Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема «Система опережающего обучения Л.В. Занкова».

Принципы построения учебного предмета в системе развивающего обучения.

  1. В качестве предмета усвоения с самого начала должна быть выделена система научных понятия (слово, число и т.д.)
  2. В учебной деятельности понятие выступает не как форма описания объекта, а как основание для практических преобразований, т.е. необходимо идти от астрактного (общего) к конкретному (частному).
  3. Для того чтобы понятие использовалось, нужно знать связи между объективными свойствами предмета и возможными способами его преобразования, т.е. предметно-преобразующая деятельность.
  4. а) от учебно-практической задачи (научиться читать и писать); б) к промежуточной задаче, направленной на выявление способа получения конечного результата; в) включение в структуру учебной деятельности нового понятия.
  5. а) чтобы решить частную учебно-практическую задачу, ученик вынужден исследовать её условия при помощи понятия (т.е. сравнить, проанализировать и т.п.); б) между действиями устанавливаются связи, как и в учебно-исследовательской задачи (это ядро психологической деятельности ребенка); в) анализ системы понятий, т.е. необходимо выделить в деятельности учебно-теоретическую задачу.

Программа развивающего обучения.

Возникает вопрос «Посильна ли данная программа ученику?».

Ребенку дается система научных понятий:

  1. Материал изучается в сокращенное время, в среднем по два часа в неделю по каждому предмету, 5-дневка.
  2. Переход от запоминания к усвоению общих принципов построения умственных действий. Сократить объем домашних заданий, число упражнений на повторение.
  3. Снижается уровень учебной тревожности.

Важным условием является – специально подготовленный учитель для системы развивающего обучения, т.к. нужен принципиально иной тип деятельности. Учитель должен развивать в каждом ребенке субъекта учения.

 

 

Тема «Система опережающего обучения Л.В. Занкова».

 

Вестник образования, 1991, № 8. Методические рекомендации «О введении учебно-методического комплекта для трехлетней начальной школы новой дидактической системы обучения, разработанной под руководством академика Л.В. Занкова».

 

Дидактическая система обучения, разработанная под руководством академика Л.В. Занкова, направлена на общее развитие младших школьников. Она является альтернативной действующей системе. Она отличается от другой системы не отдельными методами или принципами, а целым комплексом системообразующих и взаимодействующих в ней частей: вновь сформулированными целями и задачами обучения, дидактическими принципами, специально разработанным содержанием, особым направлением и своеобразием методов и организационных форм работы. Л.В. Занков не изобретал каких-либо особых новых методов, он дал им особое направление и содержание, которые осуществляются лишь в целостной системе. Поэтому отбросить что-либо из системы – значит, разрушить её.

Л.В. Занков подчеркивал: «Обучение соотносится с ходом общего развития школьников не по отдельным дидактическим принципам, а как система, которая приводит к определенным результатам в целостном общем развитии школьников».

 

 

Дидактические принципы Л.В. Занкова:

1) Обучение на высоком уровне трудности; 2) прохождение материала быстрым темпом; 3) ведущая роль теоретических знаний; 4) осознание процесса учения; 5) работа над развитием всех учащихся, в том числе самых слабых и самых сильных.

Первый принцип – обучение на высоком уровне трудности.

Обучение происходит на высоком, но доступном уровне трудности. Именно преодоление доступных для ребенка трудностей вызывает у него духовный подъем, укрепляет его веру в свои силы и помогает раскрыться другим способностям. Если же мера трудности не соблюдается, то ученик сталкивается с непреодолимыми трудностями и это вызывает спад его интереса к учению.

Второй принцип - ведущая роль теоретических знаний.

Данный принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и закономерностей. На основе своих наблюдений ученики выделяют определенные закономерности, делают выводы.

Третий принцип – осознание процесса учения.

Данный принцип не отрицает и не противостоит принципу сознательности. Различие между ними в том, что принцип сознательности связан с пониманием сообщаемых знаний, он направлен на объект познания. Принцип осознания процесса учения обращен как бы внутрь, на осознание самим учеником протекания у него процесса познания, его динамики: что он до этого знал, а что нового ему ещё открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Данный принцип развивает рефлексию, самоанализ, взгляд на себя: «Что я знал до этого и что узнал нового? Что мне интересно было бы узнать?»

Четвертый принцип – прохождение материала быстрым темпом.

Принцип продвижения более быстрым темпом побуждает к постоянному движению вперед в получении знаний. Такое движение стимулирует умственную активность учащихся. Получение знаний при этом переплетается с повторением пройденного на новом уровне, при котором в ранее изученном открываются новые связи. Более быстрое продвижение отвечает потребностям детей, их больше интересует новое, чем длительное повторение уже изученного материала. Быстрый темп прохождения программы в новой системе не означает торопливость в изучении материала и спешки на уроках. Занков говорил: «Торопиться надо не спеша». Нельзя жалеть времени на уроке на разрешение различных противоречий, возникающих в ходе познания. Ошибка ученика – это находка для учителя. Её анализ поможет высветить возникшее противоречие, подвести учеников к правильному пониманию.

