Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи военно-морского флота




Военно-морской флот решает следующие задачи[ источник не указан 1044 дня ]:

· борьба против военно-морских сил противника;

· нарушение морских коммуникаций противника;

· защита своих морских коммуникаций;

· оборона своего побережья с морского направления;

· нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с моря.

История

Схема линейного корабля HMS «Dreadnought» (англ. Неустрашимый)

Исторически первым был парусно-гребной флот. Одним из первых морских сражений считается Саламинское сражение эпохи греко-персидских войн. Основная тактика флотов заключалась в абордаже, поджоге или таране судов противника. С появлением парусных кораблей (каравелл), вооруженных пушками, появилась линейная тактикаморских сражений. Выдающимся флотоводцем той эпохи был адмирал Нельсон.

Трирема

 

Модель греческой триремы

Трире́ма (лат. triremis, от tres, tria — три и remus — весло), трие́ра (греч. Τριήρεις) — класс боевых кораблей, которые использовались античными цивилизациямиСредиземноморья, в особенности финикийцами, античными греками и древними римлянами.
Триремы получили свое название из-за трех рядов весел, которые, предположительно, располагались одно над другим в шахматном порядке, каждым веслом управлял один человек. Ранние триремы являлись результатом эволюции унирем — античных боевых кораблей с одним рядом весел от 12 до 25 с каждой стороны, и бирем — боевых кораблей с двумя рядами весел. Возможно, что первыми построили трирему финикийцы. Являясь самым быстрым и маневренным боевым кораблем, трирема доминировала в Средиземноморье с 7-го по 4-й век до н. э., пока не появились более крупные боевые корабли квадриремы и квинквиремы. Триремы играли важную роль в Греко-персидских войнах, в становлении морской империи Афин и ее падении в результате похода на Сицилию и Эгоспотамского сражения.

Описание

· Водоизмещение 80 — 100 тонн[1], длина 30-40 метров, ширина 4-6 метров.

· На уровне воды или над водой на носу триремы находился заострённый брус (таран)[1], который изготавливали из железа или меди. Таран мог быть сделан и из дерева; в этом случае его оковывали железом. Прямой или загнутый кверху таран использовался в качестве наступательного оружия. Иногда ему придавали форму животного или птицы.

История

Ленормановский рельеф (410 г. до н. э.)- наиболее известное изображение, на котором отчетливо видны три ряда весел, найден вАфинском Акрополе в 1852 г.

Ассирийский боевой корабль (возможно построен финикийцами) с двумя рядами весел, рельеф из Ниневии (700 г. до н. э.)

Точное происхождение и устройство триеры не ясно и до сих пор обсуждается. Кроме того, схема размещения гребцов, распределение гребцов по веслам, да и сама классификация древних гребных судов, основанная на количестве весел, остаются спорными. Найденные изображения кораблей наскульптурных рельефах и фрагментах керамики немногочисленны и в большистве своем очень схематичны и стилизованы. Литературные источники случайны и хаотичны, и по ним довольно сложно судить о деталях устройства древних судов. Так же нужно учесть, что существуют вполне ясные и точные толкования античных текстов, принадлежащие более поздним авторам, которые мало разбирались в технической стороне вопроса и по-своему интерпретировали древних авторов. [2]
Изображения кораблей с двумя рядами весел (бирем), с parexeiresia (выносные уключины для весел гребцов верхнего ряда) или без них, часто встречаются на вазах и фрагментах керамики в 8-ом веке до н. э., в конце 8-го века встречаются первые литературные упоминания о триремах.

У Фукидида упоминается коринфянин Аминокл, который в 704 г. до н. э. построил четыре триеры для острова Самос.

