Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура преподавания дисциплины




ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины (модуля) «Основы научных исследований» является овладение знаниями о законах, принципах, понятиях, терминологии, методологии, содержании, специфических особенностях организации (методики) и управлении научными исследованиями.

Основные задачи дисциплины заключаются в

- ознакомлении студентов с методами постановки и организации научного исследования;

- развитии у студентов навыков поиска и обработки информации;

- освоении современных методов экспериментального исследования и обработки результатов эксперимента;

- развитии навыков самостоятельной работы, умения самостоятельно формулировать задачи исследования и разрабатывать методику приведения эксперимента;

- в развитии навыков принятия решений (предложений) по результатам научного исследования.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ

 

Предметом изучения дисциплины «Основы научных исследований» является проблема представления методологии научного творчества начинающим исследователям, организация научной работы, использование методов научного познания и применение логических законов и правил на практике исследовательской деятельности.

Данная дисциплина имеет статус научной дисциплины и является базовой при разработке студентами на последующих курсах различных учебных работ по планам текущего и итогового контроля. От того, как усвоена обучаемыми данная дисциплина будет зависеть уровень осуществления всех выполняемых в последующем учебных и научных работ, в том числе и дипломного проекта.

Курс учебной дисциплины «Основы научных исследований» предназначен для ознакомления, изучения, освоения использования на практике научной деятельности студентами экономических, организационных и управленческих специальностей (специалистов таможенного дела, экономистов, менеджеров, маркетологов и др.).

Данная учебная дисциплина является неотъемлемой частью теории науки, научных исследований, науковедения. Она базируется на базовой части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) и математического и естествонаучного цикла (Б2): «Философии», «Отечественной истории», «Экономической теории», «Психологии сервисной деятельности», «Математики», «Информатики» и др.

Данная дисциплина необходима для успешного освоения дисциплин математического и естественнонаучного цикла (С2), профессионального цикла (С3): «Основы системного анализа», «Общая и таможенноя статистика»,

Профессиональное освоение данной учебной дисциплины как одной из составляющих частей пятилетнего плана формирования дипломированного специалиста таможенного дела с высшим профессиональным образованием предусматривает глубокое изучение и освоение общих профессиональных учебных дисциплин специальности цикла (Б3), с которыми имеет тесную взаимосвязь.

Таким образом, дисциплина «Основы научных исследований» закладывает основы преемственности и развития всех учебных дисциплин специальности в соответствии с пятилетним учебным планом магистерской программы по направлению подготовки «Таможенное дело».

 

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

OK-1: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень;

OK-5: способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности;

OK-6: способностью применять математические методы и методы системного анализа для решения задач профессиональной деятельности;

ПК-1: способностью самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные новые знания и умения в практической деятельности;

ПК-3: способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности;

ПК-45: умением разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в области таможенного дела;

ПК-46: умением проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности, критически оценивать полученные результаты и делать выводы;

ПК-47: способностью представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах (отчетах, справках, докладах, научных публикациях), владением навыками ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре.

3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:

· Знать:

- базовые понятия, термины и определения, применяемые в научных исследованиях (ОК-1. ПК-1);

- содержание и основные этапы научного исследования (ОК-1;5. ПК-1;45);

- общую методологию получения научного знания (ОК-1;5. ПК-1;45);

- современные методы научного исследования (ОК-1;6. ПК-1;46);

- содержание и последовательность планирования научно-исследовательской работы (ОК-1;5. ПК-1;45);

- основные приёмы поиска, накапливания и обработки информации (ОК-1;5. ПК-3);

- основы правовой охраны технического и интеллектуального творчества (ОК-1;5. ПК-46);

- содержание и порядок оценки эффективности и внедрения результатов научных исследований (ОК-1;6. ПК-46);

- основные требования к написанию, оформлению и защите научных работ студентов (ОК-1;5. ПК-47);

· Уметь:

- планировать и проводить научные исследования, критически оценивать полученные результаты и делать выводы (ОК-5. ПК-46);

- разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в области таможенного дела (ОК-5. ПК-45);

- представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах (отчётах, справках, докладах, научных публикациях) (ОК-1. ПК-47);

· Владеть:

- понятийным аппаратом в области научных исследований (ОК-1. ПК-1);

- основными приёмами сбора, обработки и анализа информации (ОК-5. ПК-3);

- эмпирическими и теоретическими научными методами с целью выявления и систематизации данных об окружающей среде (ОК-6. ПК-46);

- навыками ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре (ОК-5. ПК-47).

