Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дефицит концентрации внимания




 

Дефицит концентрации внимания (ДКВ) и суперакгивный дефицит концентрации внимания (СДКВ) поражают, по некоторым оценкам, от десяти до пятнадцати процентов подростков в Соединенных Штатах. Эти дети беспокойны, не могут сконцентрироваться, у них резко изменяется настроение и есть сложности в общении со взрослыми. В исследовании девятнадцати детей в возрасте от семи до семнадцати лет, страдающих ДКВ и СДКВ, исследователи проигрывали музыкальные записи Моцарта во время сеансов обратной связи по три раза в неделю для одной группы детей. Другая, контрольная, группа не слушала музыки вообще.

Компакт-диск назывался «Сто шедевров», том З, и включал отрывки «Маленькая колыбельная», концерт для фортепиано №21, «Женитьбу Фигаро», концерт дня флейты № 2, «Дон Жуана» и другие концерты и сонаты Моцарта. Исследователи сообщают, что у подростков, слушавших музыку Моцарта, снижалась активность тега-волн мозга в полном соответствии с ритмами исполняемой музыки, повышалась сосредоточенность, снижалась импульсивность, и возрастал уровень социальных навыков.

Музыкотерапия оказалась полезной и в индивидуальной работе с ДКВ. Джейкоб страдал от идеосинкрозии речи, фиксации внимания на навязчивых объектах и идеях, импульсивных жестов (в особенности с предметами, которые имели отношение к сантехнике или. электричеству), а также отсутствием настойчивости. Два нейропсихолога поставили тринадцатилетнему подростку диагноз СДКВ, расстройство в распознании речи и развивающееся расстройство восприятия окружающего мира. Кроме того, медик-оптик после анализа его зрения и восприятия установил, что у него есть проблемы с глазным слежением и комплексным восприятием видеоинформации. Клиника в Кливленде провела тесты на аллергию и пришла к выводу, что у него аллергия на желтый краситель, который присутствует в большинстве переработанных продуктов питания. У

Джейкоба также была аллергия на соли салициловой кислоты, которые присутствуют в большинстве фруктов и овощей. Для уменьшения этих аллергических реакций ему давали различные антигистамины, а также риталин для снижения сверх активности.

Джейкоб подвергался звукотерапии у музыкотерапевта Мэри А. Сковел. После предварительного анализа ему выдали несколько аудиокассет с музыкальными записями для повышения потока мозговых тета-волн. Он прослушивал их в течение недели, а затем снова был подвергнут осмотру у оптика, который пришел к выводу, что глаза пациента хорошо следят за движущимися объектами. Нейропсихолог, который проводил электроэнцефалограмму, не обнаружил никаких дисфункций. Учителя Джейкоба рассказали, что концентрация внимания и способность к чтению значительно улучшились. Джейкоб продолжал слушать музыкальные записи после школы и в период особого напряжения. Сейчас он принимает гомеопатические средства и не испытывает потребности в психотропных лекарствах.

На другом конце страны девятилетней Синди поставили диагноз ДКВ. Понимание смысла при чтении было очень низким, она запоминала очень мало из прочитанного. Неумение концентрироваться приводило к тому, что она постоянно бродила по комнате, часто делая стойку на руках и разные неожиданные движения. Опечаленные родители привели ее в Центр звука и слушания города Феникс, где она начала прослушивать специальную программу доктора Томатиса. После лечения Синди почувствовала успокоение. Она стала принимать участие в разговоре, улучшились координация и психомоторные характеристики. У Синди были проблемы со зрением. Она видела все несколько наклоненным вправо. Такое недомогание, как говорили офтальмологи, может быть исправлено только с помощью хирургической операции. Однако после первой недели звукотерапии изображение исправилось само по себе и в дальнейшем оставалось устойчивым. Мать Синди рассказала директору центра Билли М. Томпсону, что окружающий мир вдруг приобрел для дочери другой смысл. Как будто в доме появился совершенно новый человек. Синди стала читать, слушалась родителей и решала головоломки. «Ей ничего не приходилось учить заново, — рассказала мать. — Все было при ней — большой словарный запас, чувство юмора, сообразительность. Просто все это было скрыто».

