Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Э.Григ. П.И.Чайковский (1840 – 1893)




Э. Григ

(15 июня 1843, Берген – 4 сентября 1907, Берген)

 

Классик норвежской музыки, Григ впервые сделал ее достоянием всего мира.

 

Биография

· Композитор родился в Бергене, втором по значению городе Норвегии, 15 июня 1843 года. Полное имя Эдвард Хагеруп Григ. Сын английского консула и коммерсанта Александра Грига. Прадед являлся выходцем из Шотландии. Мать – талантливая пианистка.

· Музыкальное образование и впечатления детства

– с 6 лет – обучение игре на фортепиано матерью,

– домашние музыкальные вечера («оперные собрания») с участием певцов,

– культ Моцарта в семье,

– общение со знаменитым норвежским скрипачом и фольклористом Уле Буллем.

· Профессиональное музыкальное образование

– обучение в Лейпцигской консерватории (1858-1862), основанной в 1843 году Феликсом Мендельсоном. Испытал дух педантизма и консерватизма в некоторых классах. Плодотворными были занятия в классе фортепиано у Венцеля, друга Шумана, и Мошелеса – первоклассного пианиста и пропагандиста творчества Бетховена.

– яркие впечатления от концертной жизни в Лейпциге, прежде всего в Гевандхаузе (знаменитом концертном обществе). Прослушивание музыки Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Вебера, Шуберта, Шумана, Шопена, Мендельсона, Глинки, Вагнера способствовали развитию личности Грига. Восхищение концертами Клары Шуман. Шуман навсегда становится любимым композитором Грига. В сочинениях этой поры – влияние Шуберта, Шумана, Мендельсона.

· Жизнь в Копенгагене, ранний период творчества, становление стиля (1862-1865).

– занятия с Нильсом Гаде, датским композитором-романтиком; Гаде не выявлял самобытность стиля Грига; создание симфонии под руководством Гаде;

– встреча с Г. Х. Андерсеном, ценившим музыку Грига, создание романсов на его стихи, влияние Андерсена на Грига – в стремлении к национальному в творчестве;

– новая встреча с Уле Буллем, познакомившим Грига с норвежскими народными песнями и танцами;

– встреча с Рикардом Нурдроком, норвежским композитором, знатоком норвежского фольклора; благодаря влиянию Нурдрока складываются эстетические взгляды Грига, постепенно вырабатывается его оригинальный стиль, пронизанный интонациями норвежской народной музыки;

– совместная с Нурдроком организация общества «Эвтерпа» для пропаганды музыки скандинавских композиторов,

– встреча с двоюродной сестрой Ниной Хагеруп, чья семья переехала в Данию; любовь к Нине, талантливой певице и в дальнейшем гениальной исполнительнице романсов Грига, их помолвка.

· Жизнь в Христиании, столице Норвегии, зрелый период творчества (1866-1874)

– свадьба Эдварда и Нины в 1867 году;

– расцвет творчества, создание первой тетради «Лирических пьес» (1867) и концерта для фортепиано с оркестром (1868);

– знакомство и сотрудничество с норвежским писателем Бьернсоном (1832-1910), одним из четырех самых знаменитых литераторов Норвегии; кантата «Возвращение на родину» на его стихи, музыка к драме «Сигурд Крестоносец», попытки написания оперы «Улаф Трюггвасон» (Улаф – король, крестивший Норвегию);

– приглашение на пост дирижера филармонического общества;

– музыкально-критическая деятельность;

– рождение дочери Александры в 1868 году, ее смерть год спустя от менингита, депрессия Нины, ее отчужденность; супруги продолжали совместные концертные выступления;

– высокая оценка Листом первой скрипичной сонаты Грига, восхищенное письмо Листа Григу в 1868 году, грант правительства на поездку в Италию в 1870 году, встреча с Листом, его одобрение фортепианного концерта, советы по оркестровке.

