Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 1 человек в системе природы




СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

Ф. Х. Шаманова

 

БИОЛОГИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 для студентов 1 курса

Медицинского института

 

Черкесск

2018

 

УДК 57

ББК 28.0

    Ш19

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры Биологии

 Протокол № 4 от «23» ноября 2018 г.

 

 

Рецензенты:

Батчаева О.М. - кандидат биологических наук, доцент кафедры «Биологии »

Семенова Р.Б. - кандидат биологических наук, доцент кафедры «Биологии »

 

 

Ш19   Шаманова Ф. Х. Биология: учебно-методическое пособие для   студентов 1 курса, обучающихся по специальности 060101 Лечебное дело / Ф. Х. Шаманова. – Черкесск: БИЦ СКГА, 2018. – 168 с.

Учебно-методическое пособие по биологии рекомендовано студентам высших учебных заведений, включает в себя в основном теорию биологии и адресовано студентам Медицинского института специальности 060101 Лечебное дело.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой краткое изложение основного материала лекций по курсу Биология.

 

 

УДК 57

ББК 28.0

 

 

© Шаманова Ф. Х., 2018

© ФГБОУ ВПО СКГА, 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение............................................................................................................................

4
Лекция 1 Человек в системе природы................................................... 6
Лекция 2 Клетка. Клеточная теория. Организация потоков веществ и энергии в клетке...................................................................   10
Лекция 3 Организация потока генетической информации................. 19
Лекция 4 Организация наследственного материала............................. 27
Лекция 5 Закономерности наследования. Взаимодействие и сцепление генов...............................................................................   42
Лекция 6 Изменчивость........................................................................... 49
Лекция 7 Биология и генетика пола....................................................... 56
Лекция 8 Основы генетики человека..................................................... 61
Лекция 9 Генетика популяций................................................................ 77
Лекция 10 Размножение организмов........................................................ 82
Лекция 11 Основы онтогенеза (эмбриональное развитие).................... 87
Лекция 12 Основы онтогенеза (постэмбриональное развитие)............ 94
Лекция 13 Основы экологии..................................................................... 100
Лекция 14 Экологическая паразитология................................................ 106
Лекция 15 Биологические основы трансмиссивных и природно-очаговых болезней...................................................................   113
Лекция 16 Биологические основы паразитарных болезней жарких стран..........................................................................................   121
Лекция 17 Филогенез систем органов хордовых животных.................. 130
Лекция 18 Гомеостаз и хронобиология.................................................... 150
Лекция 19 Регенерация и трансплантация органов и тканей................. 155
Лекция 20 Биосфера и человек................................................................... 160

Список литературы………………………………………………………….......

167

 


ВВЕДЕНИЕ

Биология – наука о жизни. Она изучает жизнь как особую форму дви­жения материи, законы ее существования и развития. Предметом изучения биологии являются живые организмы, их строение, функции, их природные сообщества. Термин «биология», предложенный в 1802 г. впервые Ж.Б. Ла­марком, происходит от двух греческих слов: bios — жизнь и logos – наука. Вместе с астрономией, физикой, химией, геологией и другими науками, изу­чающими природу, биология относится к числу естественных наук. В общей системе знаний об окружающем мире другую группу наук составляют соци­альные, или гуманитарные (лат. humanitas – человеческая природа), науки, изучающие закономерности развития человеческого общества.

Современная биология

Современная биология представляет собой систему наук о живой при­роде. Общие закономерности развития живой природы, раскрывающие сущ­ность жизни, ее формы и развитие, рассматривает общая биология. Соответ­ственно объектам изучения – животным, растениям, вирусам – существуют специальные науки: зоология, ботаника, вирусология, изучающие каждую из названных групп организмов. В свою очередь, эти науки имеют разделы в зависимости от охватываемых ими объектов. Так, ботаническими науками являются микология (наука о грибах), альгология (наука о водорослях), бриология (наука о мхах) и т. д. К зоологическим наукам относятся: прото­зоология – учение о простейших, гельминтология – о паразитических червях, арахнология – о паукообразных, энтомология – о насекомых и т. д.

Классификацией живых существ занимается систематика.

Ряд биологических наук изучает морфологию, то есть строение организмов, другие – физиологию, то есть процессы, протекающие в живых организмах, и обмен веществ между организмами и средой. К морфологическим наукам относятся анатомия, изучающая макроскопическую организацию животных и растений, и гистология – наука о тканях и о микроскопическом строении тела.

Многие общебиологические закономерности являются предметом изу­чения цитологии, эмбриологии, геронтологии, генетики, экологии, дарви­низма и других наук.

 

Наука о клетке

Цитология – наука о клетке. Благодаря применению электронного микроскопа, новейших химических и физических методов исследования со­временная цитология изучает строение и жизнедеятельность клетки не только на микроскопическом, но и на субмикроскопическом, молекулярном уровне.

 

Эмбриология и генетика

Эмбриология изучает закономерности индивидуальности развития ор­ганизмов, развитие зародыша. Геронтология – учение о старении организмов и борьбе за долголетие.

Генетика – наука о закономерностях изменчивости и наследственно­сти. Она является теоретической базой селекции микроорганизмов, культур­ных растений и домашних животных.

 

Экологические науки

Исследование взаимодействия между организмами и окружающей их средой, обусловливающего выживание, развитие и размножение организмов, входит в задачу экологии. Экологическими науками являются биоценология и биогеоценология, изучающие биоценозы, то есть устойчивые взаимообусловленные сообщества организмов и взаимоотношения биоценозов с окружающей их неживой природой. К экологии близки биогеография, выясняющая пути распространения организмов по земной поверхности, и паразитология, которая изучает паразитические организмы, пути их циркуляции в природе и разрабатывает способы борьбы и ликвидации возбудителей паразитарных болезней человека, домашних животных и культурных растений.

 

Связь биологии с другими науками

Биологические науки представляют собой теоретическую основу ме­дицины, агрономии, животноводства, а также всех тех отраслей производ­ства, которые связаны с живыми организмами. Все биологические науки в той или иной мере являются базой для теоретической или практической ме­дицины. Так, на основе морфологических наук развивается патологическая анатомия, на основе физиологии, биохимии и генетики – патологическая фи­зиология. Гигиена тесно связана с физиологией, экологией и генетикой. Те­рапия и хирургия постоянно оперируют сведениями из области анатомии, физиологии, биохимии. Акушерство имеет тесную связь с эмбриологией. Эпидемиология опирается на достижения экологии, зоологии, паразитоло­гии, бактериологии, вирусологии.

Во всех теоретических и практических медицинских науках использу­ются общебиологические закономерности.


ЛЕКЦИЯ 1 ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ПРИРОДЫ

План лекции:

1. Определение понятия жизнь.

2. Свойства и признаки живого.

3. Уровни организации живого.

4. Предмет биологии. Значение биологии для медицины.

5. Положение человека в системе животного мира.

6. Человек как биологическое и социальное существо.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...