Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии вмешательства при обнаружении локальных радиоактивных загрязнений




 

Уровень исследования − от 0,01 до 0,3 мЗв/год. Это такой уровень радиационного источника воздействия на население, при достижении которого требуется выполнить исследование источника с целью уточнения оценки величины годовой эффективной дозы и определения величины дозы, ожидаемой за 70 лет.

Уровень вмешательства − более 0,3 мЗв/год. Это такой уровень радиационного воздействия, при превышении которого требуется проведение защитных мероприятий с целью ограничения облучения населения. Масштабы и характер мероприятий определяются с учетом интенсивности радиационного воздействия на население по величине ожидаемой коллективной эффективной дозы за 70 лет.

Решение о необходимости, а также характере и очередности защитных мероприятий принимается органами Госсанэпиднадзора с учетом следующих основных условий:

- местонахождения загрязненных участков (жилая зона: дворовые участки, дороги и подъездные пути, жилые здания, с/х угодья, садовые и приусадебные участки и пр.; промышленная зона: территория предприятия, здания промышленного и административного назначения, места для сбора отходов и пр.);

- площади загрязненных участков;

- возможного проведения на участке загрязнения работ, действий (процессов), которые могут привести к увеличению уровней радиационного воздействия на население, мощности дозы гамма-излучения, обусловленной радиоактивным загрязнением;

- изменения мощности дозы гамма-излучения на различной глубине от поверхности почвы (при загрязнении территории).

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

И ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭС

Совершенно очевидно, что в зависимости от специфики работы может потребоваться развитие, дополнение или изменение отдельных положений по обеспечению радиационной безопасности.

Исходя их этого, Минатомэнерго разработало «Санитарные правила проектирования и эксплуатации АЭС». Кратко рассмотрим содержание этого документа. Санитарные правила (СП) разработаны в развитие и дополнение к нормам радиационной безопасности и отражают специфику обеспечения радиационной безопасности соответствующих объектов и установок.

Санитарные правила для АЭС и исследовательских ядерных реакторов содержат несколько разделов: общие положения, основные требования к технической безопасности АЭС, защите персонала и населения, требования к размещению реакторов на местности, к планировке и отделке производственных помещений, организации технологического процесса и оборудованию, отдельным операциям при эксплуатации и выполнении ремонтных и аварийных работ, биологической защите и организации санитарного и дозиметрического контроля, общеобменной и технологической вентиляции, очистке и удалению газообразных отходов, системам водоснабжения и канализации, санитарно-бытовым помещениям, мерам индивидуальной защиты, правилам личной гигиены и организации медицинского обслуживания.

АЭС считается радиационно-безопасной, если обеспечивается непревышение установленных СП АЭС доз внешнего и внутреннего облучения персонала и населения при нормальной эксплуатации и проектных авариях.

Обеспечение радиационной безопасности АЭС достигается техническими и организационными мерами при постоянном радиационном (дозиметрическом и радиометрическом) контроле за радиационной обстановкой и контроле за соблюдением персоналом норм и правил радиационной безопасности. Обеспечение безопасности АЭС требует затрат определенных средств и усилий.

Согласно «Общим положениям обеспечения безопасности атомных станций при проектировании, сооружении, эксплуатации» (ОПБ-82) к техническим мерам обеспечения безопасности относятся:

1. Оснащение АЭС системами безопасности, предназначенными для предупреждения аварий и ограничения их радиационных последствий. Системы безопасности по функциям делятся:

- на защитные,

- локализующие,

- обеспечивающие,

- управляющие.

Защитные системы безопасности предназначены для предотвращения или ограничения повреждения ядерного топлива, оболочек твэлов, первого контура и предотвращения ядерных аварий; локализующие системы − для предотвращения или ограничения распространения внутри АЭС и выхода в окружающую среду выделяющихся при авариях РВ; обеспечивающие системы − для снабжения систем безопасности энергией, рабочей средой и создания условий их функционирования; управляющие системы − для приведения в действие систем безопасности, осуществления контроля и управления ими в процессе выполнения заданных функций.

2. Высокое качество проектов и изготовления систем (элементов).

3. Высокое качество изготовления, монтажа, ремонта и реконструкции оборудования трубопроводов.

4. Высокое качество строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией.

5. Технический контроль важных для безопасности систем, состояния оборудования и его работоспособности, своевременная замена износившегося оборудования.

К организационным мерам обеспечения безопасности АЭС относятся:

1. Эксплуатация АЭС в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и технологическими инструкциями по эксплуатации.