Пятый принцип – развитие всех учащихся, в том числе самых сильных и самых слабых в одном коллективе.

Новая система принимает ребенка таким, какой он есть, без навешивания ярлыков «сильный», «слабый». Как показало исследование, все дети, которые не имеют патологических изменений в психике, в том числе и слабоуспевающие, могут учиться и успевать по новой дидактической системе. При этом учитываются неравномерность и скачкообразность развития в зависимости от особенностей высшей нервной деятельности, жизненного опыта, склада ума и характера растущего человека. Дети с замедленным темпом развития при их изоляции от общей массы детей заранее обрекаются на ещё большее отставание. Поэтому какое-либо обособление, разделение учащихся по неуспеваемости, создание особых классов, однотипных по мыслительным данным учеников Занков считал недопустимым и противоречащим законам развития.

Важнейшим условием эффективной реализации выдвинутых принципов является особая атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, между самими учениками. Такая система не стоит на грани вседозволенности. Это деловые, доброжелательные отношения, основанные прежде всего на уважении личности ребенка, на внимании к его внутреннему миру, к его переживаниям. Чтобы вызвать радость успеха, надо уметь найти, за что похвалить ребенка. Даже обычные реплики учителя: «Кто скажет лучше? Кто его исправит?» в данной системе неприемлемы, так как оказывают тормозящее действие на умственную деятельность ученика. Тот ученик, кому строго сказали: «Садись!», больше не думает над примером. Учителя в этом случае интересует лишь результат деятельности школьников. Так между учителем и учениками выстраивается психологический барьер. Необходимо, чтобы учитель смог понять состояние ученика во время ответа, пойти навстречу его даже коряво высказанным размышлениям, создать в классе атмосферу заинтересованности вокруг его ответа, тактично поправить его. Это снимает внутреннее напряжение, расковывает детей. Такая атмосфера соответствует природе ребенка, его общительности и стремлению к самоутверждению через общение.

Л.В. Занков выделяет типичные свойства методики начального обучения, которые дают простор творчества учителя: многогранность методов, их направленность на усвоение знаний и на развитие, на познание и пробуждение чувств; процессуальность; разрешение коллизий - встречающихся противоречий между старыми и новыми знаниями, между знанием и незнанием; вариативность.

Задания для детей носят более обобщенный характер – «Вглядитесь в примеры, слова, задачу. Что вы о них можете сказать?» Давая задания, учитель не знает, куда и как пойдет мысль учеников. Его творческая деятельность на уроке проявляется в том, чтобы умело направлять мысль в нужное русло, столкнуть разные мнения, обострить, где надо противоречия, чтобы дети сами пришли к правильному выводу. Дети соавторы учителя в создании такого урока, на нем осуществляется настоящее сотрудничество между ними и учителем, и между самими ребятами. Здесь каждый ответ звучит как выражение собственных мыслей: «Я думаю…», «Я не понимаю…», «Я не согласна…» Дидактическим стержнем урока в системе является деятельность самих ребят, которая побуждает к проявлению самостоятельной мысли, своих суждений, соображений. На уроке ученики наблюдают, сравнивают объекты, классифицируют их, составляют к ним задания, проверяют их друг у друга.

Домашние задания в системе Занкова бывают разных типов. Имеют два направления. Одни из них связаны с выполнением упражнений тренировочного характера. При этом родителям дается установка не вмешиваться в выполнение таких заданий, чтобы не смазывать перед учителем картину состояния знаний у учеников. Другой вид заданий связан с самостоятельным добыванием знаний из разных источников.

Чтение.

Главными задачами уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому, сознательному чтению, являются развитие детей средствами художественной литературы, воспитание у них потребности к духовному общению с книгой, формирование их художественного вкуса. Отличие книги «Живое слово» состоит в том, что в основу отбора материала положено деление литературы на художественную и научно-познавательную. В данной книге реализуется принцип отбора произведений высокого художественного достоинства и глубокой научно-познавательной сущности научно-публицистических статей. Данная книга направлена на то, чтобы раскрыть детям широкую картину мира на основе науки, литературы и искусства.

В первом разделе – художественном – материал поделен на три части, которые примерно совпадают с тем или иным сезоном и учебной четвертью. В отборе материала соблюдается не тематический принцип, а принцип основных нравственных направлений, которые составляют основу нравственного развития личности:

1. Родина (природа в разное время года, труд, разные события и т.д.)

2. Семья и дети (взаимоотношения детей в классе и дома, жизнь семьи, мамин праздник, игры и забавы и т.д.)

3. Человек и природа (отношение человека к природе, к животным, вопросы экологии и защиты окружающей среды).

Система чтения разворачивается спиралевидно, от более легких произведений в первой части к более трудным, при этом нет строгой привязанности к тематическим рубрикам. Много веселых стихотворений, сказок, рассказов, острота сюжетов сочетается с глубокой нравственной мыслью.

