Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начнем с момента введения курса ОИВТ в среднюю школу.




В основу разработки первой программы школьного курса «Ос­новы информатики и вычислительной техники» (1985) были по­ложены три базовых понятия:

информация алгоритм ЭВМ

Эти понятия и составили концептуальную основу первой версии содержания школьного предмета информатики, именно этой си­стемой понятий определялся обязательный для усвоения учащи­мися объем теоретической подготовки.

Содержание обучения складывалось на основе фундаменталь­ных компонентов алгоритмической культуры и далее компью­терной грамотности учащихся и определя­лось через задачи нового школьного курса следующим образом:

Ø систематизация и завершение алгоритмической линии курса алгебры восьмилетней школы;

Ø овладение основными умениями алгоритмизации;

Ø формирование представлений о возможности автоматизации выполнения алгоритма;

Ø усиление прикладной и политехнической направленности алгоритмической линии, заключающееся в конкретной реализа­ции алгоритмов решения задач с помощью ЭВМ;

Ø ознакомление с основами современной вычислительной тех­ники на примере рассмотрения общих принципов работы микро­компьютера;

Ø формирование представления об этапах решения задачи на ЭВМ;

Ø ознакомление с основными сферами применения вычисли­тельной техники, ее ролью в развитии общества.

 

Курс ОИВТ ставился в двух старших классах средней школы (по действующему в то время учебному плану — IX и X кл.). В IX кл. на изучение курса отводилось 34 часа (1 час в неделю). В X кл. в зависимости от возможности организации практической работы школьников на ЭВМ объем и содержание курса диффе­ренцировались на два вариантаполный и краткий:

 

полный курс (68 часов) — для школ, располагающих вы­числительными машинами или имеющих возможность органи­зовать систематические занятия школьников на ВЦ других организаций;

краткий курс (34 часа) — для школ, не имеющих такой возможности.

 

Теоретическая часть курса для X кл. — единая для обоих вариантов, отличие только в объеме и содержании практической части. Для школ, имеющих доступ к ЭВМ, дополнительные 34 часа рекомендовалось использовать для решения на ЭВМ различных задач, отработки навыков применения компьютера и его программного обеспечения. При определении содержания курса остается важным вопрос о последовательности изучения его тем. Две эти задачи (определения содержания обучения и построение оптимальной последовательности изучения, соответствующей логике науки и уровню развития учащихся тесно взаимосвязаны).

Основ­ное содержание школьного курса ОИВТ в соответствии с программой [Основы информатики и ВТ, прог. для сред.уч.заведений,1985 год] складывалось из следующих тем:


IX класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч)

1. Введение — 2 ч.

2. Алгоритмы. Алгоритмический язык — 6 ч.

3. Алгоритмы работы с величинами — 10 ч.

4. Построение алгоритмов для решения задач — 16 ч.

X класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч)

5. Принципы устройства и работы ЭВМ — 12 ч.

6. Знакомство с программированием —16 ч.

7. Роль ЭВМ в современном обществе. Перспективы развития вычислительной техники — 2 ч.

8. Экскурсии на вычислительный центр — 4 ч.


В результате изучения первой части курса учащийся должен был получить представления об информатике как науке о методах и сред­ствах решения задач на ЭВМ, взаимосвязи информатики и вычис­лительной техники. Важнейшее понятие первой части курса - понятие алгоритма, важнейшее умение — представить решение за­дачи в виде алгоритма и записать его на алгоритмическом языке. В связи с этим учащийся должен был понимать сущность алгорит­ма, знать его свойства, правила записи основных конструкций алгоритмического языка, типы величин, уметь проследить безма­шинный процесс исполнения алгоритмов, используя так называ­емую таблицу значений, как способ наглядного фиксирования шагов алгоритма. В результате изучения последней темы первой части курса (построение алгоритмов для решения задач) учащие­ся знакомились с этапами решения задач на ЭВМ, что позволяло дать первое представление о компьютерном подходе к решению практических задач.

Содержание второй части курса развивает и обогащает поня­тия, введенные на первом году обучения информатике, заклады­вает научные основы для формирования всех основных компо­нентов компьютерной грамотности учащихся. Получают дальней­шее развитие приобретенные в первой части курса первоначальные сведения об устройстве ЭВМ, раскрывается принцип программ­ного управления работой ЭВМ, организации автоматического исполнения программы. Вместе с тем центральное место во вто­рой части курса занимал раздел программирования, при изуче­нии которого завершалось формирование знаний учащихся об основных алгоритмических структурах, умений применять эти знания для построения алгоритмов решения задач. С этой целью вводятся новые (по сравнению с первой частью курса) конструк­ции алгоритмического языка: команда выбора, цикл с парамет­ром, алгоритм вычисления значений функций и операции рабо­ты с текстами. Кроме того, дается краткое изложение начальных сведений о языке программирования, что в условиях хотя бы эпи­зодического доступа учащихся к ЭВМ позволяло бы практически показывать процесс исполнения программы.

Завершающий раздел курса — знакомство учащихся с основ­ными областями применения ЭВМ, формирование хотя бы на­чальных представлений о компьютерах, как о средстве повыше­ния эффективности деятельности человека. При отсутствии в школе кабинета вычислительной техники главная роль при изучении этой темы принадлежала экскурсии на предприятия или учреждения, использующие ЭВМ.

Основным средством описания алгоритмов, заложенным в са­мой программе курса ОИВТ и последовательно используе­мом в обеих частях пробного учебного пособия для учащихся является специально разработанный под руководством А. П. Ершова учебный алгоритмический язык.

Обладая определенной свободой записей, учебный алгоритмический язык позволяет, тем не менее, познакомиться со всеми основными понятиями и методами алго­ритмизации.

