Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства и методы развития выносливости




 

Анализ ведения рукопашного поединка свидетельствует о необходимости развития в основном двух форм выносливости — это общей выносливости и выносливости скоростно-силового характера.

Главным критерием выносливости является время, в течение которого человек в состоянии поддерживать заданную интенсивную двигательную активность. Снижение работоспособности в ходе выполнения достаточно длительного упражнения или при повторном выполнении кратковременного упражнения называется утомлением.

Функциональные возможности человека в упражнениях, требующих выносливости, определяются, с одной стороны, наличием соответствующих двигательных навыков, уровня владения техники, с другой — его аэробными и анаэробными возможностями.

К «аэробным упражнениям», весьма эффективно развивающим функциональные возможности организма, относятся: лыжи, плавание, велосипед, гребля и др. Однако наиболее универсальным и эффективным в этом случае считается бег.

Для последовательного повышения аэробной выносливости с помощью бега его интенсивность должна быть не ниже 130 уд/мин и не выше определенной верхней границы. Верхней границей является показатель частоты сердечных сокращений, определяемый следующим образом: 220 минус возраст в годах и 75% от полученного результата. Пример: если вам 30 лет — 220 – 30 = 190, 75% от 190–142 уд/мин. Длительность бега должна быть не менее 25–30 мин. Частота занятий – через день.

Анаэробную выносливость можно совершенствовать с помощью ведения боя без остановки в течение 1–2 мин, а также с помощью спортивных игр (регби, баскетбол) с элементами рукопашного боя (запрещены удары в спину, по голове и ногами по мячу).

Для первого и второго направлений необходимо применять интенсивные нагрузки с малым интервалом отдыха ¾ до отказа, через боль. Только так можно постепенно повысить физиологическую и психологическую устойчивость к неблагоприятным сдвигам внутренней среды. Число повторений при интенсивной работе с небольшими интервалами отдыха обычно невелико (не более 3–4), из-за быстро развивающегося утомления. Учитывая это, лучше всего повторять подобную нагрузку в виде серий, составленных из 3–4 повторений с сокращающимися интервалами отдыха. Время между сериями должно быть значительным – не менее 15–20 мин.

Нагрузка может состоять из различных упражнений: бег с ускорением на дистанции 30–40 м (либо челночный бег 10 х 10), силовые упражнения с отягощением не свыше 50% от max, работа с грушей, бой с «тенью». Эффективен для развития специальной выносливости и круговой метод. Как правило, этот комплекс может содержать 6–8 упражнений: челночный бег, силовые упражнения (подтягивание на перекладине, отжимание из различных исходных положений, упражнения на пресс и т. п.), бой с «тенью», прыжки со скакалкой. Главное в этом методе – выполнять все упражнения с максимальной интенсивностью и до отказа и сразу переходить к следующему упражнению. Отдыхать – после выполнения всего круга.

 

Ловкость

 

Ловкость ¾ несомненно, разностороннее, универсальное качество. Спрос на ловкость повсюду, и повсюду она выручает во всевозможных случаях. В борьбе и рукопашном бою многое основывается на ловкости. Ловкость ¾ это умение двигательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:

1) правильно (адекватно и точно);

2) быстро (скоро);

3) рационально (целесообразно и экономично);

4) находчиво (изворотливо, инициативно, красиво).

Особенно плодотворными для общего развития двигательной ловкости, овладения разносторонними, переходными между собой двигательными навыками являются волейбол и футбол, теннис и баскетбол, борьба и бокс.

Ловкость воспитывается упражнениями тем эффективнее, чем больше в ней обыгрывается всякого рода намеренных изменений и неожиданностей.

Необходимо при выполнении движений думать не о самих движениях, а о сути задачи (как можно быстрее и сильнее ударить, бросить партнера и т. д.), т. е. сосредоточить мысль и волю на вопрос «что делать?», а не на вопрос «как делать?», – это придет само в результате повторений.

Следует выделить три основные задачи, которые необходимо решать при воспитании ловкости:

1. Совершенствование способности к быстрому освоению все более и более сложных по координации двигательных действий.

 

2. Совершенствование способности к быстрому перестроению двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой.

3. Повышение точности заданных движений.

При подборе средств необходимо, чтобы упражнения и действия постоянно обновлялись новыми элементами, а условия их выполнения усложнялись.

Новизна в содержании упражнений достигается путем:

¾ выполнения упражнений при изменяющихся условиях;

¾ выполнения по сигналам и командам;

¾ изменения расстановки препятствий, порядка их выполнения;

¾ бега по сильно пересеченной, незнакомой местности.

