Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Физиологические основы темперамента




ТЕМПЕРАМЕНТ

Понятие о темпераменте

 

Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние осо­бенности поведения людей, обратили внимание на большие инди­видуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спо­койны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в кон­такты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрыт­ны. Причем имелись в виду чисто внешние проявления, безотно­сительно к тому, умен человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т. д.

Например, два человека делают одну и ту же работу и де­лают ее одинаково хорошо, но один трудится со страстью, ув­леченно, нетерпеливо, проявляет инициативу, другой — нето­ропливо, зато методично, основательно, деловито, строго по инст­рукции. Такие индивидуальные особенности были названы темпе­раментом (от латинского слова «темпераментум»— соотношение, пропорция).

Такого рода различия действительно существуют. Наблюдая за поведением детей и взрослых, за тем, как они трудятся, учатся, играют, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обратим внима­ние на большие индивидуальные различия между ними в отно­шении активности, подвижности, эмоциональности, т. е. различия их темпераментов.

Темперамент это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведе­ния.

В настоящее время выделяют два основных показателя дина­мики психических процессов и поведения: активность и эмоцио­нальность. Активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной деятельности, в различной быстроте и силе протекания психических процессов, в различной степени двигательной (или моторной) подвижно­сти, быстроте или замедленности реакций. Проявление активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность и стремительность в психической деятельности, движениях и речи, а с другой — пассивность, инертность, медлительность, вялость психичес­кой деятельности, движений и речи. Второй показатель дина­мичности — эмоциональность — выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и сило эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (воспри­имчивости к эмоциональным воздействиям).

С древнейших времен различали четыре основных типа тем­перамента, которые получили следующие названия: сангвиничес­кий (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкну­тый, склонный к глубоким переживаниям). Отсутствие необходи­мых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах. Древнегреческий врач Гиппократ (V—IV вв. до н. э.) считал, что темпераменты объясняются различным соотношением основных видов жидкости в организме и тем, какая из них преобладает: кровь (по-латински «саигвис»), слизь (по-гречески «флегма»), красно желтая желчь (по-гречески «холе») или черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Теперь ясно, откудавзялись и названия темпераментов, и сам термин «темперамент».

Если вы понаблюдаете за школьниками на занятиях или на перемене, во время игры, в мастерских на уроках труда, то вы ясно увидите различные проявления их активности и эмоцио­нальности. Одни очень подвижны, на уроке или в мастерской работают нетерпеливо и порывисто, моментально реагируют на изменения обстановки, эмоции их (радость, досада, обида) прояв­ляются ярко и несдержанно. Другие спокойны и деловиты, темп работы у них замедленный, речь тягучая и однообразная, эмоции почти не проявляются, дети внешне безразлично относятся ксвоим успехам и неудачам.

Выделите вы и школьников, живых, жизнерадостных, очень общительных, но несколько беззаботных и беспечных, подвижных, но без резкости, легко поддающихся чувствам, но не сильным и не глубоким. Наконец, обратят на себя ваше внимание и застен­чивые, замкнутые, малообщительные ученики с тихой, робкой речью, эмоционально уязвимые, обидчивые. Это и будет значить, что вы выделили школьников — представителей разных темпера­ментов — холерического, флегматического, сангвинического и меланхолического.

Темперамент характеризует динамичность (подвижность) лич­ности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или со способностями). Люди самого различного темперамента мо­гут добиться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А. И. Герцен был типичным сангвиником, И. А. Крылов — флегматиком, А. С. Пушкин — холериком, а Н. В. Гоголь — меланхо­ликом. - Примерно в одно и то же время прославили себя на военном поприще великие русские полководцы — холерик А. В. Суворов и флегматик М. И. Кутузов.

 

Физиологические основы темперамента

 

Подлинно научное объяснение темпераментов дает учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Согласно учению И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от инди­видуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов — возбуждения и торможения.

И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения: 1) силу процессов возбуждения и торможения;

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность ее пе­реносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение. Противоположное свойст­во— слабость нервных процессов — характеризуется неспособно­стью нервных клеток выдерживать длительное и концентрирован­ное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. В слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быст­ро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на раздражители небольшой величины она дает соответствующую реакцию.

Уравновешенность нервных процессов есть соотношение воз­буждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других равновесия не наблюда­ется: преобладает процесс торможения или возбуждения.

Подвижность нервных процессов — это способность их быстро сменять друг друга, скорость движения нервных процессов (ирра­диации и концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстрота образования новых условных связей.

Комбинации указанных свойств нервных процессов были поло­жены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешен­ности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

По силе нервных процессов И. П. Павлов различал сильную ислабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешен­ных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, сущест­венным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов (хотя выделенный Павловым слабый тип, как правило, отличался преобладанием слабого процесса торможения над слабым процес­сом возбуждения). Так была создана классификация типов выс­шей нервной деятельности (или, что то же самое, типов нервной системы), что показано на рис. 26.

 

Рис. 26

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение ти­пов нервной системы и темпераментов выглядит следующим об­разом: 1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. И. Павлову) — сангвинический темперамент; 2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павло­ву) — флегматический темперамент; 3) сильный, неуравновешен­ный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тин, по Й. П. Павлову) — холерический темперамент; 4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) — меланхолический темперамент. Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или не­полноценным типом (что справедливо относительно животных со слабым типом нервной системы). Несмотря на слабость нервных процессов, представители слабого типа, вырабатывая свой инди­видуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

При рассмотрении рис. 26 могут возникнуть вопросы, почему выделено только четыре типа, почему все-таки слабый тип не делится по признаку уравновешенности и подвижности, почему не выделяется сильный неуравновешенный с преобладанием торможения тип и почему сильный неуравновешенный тип не подразделяется далее по признаку подвижности. И. П. Павлов указывал в этой связи, что его классификация не абстрактная, теоретическая схема, что он выделил такие типы, которые встре­чаются в жизни.

Тип нервной системы — это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности. На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных свя­зей, но сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик че­ловека — определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев, которые фор­мируются в процессе индивидуальной жизни человека, в про­цессе воспитания.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.