· Окрестности Бергена весной и летом, Христиания и Европа осенью и зимой (1874-1907)  

– государственная пожизненная стипендия (1874 ), давшая возможность сократить концертную деятельность и вернуться в Берген;

– просьба Генрика Ибсена (великого норвежского писателя) о создании музыки к драматической поэме «Пер Гюнт», которую решено было поставить на сцене; работа над музыкой, премьера в 1876году, грандиозный успех благодаря музыке;

– болезнь легких, возможность жить во влажном климате только летом, строительство «Тролльхаугена» («Холма троллей») – домика на берегу фьорда недалеко от Бергена;

– активная концертная деятельность в качестве исполнителя собственных фортепианных сочинений, дирижера и аккомпаниатора Нины Григ ( с 1880-х);

– встреча с Чайковским в Лейпциге (1888). Из письма Чайковского о Григе: это «очень маленького роста человек… весьма тщедушной комплекции… с высоко взбитыми белокурыми кудрями на голове и очень редкой… бородкой и усами, … его глаза напоминали взгляд невинного прелестного ребенка». Чайковский посвятил Григу увертюру-фантазию «Гамлет»;

– организация Григом первого музыкального фестиваля в Бергене (1889);

– создание двух сюит на основе музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»: №1, Ор. 46 (1888), №2, Ор. 55 ( 1891);

– создание шести тетрадей «Лирических пьес», около десяти сборников песен (1891-1901);

– объявление независимости Норвегии от Швеции (1905);

– публикация остроумной автобиографической повести «Мой первый успех» (1905);

– смерть Грига от приступа астмы 4 сентября 1907.

 

Основные сочинения

Работал больше всего в жанре миниатюры. Перу Грига принадлежат:

§ соната для фортепиано ми минор (1865)

§ «Лирические пьесы», 10 тетрадей (1867-1901)

§ концерт для фортепиано с оркестром (1868)

§ «Сигурд Крестоносец», музыка к драме Бьернсона (1872)

§ «Пер Гюнт», музыка к драме Ибсена (1875), 2 сюиты для оркестра на основе музыки к драме (1889) и (1891)

§ «Норвежские танцы» для фортепиано в 4 руки, переработаны для оркестра (1881)

§ «Симфонические танцы» (1898)

§ обработки народных песен и танцев

§ около 150 песен и романсов на стихи Андерсена, Ибсена, Бьернсона, Гейне, Уланда, Шамиссо, Паульсена, Винье.

Стиль музыки Грига

· Стиль музыки Грига глубоко национален и в этом заключается его новаторство. Оно проявляется в ладовом своеобразии (композитор использует лады, встречающиеся в


норвежском фольклоре – лидийский, дорийский и др. ), оригинальности модуляций, новаторстве гармоний и ритмов. Настольной книгой Грига был сборник народных песен Линдемана, который композитор называл «своим Евангелием»;

· Характерны общительность, эмоциональность, искренность, душевная теплота, мудрая простота, тонкая лирика, высокая сдержанность чувства; нет пафоса Вагнера, драматизма Верди, трагедийности Чайковского. Чайковский о Григе: «Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, неудивительно, что Грига все любят»;

· Григ – гениальный мелодист;

· Григ не был радикальным новатором в области формы, в отличие от Листа и Вагнера. Однако, формы его произведений замечательно проработаны, «отточены». В сонатных allegro развитие заключается не в мотивной разработке, а в вариационном преобразовании и новом, «картинном» освещении тем.

Виды деятельности

– композиторская деятельность,

– исполнительская деятельность в качестве пианиста и дирижера. Играя свои сочинения завоевал всемирную популярность. Исполнительский стиль романтичен, свободен, в кантилене звук певучий, скерцозным моментам присуща острота;

– музыкальная общественная деятельность;                                                                                                                                

– музыкальная публицистика.

Концерт для фортепиано с оркестром a-moll

 

Написанный в 1868 году, стал одним из лучших в мировой музыкальной литературе.                                                                  Лирический, подобно концертам Шопена, концерту Шумана, концерту №1 Чайковского, отличается ярким национальным колоритом, виртуозной партией фортепиано.