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Структура преподавания дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины «Основы научных исследований» составляет 5 зачетных единиц или 180 часов.

 

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий

для разных форм обучения

очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела и темы Семестр Неделя семестра Всего часов Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. сам. раб.
  Раздел (модуль) 1.     - - - - - -  
  Наука и её роль в развитии общества.         -       Экспресс-опрос
  Научное исследование и его этапы         -       Заслушива-ние рефератов. Индивидуаль-ный опрос.
  Методологические основы научного знания         -       Индивидуальный опрос.
  Выбор направления и планирования научно-исследовательской работы. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов.         -       Собеседова-ние. Промежу-точная аттестация.
  Раздел (модуль) 2.   6-17 - - - - - -  
  Научная информация: поиск, накопление, обработка.         -       Экспресс-опрос.
  Патентные исследования. Техническое и интеллектуальное творчество и его правовая охрана.         -       Заслушива-ние рефератов. Индивидуаль-ный опрос.
  Внедрение научных исследований и их эффективность.         -   -   Экспресс-опрос.
  Общие требования к научно-исследовательской работе.         -       Заслушива-ние рефератов. Индивидуальный опрос.
  Основные требования к написанию и защите научных работ студентов.         -       Выполнение индивидуаль-ных заданий.
Всего за семестр:     -        
Экзамен:              
Общая трудоемкость (количество часов / зачетных единиц): 180 / 5   -        
Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
  Курсовая работа (проект) Зачет Экзамен
Семестры: - -  

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов/тем дисциплины

№ п/п Наименование темы Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образовательные технологии
Раздел (модуль) 1.
1. Наука и её роль в развитии общества. ОК-1,5; ПК-1,3. Знать:базовые понятия, термины и определения, применяемые в научных исследованиях. Владеть:понятийным аппаратом в области научных исследований. Лекция; семинар-дискуссия.
2. Научное исследование и его этапы. ОК-1,5; ПК-45. Знать:содержание и основные этапы научного исследования; Уметь:планировать и проводить научные исследования, критически оценивать полученные результаты и делать выводы. Лекция; семинар-дискуссия.
3. Методологические основы научного знания. ОК-1,5; ПК-45;46. Знать: - общую методологию получения научного знания; - современные методы научного исследования. Владеть: эмпирическими и теоретическими научными методами с целью выявления и систематизации данных об окружающей среде. Лекция; семинар.
4. Выбор направления и планирование научно-исследовательской работы. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов. ОК-6; ПК-46. Знать: - содержание и последовательность планирования научно-исследовательской работы; - современные методы научного исследования; Уметь:планировать и проводить научные исследования, критически оценивать полученные результаты и делать выводы. Лекция-дискуссия; семинар.
Раздел (модуль) 2.
5. Научная информация: поиск, накопление, обработка. ОК-1,5; ПК-3. Знать:основные приёмы поиска, накапливания и обработки информации; Владеть: основными приёмами сбора, обработки и анализа информации. Проблемная лекция; семинар.
6. Патентные исследования. Техническое и интеллектуальное творчество и его правовая охрана. ОК-1; ПК-1. Знать:основы правовой охраны технического и интеллектуального творчества.   Лекция; семинар.
7. Внедрение научных исследований и их эффективность. ОК-1,6; ПК-46. Знать: Содержание и порядок оценки эффективности и внедрения результатов научных исследований.   Проблемная лекция; семинар.
8. Общие требования к научно-исследовательской работе. ОК-1; ПК-45,46. Уметь: разработать планы и программы научных исследований в области таможенного дела. Лекция; семинар-дискуссия.
9. Основные требования к написанию и защите научных работ студентов. ОК-1; ПК-47. Знать: знать основные требования к написанию, оформлению и защите научных работ студентов; Уметь: представлять результаты научной деятельности в устной и письменной формах; Владеть: навыками ведения научной дискуссии и аргументирования в научном споре. Лекция; семинар-тренинг.