Во втором разделе – научно-популярном – произведения соответствуют определенной тематике. 1) времена года (осень, зима, весна, лето); 2) элементарные географические сведения («Линии горизонта», «Теплые и холодные страны» и т.д.); 3) истории появления вещей («Из чего твои вещи сделаны»). Главным принципом при отборе научно-познавательного материала являлись его научная выдержанность, воспитательная ценность, занимательность, доступность.

Возбудить любознательность школьников, подтолкнуть их воображение, развить пытливость ума – этим целям отвечают подобранные статьи.

Русский язык.

Для построения учебника по русскому языку в системе, направленной на общее развитие учащихся, характерны следующие новые подходы:

· Насыщенность теоретическим материалом;

· Большое число заданий, требующих самостоятельного творческого выполнения;

· Большое разнообразие дидактического материала и широкий словарный состав, используемый в упражнениях;

· Индивидуализация заданий по степени их трудности;

· Переслаивание материала разных тем с многократным возвращением к изученному на новом уровне.

Обучение русскому языку происходит на высоком уровне трудности, преодоление которой происходит в процессе познания существенных связей, закономерностей в языке, доступных младшим школьникам.

В учебниках знания не даются в готовом виде. Мысль ученика направлена на поиск, добывание знаний в процессе систематических наблюдений над языковыми фактами.

Главными критериями качества построения учебных заданий является заложенный в них характер мыслительной деятельности и усложнение заданий по степени нарастания самостоятельности мышления. Каждое задание – это своего рода мыслительная задача. Широко применяется прием сравнения, сопоставления учебного материала.

Возрастание степени сложности заданий происходит постепенно от простого сравнения до простого включения задач на классификацию, требующих достаточно сложной мыслительной деятельности. Классификационные задачи – это, прежде всего, задания на группировку учебного материала. Они имеют большое значение для умственного развития. В учебниках, начиная с 1 класса, задания на группировку даны как задания повышенной трудности и обозначены звездочкой. Для заданий на группировку в самом учебнике предусмотрены варианты помощи при их выполнении.

Технология их выполнения такова, что ученику при затруднениях нужно переходить от более трудной формулировки задания к более легкой (принцип от трудного к легкому).

Выделяют три разновидности инструкции, отражающие постепенное убывание самостоятельности при решении задач на группировку, которые предъявляются ученику последовательно: после невыполнения более трудной инструкции детям дается задание с более легкой инструкцией. Это позволяет исходить из ближайшей и актуальной зон развития каждого ребенка – то, что ученик выполняет самостоятельно, и то, что он выполняет пока с помощью.

Благодаря вариативным инструкциям или иначе – благодаря дозированной помощи учебник выполняет и задачу индивидуального подхода в обучении, по разным инструкциям обеспечивает успешность решения заданий всеми учениками, даже слабыми.

Структура учебника русского языка, его особенности:

· Материал в учебнике расположен по принципу переслаивания, предполагающему временные интервалы между частями одной и той же темы с многократным возвращением к каждой теме на новом уровне.

· Принцип прохождения материала быстрым темпом.

· Характер и последовательность материала упражнений и заданий к ним нацелены на то, чтобы постоянно возвращаться к прежде изучаемым понятиям, включая их в разнообразные связи и отношения.

· Постоянное возвращение к ранее пройденному материалу, его органическая связь с новым объясняют отсутствие в учебниках специальных разделов для повторения.

· Обобщение и систематизация материала даны на форзацах учебника, где помещены в схематическом виде основные темы курса в их взаимосвязи, и дан перечень изучаемых орфограмм.

· Перед каждой новой темой и внутри её изложения помещены «хитрые» вопросы. Они предназначены для возбуждения интереса, установки на понимание материала, следующего за вопросом.

Математика.

Главной особенностью программы по математике является то, что включенный в неё учебный материал делится на три уровня, которые имеют разную смысловую нагрузку в процессе обучения.

К первому уровню относится материал, подлежащий прочному усвоению в пределах начальной ступени обучения. Например, овладение четырьмя арифметическими действиями. При это ни ученики, ни учитель не ставятся в жесткие временные рамки овладения материалом.

Ко второму уровню относится материал, который с одной стороны помогает глубже и разностороннее осознать материал первого уровня, а с другой стороны закладывает основу для овладения знаниями на более поздних этапах обучения. Например, знакомство с уравнениями.

К третьему уровню относится учебный материал, направленный на расширение математического кругозора. Например, знакомство с римской письменной нумерацией, знакомство с отрицательными числами.

Конечно, глубина овладения учебным материалом сугубо индивидуальна.

Особенности учебника математики для 1 класса:

· Связный текст, чтение которого осуществляется учителем или читающими учениками.

· Относительная условность выделения разделов учебника.

· Включение в текст заданий помощи, рассчитанной на детей, затрудняющихся в выполнении заданий.

· Часто вынужденное возвращение к уже выполненным заданиям, т.е. активно включать результаты уже проделанной работы в новую.

 

Таким образом, данная система обучения может реализоваться как альтернативная, только по доброму выбору учителя, без навязывания и насильственного внедрения.

Особенности учебных предметов история, география, естествознание смотрите в «Вестнике образования».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...