2. Соблюдение персоналом норм и правил, а также конкретных требований по радиационной безопасности, содержащихся в технологических инструкциях.

3. Методическое руководство мероприятиями по обеспечению радиационной безопасности, осуществляемой отделом охраны труда и техники безопасности АЭС, и контроль за соблюдением норм, правил и требований по радиационной безопасности.

4. Требования к эксплуатационному персоналу. Радиационный контроль является неотъемлемой частью радиационной безопасности АЭС, поскольку он обеспечивает получение необходимой информации о состоянии радиационной обстановки внутри АЭС, во внешней среде, а также о дозе облучения персонала и населения.

Но, несмотря на высокие требования, предъявляемые к надежности оборудования АЭС, возможны отдельные нарушения и отказы в работе этого оборудования, которые могут приводить к авариям с радиационными последствиями, как это мы видим на примере аварии ЧАЭС.

На случай аварии с выбросом РВ в районах размещения РОО организуются, планируются и проводятся комплексы мероприятий по защите населения и территорий как заблаговременно, так и после аварии.

Комплекс мероприятий, организуемых и проводимых заблаговременно (до аварии с выбросом РВ) в 30−50 километровой зоне в зависимости от мощности реактора или установки, включает:

- прогнозирование суммарной активности и доз облучения населения и распространения РВ;

- создание системы оповещения об аварии и угрозе радиоактивного заражения окружающей природной среды (ОПС);

- строительство защитных сооружений, обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и медицинскими средствами защиты (МСЗ), а также изготовление населением простейших средств защиты;

- постоянный контроль за состоянием ОПС (радиационный фон);

- обучение населения средствам и способам защиты от РВ и правилам поведения в условиях радиационной обстановки;

- организацию и планирование эвакуации населения из зоны опасного заражения;

- проведение мер для ускоренной герметизации шахтных колодцев;

- формирование и подготовку сводного специализированного отряда;

- организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР);

- другие мероприятия.

Комплекс мероприятий по защите населения и территорий, проводимых после аварии на АЭС и местности зараженной РВ включает:

- оповещение населения об аварии и заражении местности РВ;

- наблюдение и контроль за заражением объектов и ОПС постами системы наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);

- проведение йодной профилактики населения в течение 10 дней;

- эвакуация населения из зон отселения и отчуждения;

- охрана общественного порядка, личной собственности и безопасности граждан;

- герметизация шахтных колодцев, строительство водопроводов, создание системы централизованного водоснабжения населенных пунктов;

- запрещение употребления в пищу и продажи на рынках молока, мяса, яиц из личных хозяйств, подвергшихся заражению; ограничение потребления зелени, фруктов, ягод, грибов из зон умеренного заражения;

- защита продовольствия, продуктов питания, воды, фуража, а также с/х и домашних животных;

- проведение дозиметрического контроля людей, животных, продовольствия, воды, фуража, техники, зданий, сооружений и т.д.;

- организация и осуществление 3-разового питания детей в школах и дошкольных учреждениях;

- проведение санитарной обработки зараженного населения;

- обеззараживание продовольствия, воды, продуктов питания, фуража, дорог, полей, приусадебных участков и т.п.;

- дезактивация транспорта, выбывающего из зон поражения;

- захоронение радиоактивных отходов.

Для организации проведения этих мероприятий и контроля за их осуществлением при главах администраций и на объектах экономики созданы постоянно действующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Население при получении сигнала оповещения «РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ» для своей защиты (особенно в первые 2−3 суток) прибегает к различным способам, основными из которых являются:

- использование убежищ, противорадиационных укрытий (ПРУ), подвалов домов и погребов;

- использование индивидуальных и медицинских средств защиты;

- использование защитных свойств местности, зданий, домов и т.п.;

- применение режимов радиационной защиты.

Наиболее эффективными средствами защиты населения от ИИ являются убежища, ПРУ, оборудованные подвалы и погреба.

В целях исключения массовых радиационных поражений действия населения, проживающего в зонах радиоактивного заражения, строго регламентируются и подчиняются определенному режиму радиационной защиты.

Под режимом радиационной защиты понимается порядок действия людей, применения средств и способов защиты в зонах радиоактивного заражения, предусматривающих максимальное уменьшение доз облучения и количества попадания внутрь организма радиоактивных изотопов.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения заражения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эквивалентной дозы облучения 5 мЗв (0,5 бэр) в год и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...