 

Раздел (модуль) 1.

Тема 1. Наука и ее роль в развитии общества

Основные подходы к определению понятий «наука», «научное знание». Отличительные признаки науки. Наука как система. Процесс развития науки. Цель и задачи науки. Субъект и объект науки. Классификация наук. Характерные особенности современной науки.

 

Тема 2. Научное исследование и его этапы

Определение научного исследования. Цели и задачи научных исследований, их классификация по различным основаниям. Основные требования, предъявляемые к научному исследованию. Формы и методы научного исследования. Теоретический уровень исследования и его основные элементы. Эмпирический уровень исследования и его особенности. Этапы научно-исследовательской работы. Правильная организация научно-исследовательской работы.

 

Тема 3. Методологические основы научного знания

Понятие методологии научного знания. Уровни методологии. Метод, способ и методика. Общенаучная и философская методология: сущность, общие принципы. Классификация общенаучных методов познания. Общелогические, теоретические и эмпирические методы исследования.

 

Тема 4. Выбор направления и планирование научно-исследовательской работы. Анализ теоретико-экспериментальных исследований и формулирование выводов

Планирование научно-исследовательской работы. Формулирование темы научного исследования. Критерии, предъявляемые к теме научного исследования. Постановка проблемы исследования, ее этапы. Определение цели и задач исследования. Планирование научного исследования. Рабочая программа и ее структура. Субъект и объект научного исследования. Интерпретация основных понятий. План и его виды. Анализ теоретико-экспериментальных исследований. Формулирование выводов.

 

Раздел (модуль) 2.

Тема 5. Научная информация: поиск, накопление, обработка

Определение понятий «информация» и «научная информация». Свойства информации. Основные требования, предъявляемые к научной информации. Источники научной информации и их классификация по различным основаниям. Информационные потоки. Работа с источниками информации. Универсальная десятичная классификация. Особенности работы с книгой. Ведение записей.

Тема 6. Патентные исследования. Техническое и интеллектуальное творчество и его правовая охрана

Патент и порядок его получения. Изобретение, полезные модели, промышленные образцы: определения, условия патентоспособности, правовая охрана. Особенности патентных исследований. Последовательность работы при проведении патентных исследований. Интеллектуальная собственность и ее защита.

 

Тема 7. Внедрение научных исследований и их эффективность

Процесс внедрения НИР и его этапы. Эффективность научных исследований. Основные виды эффективности научных исследований. Экономический эффект от внедрения научно-исследовательских разработок. Оценка эффективности исследований.

Тема 8. Общие требования к научно-исследовательской работе

Структура научно-исследовательской работы. Способы написания текста. Язык и стиль экономической речи. Оформление таблиц, графиков, формул, ссылок.

Тема 9. Основные требования к написанию, оформлению и защите научных работ студентов

Подготовка рефератов и докладов. Подготовка и защита курсовых, дипломных работ. Рецензирование.

 

Литература:

1. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999. – 317 с.

2. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: структуры систем знания: Пособие для студентов вузов. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 304 с.

3. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: В помощь написания диссертации и рефератов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 269 с.

4. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2002. - 112 с.

5. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Феникс - 2001, 127 с.

6. Дикий Н.А., Халатов А.А. Основы научных исследований. – Киев: Вища школа, 1985.

7. Методическая разработка по написанию и защите дипломных работ. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – 73 с.

8. Радаев В. В.. Как организовать и представить исследовательский проект (75 простых правил) / Государственный университет - высшая школа экономики, ИНФРА-М, 2001, 202 с.

 

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум по дисциплине «Основы научных исследований» в соответствии с учебным планом не предусмотрен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...