«Говорят, коринфяне первые усвоили морское дело ближе всего к теперешнему его образцу, и первые в Элладе триеры сооружены были в Коринфе. По-видимому, и для самиян коринфский кораблестроитель Аминокл сколотил четыре судна; с того времени, как он прибыл к самиянам, до окончания этой войны прошло по меньшей мере триста лет. (имеется в виду Пелопоннесская война 431—404 гг. до н. э.)» [3]

Хотя эти записи Фукидида и были интерпретированы поздними авторами Плинием и Диодором как указание на то, что триремы были изобретены в Коринфе, скорее всего изобретателями боевых кораблей с тремя рядами весел являются финикийцы. Фрагменты рельефов 8-го века до н. э. изНиневии, столицы Ассирии изображающие флотилии Тира и Сидона, идентифицируют как изображения двух и трех уровневых боевых кораблей, снабженных таранами.
Также Геродот описывает строительство триер финикийцами для египетского царя Неко (610—595 гг. до н. э.)

«Итак, Неко не закончил строительства канала и выступил в поход. Он велел построить триеры, как в Северном море, так и в Аравийском заливе для Красного моря. Их верфи можно видеть там еще и поныне. В случае нужды царь всегда пользовался этими кораблями. [С этим флотом] Неко напал на Сирию и одержал победу при Магдоле.» [4]

Боевое применение

В бою трирема шла на всех веслах, достигая скорости 8 узлов, в походе использовался один ряд весел, при попутном ветре ставились паруса, передний парус позволял частично использовать и боковой ветер. Скорость в походе большую часть времени достигала 4-5 узлов. Появились в Финикии и с конца 7 в. до н. э. распространились во флотах других средиземноморских государств. В древнегреческом флоте суда называли триерами, в римском флоте — триремами. Основными отличиями римской триремы от греческой триеры были парус на форштевне, абордажный ворон. В вооружение корабля входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков. Но главным и важнейшим оружием триремы был таран.

За счет отсутствия тяжелых приспособлений на верхней палубе, греческая триера двигалась быстрее, достигая в бою скорости более 12 узлов.

Квинквирема

Квинквирема (лат. quinquiremis, от quinque — пять и remus — весло) или пентера — боевое гребное судно с пятью рядами вёсел, расположенных один над другим или в шахматном порядке. Каждым веслом управлял один гребец, число весел в одном ряду доходило до 25. Водоизмещение свыше 200 т, длина 45 м, ширина 6 м, осадка 2,5 м, экипаж около 250 чел. Гребцы третьего и четвёртого верхних рядов размещались в закрытом кринолине —парадосе, а нижних — друг над другом в корпусе корабля. Для согласования гребли применялись канатное соединение вёсел одного ряда и упоры, ограничивающие величину гребка.

Нос и корму пентеры украшали акростолем (продолжение штевней). Кормовая часть корабля была окружена навесной галереей с балюстрадой, под которой обычно подвешивалась шлюпка. Пентеры имели две мачты с боевыми марсами. Парусное вооружение состояло из больших прямых парусов, использовавшихся только на переходах при попутных ветрах.

Часто оснащались абордажным вороном. В отличие от более примитивной триремы, квинкверема могла на большой скорости пробить вражеский корабль насквозь.

Строительство квинкверем было начато в Риме во время Первой Пунической войны, после того как шторм выбросил на побережье Италии аналогичный карфагенский корабль, так как биремы и триремы были неспособны справиться с многоярусными тяжелыми кораблями Карфагена, борт которых, защищённый целым лесом вёсел, был недоступен таранному удару сравнительно лёгких римских бирем.

Либурна

Либурна (лат. liburna) — военное судно Древнего Рима, распространенное с времен ранней Империи.

