Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические права и свободы граждан в системе общих прав




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы вытекает из того, что действующая Конституция России провозглашает высшей ценностью человека его права и свободы. Кстати, это положение нашло свое отражение в Конституции впервые в истории нашего конституционного законодательства. Основной Закон также возлагает на государство, его органы и должностных лиц обязанность уважать, защищать и гарантировать неотъемлемые права личности без различия национальности, языка, религии, пола, политических убеждений, общественного положения и т.д. Этим государственная власть признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу демократического развития общества, на которую она не может покушаться.

Главнейшая практическая ценность прав и свобод личности состоит в их реальности, в том, в какой степени провозглашенные государством права и свободы осуществимы в их практической повседневной жизни. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство тем самым берет на себя обязательство создавать все условия и возможности для реального осуществления их на практике. Иными словами, с правами и свободами личности корреспондируют соответствующие обязанности государства. Государство, таким образом, предоставляет и средства для их охраны, а в случае необходимости и для их защиты.

Цель исследования: изучение нормативно-правового регулирования политических прав и свобод граждан.

    Задачи исследования:

1. Сформулировать и определить место политических прав граждан в системе неотъемлемых гражданских прав.

2. Изучить особенности содержания различных политических прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции России.

Объект исследования: система политических прав и свобод граждан.

Предмет исследования: политические права и свободы граждан.

Степень научной разработанности: в данной работе использовано российское и международное законодательство, труды юристов - М. Баглая, В.М. Корельского, Е.А. Окунькова, В.Е. Чиркина, и других.

Нормативно-правовую основу работы составляют: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации, Федеральные конституционные законы Российской Федерации, международно-правовые акты и другие.


ОБЩЕПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

Политические права и свободы граждан в системе общих прав

В качестве приоритетов правовой политики может выступать достаточно обобщенный ориентир, такой как права и свободы личности. Проблема личности как человека, обладающего персональными свойствами, позволяющими говорить об общих и специфических чертах его социальности, развитости определенных качеств и обязательном наличии суммы биосоциальных свойств, позволяющих констатировать ее универсальный характер, достаточно полно раскрыто в научных публикациях.

Если говорить о правах личности, то это отраженные в законодательстве ее правовые притязания по отношению к другим гражданам, государству, его органам, должностным лицам, основывающиеся на принятом в данном обществе гуманистическом понимании права.

А свободы личности - это закрепленные в правах личности возможности ее поведения. Защита прав и свобод личности означает защиту ее способности реализовать свои права, закрепленные в законодательстве. В отношении прав и свобод должна проводиться определенная политика (правовая политика), которая основывается на системности существующих проблем и, что самое главное, указывает пути их решения.

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти.

В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Разграничение прав человека и прав гражданина вытекает из различения гражданского общества и государства, человека вообще как частного человека и "политического" человека - гражданина государства. Следует подчеркнуть, что, вопреки наименованию, в сфере гражданского общества мы имеем дело не с гражданином, а с неполитическим человеком - носителем частных интересов. Разграничение гражданского общества и государства позволяет человеку отстаивать свои права не непосредственно перед государством, а через институты гражданского общества. Тем самым создаются условия не только для ограждения личности от возможного произвола государства, но и для ее самоопределения, самореализации.

Права гражданина обусловлены неотъемлемым "первичным" правом человека на гражданство. Само гражданство согласно Конституции РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (ч. 1 ст. 6). Следовательно, вопреки распространенному мнению, не гражданство как таковое, а право на гражданство является первоосновой прав гражданина.

Обычно гражданство определяют как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, ответственности и основанную на признании и уважении достоинства, общепризнанных прав и свобод человека.

В аспекте прав гражданина гражданство - это особый юридический статус лица. Юридическое признание получает государственная принадлежность лица внутри страны и за рубежом, и лицо наделяется в полном объеме правами и обязанностями, предусмотренными в законодательстве данного государства. Институт гражданства предполагает активное содействие государства в реализации индивидом своих прав. На человека распространяется суверенитет государства, он пользуется его защитой и может принимать участие в управлении делами государства. Важнейшей гарантией гражданства в Российской Федерации является конституционное положение о запрете лишения гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ). По сравнению с иностранцами, лицами без гражданства, т.е. всеми, кто не является гражданином России, граждане государства имеют права и несут обязанности, присущие только им, например право избирать и быть избранным, право и обязанность защищать свое отечество.

Права человека и гражданина обеспечиваются соответствующими обязанностями других лиц, органов государства. Конституционные акты различают обязанности человека и обязанности гражданина. Гражданство приобретает свойство выражать и гарантировать суверенитет государства (государственной власти) только в том случае, если он сконструирован как государственно-правовой институт, состоящий не только из норм, вводящих (провозглашающих) гражданство, но и правовых положений, устанавливающих суверенные полномочия соответствующего государства, его компетентных органов и должностных лиц принимать законодательство о гражданстве этого государства, "признавать за лицом гражданство этого государства, принимать в гражданство, разрешать выход из гражданства, лишать своего гражданства".

В.С. Шевцов также указывал, "что способность гражданства выражать и реализовать государственный суверенитет" неразрывно связана с полномочиями государства на решение вопросов гражданства. В.С. Шевцов справедливо писал: "Только само государство полномочно устанавливать, изменять или прекращать ту специфическую правовую связь между собою и лицом, которое именуется гражданством". Однако из последующего изложения В.С. Шевцова следовало, что полномочия на решение вопросов гражданства следует признавать общим свойством любого государства - как суверенного, так и несуверенного. В связи с этим он предлагал расширить полномочия союзных республик (имевших конституционный статус суверенных государств в составе СССР) в сфере решения вопросов гражданства, а также предоставить полномочия по решению вопросов гражданства (признание, прием, выход из своего гражданства) автономным республикам в составе СССР (государственным образованиям, официально не признаваемым в качестве суверенных государств).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...