                                                                                                                                   

История создания и исполнения

Первая редакция содержала оркестровые подсказки Листа, высоко ценившего концерт (например, П. т. I части звучала у трубы патетично). Вторая редакция – возвращение к оригинальному авторскому замыслу, с более «легкой», простой и поэтичной инструментовкой (П. т. 1 части – виолончели). Первое исполнение – 3 апреля 1869 года. в Копенгагене лучшим скандинавским пианистом Эдмундом Нейпертом (дирижер Хольгер Симон). Григ отсутствовал, связанный служебными обязанностями в Христиании. На концерте присутствовали Нильс Гаде и Антон Рубинштейн, находившийся на гастролях в Дании. Рубинштейн любезно предоставил Нейперту свой рояль, который всегда возил с собой. Шумный успех. Второе исполнение прошло под управлением Грига. В России концерт впервые сыгран в 1876 году, дирижировал Э. Направник.

 

Образы: восхищение красотой родной природы, светлая лирика, волевые и решительные чувства.

                                                                                                            

Строение– традиционный для концерта трехчастный цикл, в отличие от одночастных концертов Листа.

 

Краткий музыкальный анализ                                                                                                    

I часть, Allegro molto moderato (a-moll).

Сонатная форма со вступлением, каденцией и кодой. Сонатная форма трактована как череда картин.

Вступление – мощные низвергающиеся аккорды передают волевое, решительное утверждение. Национальный колорит создается характерным для норвежской музыки оборотом I – VII гарм – V ступени.                                                                                                    

В главной теме 2 элемента – волевой, суровый в ритме народного танца и страстный, певучий. Национальное своеобразие создается ладовой переменностью (dur moll) в первой попевке и необычным гармоническим оборотом D – S во второй. Главная тема проводится сначала в оркестре, потом у солиста с сопровождением.


Связующая часть скерцозная, народно-танцевальная. Раздел подготовки побочной – пасторальный, на D органном пункте.                                                                            

 Побочная тема первый раз звучит в оркестре (соло виолончели), второй раз у фортепиано. Светлая сердечная лирика. Национальная окраска создается ладовой переменностью (dur moll натуральный), мерцанием II и IV повышенных, VI пониженной ступеней, перегармонизацией мотива.

                                          

 

 

Заключительная тема – синтез тем вступления и главной, tutti;                              

Разработка – вариантное изменение обоих элементов главной темы: волевой становится элегическим (соло флейты), лирически-страстный наполняется решимостью. Тональный план:  e f fis.                                                                              

 Реприза. Главная партия звучит в a-moll, а побочная – в A-dur.                                                                                                   

 Каденция солиста – кульминация I части: на фоне бурных арпеджио мощное звучание главной темы, подобное гимну великой северной стране, ее величественной природе, ее сильным людям.                                                                  

Кода-завершение.

                                                                                                                         

II часть, Adagio (далекая тональность Des-dur).

Трехчастная форма с динамической репризой. Основная тема – пианиссимо, играет только оркестр, струнные с сурдиной, мелодия звучит благородно-возвышенно как дифирамб красоте норвежской природе, фон - хоральное сопровождение.

 

 

Средний раздел исполняется солистом и напоминает пастушеские наигрыши. Динамическая реприза звучит на фортиссимо у фортепиано с оркестром восторженно и величественно.

                                          

Финал, Allegro moderato e molto marcato (a-moll).

Сонатная форма с эпизодом вместо разработки, с кодой на материале эпизода.                                                

Главная тема звучит энергично и собранно в ритмах народного танца. Национальный колорит усиливается полифункциональным сочетанием T и D в гармонии (тонический органный пункт).

 

 

Побочная тема (C-dur) начинается мощными гимнично звучащими аккордами, продолжением которых становятся народно-танцевальные ритмы.

 

                                                               

Эпизод на месте разработки, Adagio (F-dur). Центральный раздел финала строится на новой теме, которую можно назвать «темой родины» – пасторальное соло флейты с типично норвежским оборотом I – VII – V ступени.

 


 

                                         

 Кода (A-dur) на теме лирического эпизода – кульминация финала: «тема родины» в миксолидийском ладу у труб и тромбонов в пульсирующем ритме звучит как восторженный гимн.

 

П. И. Чайковский (1840 – 1893)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...