1. Русская (или национальная) лексика. Служебные слова языка пишутся на русском (или родном) языке и понятны школьнику.

2. Структурность. Учебный алгоритмический язык (в отличие, скажем от того же Бейсика, использующего построчную алго­ритмическую нотацию) построен на куда более современных идеях структурного программирования. Внутренняя структурная единица алгоритмического языка — составная команда — обес­печивает единство структуры алгоритма и его записи, что наилучшим образом соответствует операционному мышлению чело­века.

3. Независимость от ЭВМ. В алгоритмическом языке нет дета­лей, связанных с устройством машины, что позволяет сосредото­чить внимание на алгоритмической сути решаемых задач.

При введении курса ОИВТ в школу программа этого предме­та, на основе которой писались пробные учебные пособия, сами эти пособия, как и выбранная для размещения в школьном учеб­ном плане позиция для курса ОИВТ (два завершающих года обу­чения в школе) — все это подвергалось резкой, иногда просто уничижительной критике. Одна из главных мишеней для крити­ки — это относительная избыточность алгоритмизации и про­граммирования

Этим объяснялось многое: и то, что вопре­ки желанию самих разработчиков первой программы она умыш­ленно ориентировалась на «безмашинный» вариант обучения, и то, что вместо широкой подготовки к жизни и деятельности в современном информационном обществе она едва ли не подавля­ющую часть учебного времени отводила на алгоритмизацию и про­граммирование, через которые в первой программе преимуще­ственно и рассматривалась общеобразовательная функция пред­мета информатики.

Машинный вариант курса ОИВТ

Первая учебная программа «машинного варианта» школьного курса информатики была опубликована в 1986 г. в связи с объяв­лением конкурса на создание учебника по курсу «Основы инфор­матики и вычислительной техники». Программа курса рас­считана на обучение основам информатики в двух старших клас­сах средней обшеобразовательной школы в объеме 102 часов. Ниже приводится перечень тем этой программы с ориентировочным распределением часов по темам.

1. Введение — 2 ч.

2. Первоначальное знакомство с ЭВМ — 8 ч.

3. Основы алгоритмизации — 26 ч.

4. Основы вычислительной техники — 12 ч.

5. Основы программирования — 20 ч.

6. Решение задач на ЭВМ — 28 ч.

7. ЭВМ в обществе — 6 ч.

Сопоставляя названия разделов этой про­граммы с программой «безмашинного курса», можно заме­тить, что между ними нет существенных различий. Однако в от­личие от первой (продолжавшей, кстати, еще долго действовать в школах, не имеющих возможности обеспечивать учащимся до­ступ к ЭВМ) официальной программы, содержание программы «машинного варианта» было ориентировано на обучение инфор­матике в условиях активной работы школьников с ЭВМ в каби­нете вычислительной техники (КВТ). По этой причине в новой программе значительное время отводилось на практическую ра­боту.

Важным элементом этой программы является впервые объяв­ленный в составе официального документа, регламентирующего обучение школьной информатике, примерный перечень программ­ного обеспечения в поддержку курса ОИВТ:

1. Базовое программное обеспечение школьной ЭВМ (опера­ционная система, файловая система, текстовый редактор).

2. Языковая система программирования с библиотекой стандартных программ и системой отладки.

3. Клавиатурный тренажер.

4. Простой редактор текстов.

5. Простой графический редактор.

6. Учебный интерпретатор алгоритмического языка.

7. Учебная база данных.

8. Учебная система обработки электронных таблиц.

9. Демонстрационный пакет для предварительного знакомства с ЭВМ.

10. Семейство исполнителей с заданной системой команд и фиксированной обстановкой.

11. Библиотека вспомогательных алгоритмов.

12. Пакет программ, моделирующих работу ЭВМ и ее устройств.

13. Пакет моделирующих программ по темам из школьных кур­сов математики и физики.

14. Программная модель типовых структур данных.

15. Учебный пакет автоматического решения задач.

16. Пакет программ управления учебным роботом.

17. Демонстрационный пакет по применению ЭВМ.

Пакет программных средств по обеспечению курса ОИВТ со­здал важный для образовательной практики прецедент (как обра­зец неотъемлемого компонента методической системы преподава­ния любого учебного курса) и стал фактически первым прототи­пом более общего понятия «пакет программных средств по учебной дисциплине».

Как уже отмечалось выше, важнейшая особенность нового курса основ информатики, методики и организации учебного процесса при его изучении — постоянная работа школьников с ЭВМ на каждом уроке информатики. Были впервые внесены три вида орга­низованного использования кабинета вычислительной техникидемонстрация, лабораторная работа (фронтальная) и практикум.

Концепция содержания, заложенная в программе «машинного варианта», была практически реализована в нескольких подго­товленных на ее основе учебных пособиях, пополнивших вслед за первыми изданиями пробных учебных пособий ряд учеб­ных книг по информатике для средней школы, в том числе авто-ров А.Г.Кушниренко и др., В.А.Кайминаидр., А.Г.Гейна и др.получившие широкое распространение в школах.

«Общим недостатком имеющихся учебников является то, что ни один из них не сделал принципиально нового шага по сравнению с первым вариантом, который был в предельно сжатые сроки подготовлен авторским коллективом под руководством академика А. П. Ершова. Впрочем, насколько мы продвинемся по пути формирования школьного курса истинно информатики, зависит уже не от авторов учебни­ков, а от общего уровня информатизации нашего общества. Школь­ный учебник не может бесконечно долго выдавать желаемое за действительное, в противном случае вера в реальное предназна­чение знаний из области информатики будет подорвана оконча­тельно».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...