Усложнение условий выполнения упражнений обеспечивается:

¾ изменением исходных и конечных положений при выполнении упражнений;

¾ выполнением действий на скорость и точность;

¾ выполнением двигательных действий в различное время суток, при неблагоприятных условиях.

Эффективно расширяют двигательный опыт, повышают уровень «координационных» способностей, а следовательно, и уровень ловкости ¾ различные гимнастические и акробатические упражнения на снарядах, на ковре и т. д. Например, выполнение ударов и защитных действий после выполнения акробатических упражнений:

а) колесо ¾ кувырок вперед ¾ удар рукой;

б) кувырок назад ¾ прыжок на 180 градусов ¾ кувырок вперед ¾ удар ногой по лапе;

в) кувырок вперед ¾ подъем разгибом ¾ блок ¾ удар.

 

Развитие быстроты

 

Под скоростными способностями понимают комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальное время.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

Элементарные формы ¾ это латентное, т. е. скрытое время простых и сложных двигательных реакций, время выполнения отдельного, одиночного движения.

Комплексные формы ¾ это способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости, умение выполнять с высокой скоростью движения в ходе борьбы.

Проявление скоростных способностей в комплексной форме тесно связано с уровнем развития силы, гибкости и главным образом координационных возможностей.

Необходимо помнить, что элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей строго специфичны и не зависят друг от друга: скорость реакции не связана со скоростью бега и наоборот. Элементарные формы быстроты строго индивидуальны, зависят от свойств реагирования нервной системы и практически не поддаются тренировке. Время простой реакции у тренированного человека – 0,20–0,25 с, у спортсменов – 0,12–0,15 с.

Самый распространенный способ уменьшения времени простой реакции заключается в повторном, наиболее быстром реагировании на изменение окружающей среды или сигнала.

Более сложная реакция ¾ реакция выбора, которая предполагает способность предупредить или выбрать нужное двигательное действие из ряда возможных. Типична реакция на движущийся предмет и реакция выбора в единоборствах: боец должен увидеть, какой рукой или ногой собираются нанести по нему удар, оценить направление и скорость удара, выбрать план действия, начать его осуществление. Из этих четырех элементов и складывается в данном случае скрытый период реакции. Понятно, что основная доля времени приходится на первый элемент ¾ фиксацию начала движения. Развитию именно этой способности и нужно уделять особое внимание на первом этапе. Развивается данная способность различными подвижными играми, самая эффективная игра ¾ настольный теннис.

Параллельно этому следует работать над постоянным повторением стандартных ответов на различные действия партнера (удар – защита ¾ удар), т. е. доведением ответной реакции до автоматизма, что также в значительной степени уменьшает время выбора ответного действия и начало его осуществления.

Совершенствование комплексной формы проявления скоростных способностей происходит в результате систематического повторения упражнений (бег, преодоление препятствий и т. д.), выполняемых с максимальной интенсивностью, что со своей стороны требует соблюдения ряда условий:

¾ они выполняются непродолжительное время, до первых признаков утомления;

¾ началу выполнения упражнений должен предшествовать высокий эмоциональный настрой на проявление максимально возможной быстроты. Можно использовать прыжки со скакалкой в разных направлениях для совершенствования скорости передвижения, а также бег с ускорением по звуковому сигналу из различных исходных положений (упор лежа, упор присев и т. д.). Для совершенствования рекомендуются следующие упражнения:

1. Быстрота выполнения:

а) удар и блок выполняются по команде или свистку;

б) отягощение в виде грифа от штанги на плечах, руками ухватиться за него как можно дальше от плеч. Быстрые повороты туловища вправо и влево с небольшим наклоном вперед;

в) стоя на одном колене, одна рука на поясе, одноименная рука упирается локтем на впереди стоящее колено. Повороты внутрь кистью, в которой за конец зажимается булава (палка 30–40 см);

г) прыжки со скакалкой (два оборота);

д) выполнение любых ударов или защит за ограниченный промежуток времени (10–15 с).

2. Скорость передвижения:

а) прыжки со скакалкой в разных направлениях;

б) бег с ускорением по звуковому сигналу из разных положений (упор лежа, упор присев, лежа на спине).

3. Анаэробная выносливость:

а) ведение боя без остановок в течение 1–2 мин;

б) спортивные игры (регби, баскетбол) с элементами рукопашного боя (запрещены удары в спину, голову и ногами по мячу).

4. Координация движений:

Выполнение ударов и защитных действий после выполнения акробатических упражнений. Примерно:

а) колесо — кувырок вперед — удар рукой;

б) кувырок назад — прыжок на 180 градусов — кувырок вперед — удар ногой;

в) кувырок вперед — подъем разгибом — блок-удар.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...