Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аудит учредительных документов и расчетов с учредителями.

Общая характеристика аудита и аудиторской деятельности (ФЗ-307)

Аудит – внешний независимый фин. контроль, который осуществляется независимыми декламированными аудиторами, не работающими в проверяемой компании.

Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ст.1) аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).

Аудит не заменяет функции органов гос. контроля за работой предприятий, учреждений и организаций.

Аудиторские организации, являясь субъектами контроля, распространяют свою деятельность на платной договорной основе, прежде всего на не гос. организации. Однако аудит может быть проведен и оказаны сопутствующие аудиторские услуги по заказу любого клиента, заключившего договор.

Главная цель аудита заключается в определении достоверности и правдивости фин. отчетности аудиторский организаций, а также контроле за соблюдением норм и законов хоз. права и налогового законодательства.

Результатом аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Другими словами, аудитор должен дать объективную оценку достоверности, полноты и точности отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств и фин. результатов деятельности за определенный период, проверки соответствия принятой на предприятии учетной политики законодательству и нормативным актам и ее соблюдение.

Под достоверностью в аудите понимают степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудитор должен обеспечить разумную уверенность, что проверенная им финансовая (бухгалтерская) отчетность в целом не содержит существенных искажений.

Ограничения, характерные для аудита и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений связаны с тем, что: 1) в процессе аудита применяются выборочные методы проверки и тестирования; 2) работа аудитора основана на его профессиональном суждении; 3) аудиторские доказательства, собираемые аудитором в большей степени являются доводами в подтверждение или опровержение выводов или предположений аудитора и не носят исчерпывающего характера; 4) любые системы бух. учета и внутреннего контроля не являются совершенными.

Кроме подтверждения достоверности отчетности аудиторы в процессе своей деятельности согласно заключенного договора могут решать широкий спектр задач:

· выявление резервов, использование фин. ресурсов;

· разработка предложений по улучшению фин. положения на основе анализа фин.-хоз. деятельности;

· оптимизация затрат;

· постановка, ведение, постановление бух. учета;

· планирование и оптимизация налогооблагаемых баз и анализ правильности исчисления и уплаты налогов;

· решение бухгалтерских, правовых, управленческих и других вопросов путем консультирования;

· и т.д.

Т.О., понятие «аудиторская деятельность» более широкое и включает проведение аудита и оказание сопутствующих аудиторских услуг.

Результаты аудита оформляются аудиторским заключением, а результаты оказания сопутствующих аудиторских услуг зависят от условий договора и могут быть представлены в виде отчетов, рекомендаций, графиков, таблиц, схем и т.д.

Основными предпосылками действенности аудита бух. отчетности являются: 1) качественные стандарты аудиторской деятельности соответствующие международным; 2) четкие правила независимости аудиторов и аудиторских организаций; 3) соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями Кодекса профессиональной этики; 4) единые квалификационные требования к аудиторам; 5) контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций, в том числе и со стороны профессиональных аудиторских объединений; 6) эффективная система гос. надзора за аудиторскими организациями.

Аудит учредительных документов и расчетов с учредителями.

Целью проверки учредительных документов признается подтверждение законных оснований деятельности организации на протяжении всего периода ее функционирования от момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации.

Аудиторская организация (аудитор) при осуществлении проверки учредительных документов, формирования уставного капитала и расчетов с учредителями должны руководствоваться следующими законодательными актами и нормативными документами:

-Гражданский кодекс РФ, часть I от 30.11.1994 г. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 14.11.2013);

-Гражданский кодекс РФ, частьII от 26.01.1996 г. (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (действующая редакция от 01.09.2013);

-Федеральный закон "Об акционерных обществах" №208-ФЗ от 26.12.1995 г. (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) (действующая редакция от 06.11.2013);

-Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (принят ГД ФС РФ 22.04.2011) (действующая редакция от 01.09.2013);

-Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" №39-ФЗ от 22.04.1996 г. (принят ГД ФС РФ 20.03.1996) (действующая редакция от 30.09.2013);

-Налоговый кодекс РФ, часть I от 31.07.1998 г. (ред. от 02.11.2013).);

-Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 25.11.2013);