 

Аутизм (уход в себя)

 

Жизнь Аннабель Штейли была кошмаром. Старшая дочь умерла мучительной смертью От лейкемии, а младшая дочь Джорджи страдала аутизмом. После того как врачи объявили ее «безнадежной», Джорджи поместили в спец учреждение в возрасте четырех лет. Путешествуя с мужем по Европе, Штейли услышала о новых методах лечения, разработанных Гн. Берардом, врачом из Франции. Несмотря на возражения лечащих врачей, она привезла Джорджи в клинику в Аннеси, во Франции, где Берард после осмотра обнаружил, что слуховая чувствительность у девочки была столь болезненно развита, что даже малейший шорох вызывал у нее боль, а громкие звуки могли вызвать у нее приступы истерии и агонию.

В результате примененного курса звукового «повторного образования» Джорджи полностью выздоровела, далее продолжала развиваться совершенно нормально и после окончания колледжа стала преуспевающей артисткой. Штейли рассказывает эту поучительную историю своей дочери в книге «Чудесный звук». Она образовала специальный фонд, названный именем ее дочери — «Джорджиана», из которого финансируются программы по музыкальной и звуковой терапии, призванной помочь другим детям, страдающим аутизмом.

Тони де Блойс, от рождения страдающий дефектами мозга, слепой и больной аутизмом, сумел развить в себе невероятную память. Он стал знаменитостью за свои джазовые импровизации. Он может воспроизвести на фортепиано любую мелодию, стоит ему услышать ее хотя бы однажды. Тем не менее в других областях человеческой деятельности он остается дефективным. Музыкальные интересы проявились у него в возрасте двух лет, когда его мать, обеспокоенная тем, что ребёнок не может сидеть, купила небольшие электронные клавиши. Она думала, что малыш будет тянуться к ним и научится сидеть.

«В течение первых шести недель это был настоящий ад, — вспоминала она позднее. — Тони колотил по клавишам снова и снова, производя кошмарные мелодии. Однако в один из дней, когда я была на кухне, я услышала первые три ноты из “Мерцай, мерцай, звездочка”. Я вошла в комнату и сыграла ему остальную часть мелодии». Сейчас его дарование настолько раскрылось, что он может легко переходить с Баха на Эндрю Ллойда-Веббера и на сложные джазовые отрывки.

В возрасте шесть недель сын Уэнди Янг Сэм начал жестоко страдать от колик — острой боли в животе, которая вызывается различными отклонениями в состоянии желудка и кишечника. Это сводило родителей с ума. Ребенок постоянно кричал и никак не мог найти для себя нормальной позы. Он начинал орать с десяти или одиннадцати часов утра, и это продолжалось до десяти или одиннадцати часов ночи. Родители перепробовали все — качали его, пели, ходили вместе с ним, возили на машине, кормили различными растительными настоями, которые были известны в семье как древние лекарства.

Поскольку Янг была профессиональным музыкантом, в доме всегда звучала музыка, но, казалось, ничто не могло успокоить сына. Однажды вечером она интуитивно начала тонировать, хотя не знала в то время, что это так называется. Два высоких тона, которые она взяла, напоминали звук инструмента, который называется «туманный горн». К ее удивлению, сын мгновенно перестал плакать. Вскоре он уснул у нее на руках. Спустя несколько месяцев таких упражнений колики исчезли, а семья Янгов (а также все их терпеливые соседи) обрела долгожданный покой.

Здесь, однако, история не заканчивается. В возрасте два с половиной года Сэму поставили диагноз аутизм. Вспоминая эти годы, Янг пришла к выводу, что неспособность сына анализировать информацию стала наблюдаться в раннем возрасте. Сейчас мальчику семь. Наряду со многими другими проявлениями аутизма у него чрезвычайно низкий болевой порог к звукам. Сэм буквально сворачивается в клубок при звуках уличного движения или начинает быстро ходить вокруг дома, прижав ладони к ушам. У него бывают непроизвольные вспышки гнева и раздражения, которые настолько опасны, что его вынуждены были посадить на лекарства.