Судно длиной около 30 м имело острые обводы и водоизмещение до 80 т. Могло принять на борт до 120 человек. Корабли этого типа прославились в морской битве при мысе Акций, когда благодаря своей скорости и маневренности окружали и с помощью метательного оружия поджигали значительно более крупные корабли противника. Римский историк I в. Аппиан называет либурнами лёгкие быстрые суда с двумя рядами вёсел, по имени иллирийскогоплемени либурнов, которые на таких кораблях пиратствовали в Ионийском море («События в Иллирии», 1.3). На либурны в римском флоте возлагался широкий круг задач, которые в наше время выполняют эсминцы, — разведка, охрана морской территории, борьба с пиратами, услуги связи, быстрая доставка важных грузов. Содержание кораблей обходилось значительно дешевле, чем трирем, в короткие сроки было возможно создание флотилии взамен потерянной. А в битве при Акциуме выяснилось, что либурны эффективны не только в борьбе против пиратов, но, снаряженные соответствующим образом, представляют угрозу более крупным кораблям.

Римский автор IV в. Вегеций оставил такие заметки о либурнах (4.33-37):

«Но когда Август сражался с Антонием при Акциуме, главным образом благодаря помощи либурнов был побежден Антоний. На опыте этого столь важного сражения обнаружилось, что корабли либурнов более пригодны, чем остальные. Поэтому, взявши их за образец и усвоив их название, по их подобию впоследствии римские владыки создали свой флот. Либурния является частью Далмации с главным городом Ядертиной; взяв пример с кораблей этой области, теперь и строят военные суда и называют их либурнами… Что касается величины кораблей, то самые маленькие либурны имеют по одному ряду весел; те, которые немного больше, — по два; при подходящей величине кораблей они могут получить по три, по четыре и по пяти рядов весел. И пусть это никому не кажется огромным, так как в битве при Акциуме, как передают, столкнулись между собой гораздо большие корабли, так что они имели по шести и больше рядов вёсел.»

Согласно Вегецию, либурны отличались от других кораблей того времени не количеством рядов вёсел, но, видимо, обводами корпуса и парусным снаряжением. С другой стороны, возможно, название либурна с лёгких судов с двумя рядами вёсел перешло на все прочие военные корабли. Острым носом либурна могла таранить судно противника. На них устанавливались шарнирно-закрепленные штурмовые мостики, метательные машины и даже башни на крупных кораблях.

В отличие от римской биремы либурны могли строиться как в двух-, так и в одноярусном варианте.

Улу-бурунский корабль

 

Улу-бурунский корабль
 
Миниатюрный макет корабля
Флаг Финикия
Выведен из состава флота конец XIV века до н. э (затонул)
Статус поднят
Основные характеристики
Длина 15 м
Регистровый тоннаж 20 тонн
Изображения на Викискладе
   

Улу-бурунский корабль — финикийский корабль, затонувший у мыса Улу-Бурун близ города Каш(турецкий ил Анталья) в конце XIV века до н. э. Его обнаружение ныряльщиками в 1982 году стало сенсацией в научном сообществе. Понадобилось 11 сезонов (с 1984 по 1994 годы), чтобы поднять его останки на поверхность.

Модель корабля в натуральную величину выставлена в музее подводной археологии города Бодрум. Его длина составляла 15 метров, а грузоподъёмность — 20 тонн. Корпус корабля был сделан из кедра. На месте кораблекрушения обнаружены многочисленные обломки вёсел (длиной до 170 см) и 24 каменныхякоря (от 120 до 210 кг весом).

Дата кораблекрушения

С помощью дендрохронологических исследований сохранившихся деревянных частей корабля, проведенных доктором Кемалем Пулаком (Dr. Cemal Pulak, Texas A&M University), определена примерная дата постройки судна — около 1400 года до н. э.

Профессор Питер Кунихольм (Prof. Peter lan Kuniholm, Cornell University) проводил исследования деревянных частей груза корабля. По его результатам (с оговорками, связанными с малочисленностью и плохой сохранностью образцов) корабль затонул около 1316—1305 года до н. э. Такая датировка хорошо подтверждается найденной на борту корабля керамикой, которая находилась археологами в слоях, имеющих хронологическую привязку к затмению Мурсили 1312 года до н. э..

Предполагается, что корабль следовал из Кипра в Египет. С морского дна археологи извлекли не менее 18 000 предметов. Многие из них ныне экспонируются в замке госпитальеров в Бодруме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...