Задание для студента: провести анализ электрокардиограммы, одновременно описывая вслух экзаменатору, что Вы делаете. Комментируйте, что вы обнаружили, дайте электрокардиографическое заключение.
Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, студента отдельно по каждому из ниже приведенных пунктов.
№
Критерии оценки
Оценка в баллах
1.
Провел оценку регулярности сердечного ритма (разброс интервалов R-R не превышает ±10%)
1,0
0,5
2.
Провел подсчет числа сердечных сокращений (по формуле: частота сердечных сокращений равна 60/R-R)
1,0
0,5
3.
Определил источник возбуждения (установление отношения зубцов Р к желудочковым комплексам QRS)
1,0
0,5
4.
Провел оценку функции проводимости (Р<0,1с; P-Q(R) в норме от 0,12 до 0,2 с; QRS в норме от 0,06 до 0,10; определяется по формуле Базетта Q-T= K , К – коэффициент для мужчин – 0,37; для женщин 0,40)
1,0
0,5
5.
Определил положение электрической оси сердца во фронтальной плоскости:
А) нормальное - угол α от +30° до +69°;
Б) вертикальное - угол α от +70° до +90°;
В) горизонтальное - угол α от 0° до +29°;
Г) отклонение электрической оси сердца вправо - угол α от +91° до+180°;
Д) отклонение электрической оси сердца влево - угол α от 0° до -90°
1,0
0,5
6.
Определил поворот сердца вокруг продольной оси:
А) по часовой стрелке: комплекс QRS формы RS в V6 и I, возможно смещение переходной зоны в V4-V5;
Б) против часовой стрелки: комплекс QRS формы qR V6 и I, возможно смещение переходной зоны вправо к V2
1,0
0,5
7.
Определил поворот сердца вокруг поперечной оси:
А) верхушкой вперед: комплекс QRS формы qRI, qRII, qRIII
Б) верхушкой назад: комплекс QRS формы RSI, RSII, RSIII
1,0
0,5
8.
Провел анализ предсердного зубца P (не более 2,5 мм, не более 0,1 с, полярность (в норме в I, II, aVL, зубец P всегда «+»), форма)
1,0
0,5
9.
Провел анализ желудочкового комплекса QRS (амплитуда, ширина, форма, патологический Q - >1/4 амплитуды зубца R, более 0,03 с)
1,0
0,5
10.
Провел анализ сегмент S-T (смещение от изолинии не более 1 мм)
11.
Провел анализ зубца Т (полярность - всегда «+» в I, II, aVF, V2-6, причем TI >TIII T V6 >T VI, в III, aVR, aVL и VI зубец T может быть «-»; амплитуда; форма)
1,0
0,5
12.
Сделал электрокардиографическое заключение (источник ритма, частота сердечных сокращений, регулярность, положение электрической оси сердца, наличие нарушений ритма, проводимости, гипертрофии миокарда желудочков и предсердий, повреждений миокарда)
1,0
0,5
Отлично – 10,5-12 Хорошо – 9-10 Удовлетворительно – 7-8,5 Неудовлетворительно–6,5 и ниже Максимальный балл по станции–12
ТЕХНИКА ПроведениЯ пикфлоуметрии
Информация для студента: Ваш больной страдает бронхиальной астмой. Необходимо обучить больного методике пикфлоуметрии. Научить больного регистрировать данные пикфлоуметрии.
Информация для пациента: Вы на станции обследования. Студенту сообщили, что Вы страдаете бронхиальной астмой. Отмечаете приступы удушья не чаще одного раза в неделю и при физической нагрузке. Методике пикфлоуметрии пациент не обучен. Поэтому студент должен спросить Вас о длительности заболевания, узнать, как часто бывают приступы астмы, объяснить, для чего предназначена данная процедура, объяснить и продемонстрировать технику проведения, проверить правильность выполнения пикфлоуметрии, обучить регистрации результатов в дневнике, дать рекомендации и назначить следующую встречу.
Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, студента отдельно по каждому из ниже приведенных пунктов.
№
Критерии оценки
Оценка в баллах
1.
Представился пациенту
0,5
2.
Уточнил имя, возраст
0,5
3.
Уточнил анамнез (длительность и тяжесть заболевания, какие препараты принимает, использовал ли ранее пикфлоуметр)
0,5
4.
Объяснил пациенту цель пикфлоуметрии
0,5
5.
Объяснил пациенту принципы пикфлоуметрии (ежедневно, длительно, 2 раза в день, 3 измерения. Проведение регистрации результатов)
0,5
6.
Объяснил методику проведения пикфлоуметрии
0,5
7.
Продемонстрировал технику проведения пикфлоуметрии:
Присоединил мундштук к пикфлоуметру
0,5
8.
Пациент должен стоять и держать пикфлоуметр горизонтально
0,5
9.
Необходимо убедиться, что бегунок находится на нулевой отметке шкалы
0,5
10.
Пациент должен глубоко вдохнуть, обхватить губами мундштук и выдохнуть в него как можно быстрее. Отметьте результат
0,5
11.
Дважды повторите. Выберите наилучший из трех результатов и отметьте его в дневнике самонаблюдения. Сравните полученные данные с должными величинами
0,5
12.
Детям следует объяснить, что выдыхать нужно так, как будто гасишь свечи на торте по случаю праздника
0,5
13.
Дал возможность повторить исследование и оценил правильность.
0,5
14.
Спросил у пациента все ли понятно, ответил ли на заданные вопросы
0,5
15.
Определил дату следующего визита
0,5
16.
Стиль общения был понятный и доброжелательный
0,5
Отлично – 14,5-16 Хорошо-12-14 Удовлетворительно – 9,5-11,5 Неудовлетворительно-9 и ниже Максимальный балл – 16
ИнтЕРПРЕТАЦИЯ результатов пикфлоуметрии
Информация для студента: Ваш больной страдает бронхиальной астмой. Вам представлена кривая пикфлоуметрии, сделанная вашим пациентом. Вам необходимо оценить данные пикфлоуметрии больного и дать заключение.
Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, студента отдельно по каждому из ниже приведенных пунктов.
№
Критерии оценки
Оценка в баллах
1.
Уточнить имя, возраст
0,5
2.
Уточнить анамнез (длительность и тяжесть заболевания, какие препараты принимает, выяснить правильность использования пикфлоуметра)
0,5
3.
Оценить правильность нанесения измеренных значений на график (график ПСВ (пиковая скорость выдоха), который представляет собой кривую с колебаниями)
0,5
4.
Оценить нормальное значение ПСВ для данного пациента (рекомендуется брать должное значение ПСВ, которое определяется по росту, возрасту и полу; лучше в качестве нормального значения брать усредненное наилучшее, которое измеряется в период ремиссии, в период наилучшего стабильного самочувствия пациента).
0,5
5.
Визуально оценить форму графика, вычислил максимальное значение ПСВ
0,5
6.
Вычислить суточное колебание ПСВ (это разница между утренним и вечерним значениями ПСВ)
0,5
7.
Оценить наличие "утреннего провала" (признаком ее наличия является снижение утреннего значения ПСВ относительно вечернего более, чем на 20%. Наличие даже одного "утреннего провала" в неделю будет свидетельствовать о гиперреактивности бронхов)
0,5
8.
Оценить результаты проводимой пикфлоуметрии (контролируемая или неконтролируемая бронхиальная астма)
0,5
9.
Определить дальнейшую тактику ведения пациента
0,5
10.
Объяснил методику проведения пикфлоуметрии
0,5
11.
Спросил у пациента все ли понятно, ответил ли на заданные вопросы
0,5
12.
Определил дату следующего визита
0,5
13.
Стиль общения был понятный и доброжелательный
0,5
Отлично- 11,5-13 Хорошо – 10-11 Удовлетворительно – 8-9,5 Неудовлетворительно-7,5 и ниже Максимальный балл по станции-13