Почти целый год Янг посещала мои семинары. Мы обсуждали с ней, как помочь ее сыну с помощью музыки. Когда она начинала петь ему, Сэм тотчас же просил прекратить пение. Когда мать принималась тонировать, он просил ее уйти прочь. Попытки стучать на барабане были встречены заявлением: «Никаких барабанов». Однажды, читая анекдот о коликах и музыке, Янг вдруг решила попробовать игру на туманном горне. Как только она начала играть, сын подошел и прислонился к ней, прижавшись спиной к ее груди, к тому месту, где звуки резонировали сильнее всего. Сэм прижался головой к ее груди и вдруг широко улыбнулся. Янг была поражена. Она сделала паузу, чтобы посмотреть на его реакцию. «Пожалуйста, еще», — попросил Сэм.

Все еще настроенная скептически, Янг решила испытать эффективность звука туманного горна. Что свойственно типичному аутистическому поведению, ее сын не мог оторваться от видеофильма до последних титров. Он сидел у телевизора, глядя фильм «Моя прекрасная леди», когда она сказала, что нужно выключить телевизор. Сэм пришел в ярость, а Янг сказала: «Сэм, все в порядке (звучит туманный горн), нам сейчас нужно уходить (туманный горн), но мы можем посмотреть фильм позднее (туманный горн)...»

Сэм сразу успокоился. Он не дал Янг выключить телевизор, но неожиданно стал подпевать ей. После этого он сказал: «Держи меня». Затем сел к ней на колени, Обнял руками за шею и прошептал: «Пой со мной»; Наконец Янг смогла быстро перемотать видеозапись (о чем раньше и помыслить нельзя было), чтобы они смогли увидеть титры фильма и выключить телевизор.

В другом описании подобного случая исследователи из Уэльса сообщают о существенном выздоровлении от аутизма трехлетней девочки, которая прошла двухгодичный курс, основанный на музыке медицинской контактной терапии. Дважды в неделю на уроках по двадцать минут мать вовлекала девочку в игры, которые включали всевозможные движения, похлопывания и танцы под музыку, а также речитатив и пение. С девочкой обращались так, как будто она имела нормальные реакции, причем мать и дочь последовательно выполняли роль ведущих в играх. В этом участвовал музыкант, который аккомпанировал на арфе. Исполнялась музыка, которая более всего подходила к настроению. Например, музыка становилась тише, когда ребенок удалялся от матери, и громче, когда приближался к ней, постепенно достигая крещендо.

Результаты оказались впечатляющими. До начала лечения ребенок осознавал присутствие матери в среднем раз за шесть минут. После терапии такое осознание наступало уже через минуту. На следующем этапе лечения этот показатель снизился до девяти секунд. Контакт глаз, который ранее происходил в среднем раз в три минуты, уменьшился до двух контактов в минуту, а затем при реабилитационном лечении—до шести раз в Минуту. К концу курса ребенок мог непроизвольно ущипнуть мать, а во время исполнения известной песенки,с прихлопыванием легко устанавливал контакт глазами и улыбался, а затем мог вдруг неожиданно приподнять джемпер и хлопнуть себя по животу. Девочка научилась «кормить» печеньем своих игрушечных животных и «мыть и стирать» одежду кукол. В таких сложных играх она ранее не участвовала. Двухгодичный последующий контроль показал, что эти положительные изменения оказались устойчивыми.

