Kyrie eleison»: текст, обычно разбиваемый на 3 фрагмента («Господи, помилуй; Христе, помилуй; Господи, помилуй»), звучит одновременно в темах двойной фуги с совместной экспозицией. Напряженно-драматический характер, патетика. 1-я тема со скачком на ум. 7 напоминает фугу g-moll из I тома ХТК Баха и одновременно суровым и властным звучанием – стиль Генделя. Близка " темам креста". 2-я тема с распевом шестнадцатыми воссоздает барочные юбиляции.

 

 

 

· «Dies irae»: состоит из нескольких номеров. Текстом является одна из средневековых «секвенций», т. е. стихотворных вставок в пространные распевы «Аллилуйя». Сочинен Фомой из Челано в середине XIII века во время эпидемии чумы. Моцарт не использует музыкальную тему секвенции, которую включают в свои произведения многие композиторы как символ смерти (например, Берлиоз, Лист, Рахманинов). Собственно раздел «Dies irae» звучит мрачно, мощно, рисуя день Страшного суда. Аккорды во властном ритме исполняются хором на фоне тремоло струнных, труб и литавр.


 

 

 

– «Tuba mirum» написана для вокального ансамбля, открывается мелодией солирующего тромбона, рисующего трубу Предвечного, созывающую всех на суд. Настроение номера светлое и величавое, передающее тайну воскрешения всех усопших.

 

 

 

– Музыка «Rex tremendae majestatis» почти на всем протяжении номера передает мрачное величие Бога («Царь ужасающего величия»). Яркие повторяющиеся возгласы хора «Rex» перемежаются суровыми нисходящими унисонами в пунктирном ритме. Последняя строка текста («salve me» – «спаси меня, источник милосердия»), однако, особо выделена трогательно-жалобным характером на pp.


 

 

– «Recordare» исполняется солистами. Значение этого номера подчеркивал сам Моцарт. Предчувствуя приближение смерти, он старался завершить эту часть, как содержащую основную идею реквиема – надежду на милосердие Божие. Звучит прозрачно и строго в полифонической фактуре.

 

 


– «Confutatis» – драматическая картина, открывающаяся изображением страданий обреченных в адских вихрях (возгласы хора на фоне оркестровых унисонов в басу). Этому устрашающему образу отвечает тихая мольба (женские голоса со словами «Voca me» – «Призови меня с благословенными»).

 

 

 

 

– «Lacrimosa» – последняя часть секвенции (d-moll) возвращает скорбное настроение церковного обряда. Начальная интонация хора с малой секстой и мотивом lamento звучит как надгробный плач. Мощное восхождение в мелодии (гамма в полторы октавы) с постоянными модуляциями в гармонии на слова «qua resurge tex favilla» рисует величественно-мрачную картину восстания умерших из гробов. На 8-м такте моцартовская партитура обрывается.

 

 

 

 

 

· Offertorium:

 

– «Domine Jesu Christe» – состоит из 3 разделов. В первых двух во внезапных ff слышится изображение мук ада (изобразительность можно считать влиянием на Моцарта музыки Баха).

 

 

 

 

 

 

Третий раздел – «Quam olim Abrahae promisisti» – «Как Ты обещал Аврааму и потомству его». Это фуга на тему, полную энергии и воли, близкую старинным церковным мелодиям.

 

– В Hostias первую половину текста Моцарт проводит дважды, один раз светло и возвышенно в Es-dur и в церковном духе, второй раз – с мрачным величием в b-moll. В конце дословно повторяется фуга из предыдущего номера – (жизнь, «которую Ты обещал Аврааму и потомству его»).

 

 

 

В дальнейших частях много вдохновенных, гениальных мест, вероятно, почерпнутых Зюсмайром из черновиков Моцарта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По мнению исследователей, в инструментовке разделов, досочиненных Зюсмайром, есть и маловыразительные приемы, выдающие руку ремесленника, а не мастера.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...