-Федеральный закон "О бухгалтерском учете" №402-ФЗ от 06.12.2011 г. (ред. от 02.11.2013);

-Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.) (ред. от 24.12.2010г);

-План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.) (ред. от 8.11.2010);

-Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ №43н от 06.07.1999 г.);

-Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)" (ред. от 27.04.2012);

-Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) (ред. от 27.04.2012);

-Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) (ред. от 27.04.2012);

-Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н (ред. от 04.12.2012) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 №18023)

Источники информации: 1) устав или учредительный договор; 2) протоколы собрания учредителей; 3) свидетельство о государственной регистрации предприятия; 4) свидетельство о регистрации в Министерстве экономики РФ для предприятий с участием иностранного капитала; 5) свидетельство о регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, во внебюджетных фондах; 6) проспекты эмиссии; 7) реестр акционеров для акционерных обществ; 8) лицензии; 9) акты оценки имущества, внесенного в счет оплаты акций (долей уставного капитала); 10) учетные регистры и пр.

Уставный капитал - совокупность вкладов участников (собственников) в имущество при создании организации для обеспечения ее деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Проверяя формирование уставного капитала, аудитору следует убедиться в достоверности его суммы. Ее показывают в балансе и в отчете о движении капитала (форма № 3). Сальдо по счету 85 «Уставный капитал» должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах организации.

Для достижения цели аудита учредительных документов должны быть решены следующие задачи:

1. Определить юридический статус предприятия. Сферу деятельности и права его функционирования.

2. Установить наличие лицензий по видам деятельности подлежащего лицензированию.

3. Проверить полностью ли проведены все расчеты с учредителями, соблюдено ли законодательство по налогам.

План и программа проверки.

В ходе проверки учредительных документов необходимо установить: 1) структуру управления в организации и полномочия руководителей всех уровней при принятии соответствующих управленческих решений; 2)своевременность внесения изменений в учредительные документы (если таковые были); 3) виды деятельности предприятия; 4)учредителей организации, их права и обязанности; 5) размер уставного капитала и доли каждого учредителя; 6) своевременность внесения учредителями своих долей в уставный капитал; 7) правильность оформления документации по взносам в уставный капитал; 8) предусмотрено ли в уставе осуществление внешнеэкономической деятельности; 9) предусмотрено ли в учредительных документах создание резервного и других фондов; 10) имеет ли право организация создавать на территории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс; 11) наличие лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством; 12)порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении по итогам года после уплаты обязательных платежей; 13)правильность начисления доходов учредителей и акционеров и удержания налогов на доходы и т. п.

Поступление взносов учредителей проверяется на основании данных первичных документов и записей по Кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции с дебетом счетов учета основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, материалов, товаров, денежных средств. Целесообразным для повышения качества проверки является проведение инвентаризации имущества и иных имущественных прав, числящихся в качестве взносов в уставный капитал.

Ошибки и нарушения при ведении бухгалтерского и налогового учета.

Ошибки по субсчету 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»

1. Отсутствие контроля за своевременным погашением долга учредителями.

2. Несвоевременное удержание налога с доходов учредителей и перечисления налога в бюджет (с начисленных дивидендов в АО, с доходов в ООО, начисленных учредителям, не работающим в данной организации)

3. Необоснованное отражение начисленного дохода на вложенный капитал учредителям (акционерам), работающим в данной организации, по кредиту счета 75-2 (вместо кредита счета 70)

4. При выплате дивидендов не в денежной форме, а в натуральной форме (например, в форме передачи готовой продукции, выполненных работ, услуг или товаров), последние не включены в объем реализации. Даны проводки Дт 75-2 Кт 41, 43, 20.

Ошибки на счете 80 «Уставный капитал»

Несоответствие кредитового сальдо по счету 80 величине уставного капитала, отраженной в Уставе организации

Обобщение результатов проверки осуществляется исходя из целей и задач по проверке данного раздела в рабочих документах, где может быть отражена следующая информация: 1) соответствует ли кредитовый остаток по счету 80 заявленной в учредительных документах сумме уставного капитала; 2) полностью ли внесли учредители свои доли; 3) обоснованно ли произошло увеличение или уменьшение уставного капитала; 4) имеются ли в наличии подтверждающие документы по хозяйственным операциям и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...