Установление неречевой связи между больным ребенком, который стучит на барабане, и музыкотерапевтом, который подыгрывает ему на фортепиано, может помочь ребенку, как сообщалось в «Журнале Американской медицинской ассоциации». «Когда вы имеете дело с ребенком, который не способен жить нормальной жизнью, не переносит человеческих отношений или имеет сложности в общении, такая импровизация может быть чрезвычайно эффективной, пишет Клайв Е. Роббинс, доктор философии» директор Центра музыкальной терапии Норцофф-Роббинс в университете штата Нью-Йорк. — Эгаодин из способов, как “добраться” до детского разума». Роббинс сравнивает такое музыкальное взаимодействие с диалогом. «Разговаривая, мы импровизируем, — поясняет он. — Вы задаете вопрос, а я отвечаю. То же самое происходит и с музыкой. Ее можно использовать столь же гибко, как мы используем речь для того, чтобы дойти до детей с языковыми проблемами. Она помогает обходить все сложности. Исследования показывают, что мозг включается в синтетическую деятельность в ответ на музыку. Некоторые ученые считают, что изначально мозг запрограммирован таким образом, что органические соединения в нем симфоничны, а не механистичны».

 

Боли в спине

 

Звуки арфы всегда связывали со смягчением боли. Еще в Библии сказано, что Давид играл на инструменте для того, чтобы избавить Саула от «злых духов». В Древней Ирландии барды в сопровождении звуков арфы рассказывали различные истории, которые не только исцеляли души, но и передавали новым поколениям веками накопленный фольклор. Во Франции в средние века монахи из аббатства Клюни использовали арфу в сочетании с песнопениями для облегчения страданий умирающих. «Поэты поступали правильно, когда соединяли музыку и лекарства во времена Аполлона, — пишет Фрэнсис Бэкон в работе “Прогресс в учении”, — так как суть лечения состоит в том, чтобы настроить загадочную арфу человеческого организма и вернуть ей гармонию».

Новатором в использовании арфы в музыкотерапии можно считать Сараян Уильямс, бывшего директора Лаборатории сердечно сосудистой катетеризации и специалиста по биологической обратной связи, которая специализируется в лечении хронических болей. Будучи руководителем консультационного центра в городе Аллентаун (штат Пенсильвания), Уильямс лечит пациентов, страдающих от хронических болей в спине, головных болей, стресса, перевозбуждения и депрессии. Ее арфотерапия включает использование также портативного массажного столика, который усиливает звуки через вибромассаж. При этом сеанс лечения проходит вместе с обратной связью или консультациями. До и после занятия пациенты определяют степень дискомфорта по девятибальной шкале, так, чтобы можно было отметить любые изменения. Анализируя шестнадцать историй болезни, Уильямс обнаружила, что уровень напряжения и боли в различных органах тела снижался в среднем на одну треть, или на три пункта. Самое значительное снижение боли отмечалось в конечностях, спине и плечах. Она считает, что звуки арфы особенно полезны из-за большого частотного диапазона: от 32,7 до 3136 герц. При таких звуках вибрирует все человеческое тело. Арфа также располагает «обширной палитрой тональных цветов», многие из которых успокаивают, а также создают потрясающий эффект за счет уникальных глиссандо (способ перехода от одного тона к другому с проигрыванием промежуточных тонов).

Во время сеансов-консультаций Уильямс обычно берет ноту до, а затем «проходит» по всей октаве до следующей ноты до и обратно несколько раз. Клиент должен отметить, в каком месте он чувствует резонанс в организме. Затем Уильямс переходит к ноте ре и повторяет весь процесс прохождения по октаве. Если какой-то орган тела болит, Уильямс отмечает, какие ноты вызывают резонанс в этом органе. После того как определены ноты, которые вызывают нужную реакцию, врач импровизирует и наигрывает музыкальную пьесу, в которой особым образом выделяются указанные ноты. Как отмечает Уильямс, уменьшение напряжения раскрывает энергетический поток, который распространяется по всему организму, принося исцеление. В состоянии глубокой расслабленности в организме пациента высвобождаются бета-эндорфины, которые снижают болевые ощущения и поднимают настроение.

Зная о том, что арфа является древнейшим целительным инструментом, Уильямс считает, что она открывает двери в коллективное подсознание, рождает образы, воспоминания и прочий символический материал, с которым можно работать во время сеансов терапии и который позволяет выявить истинные причины и источники болезненных ощущений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...