Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практика по слияниям и поглощениям, антимонопольная политика Японии




 

Япония имеет особенности в регулировании проблемы монополизации экономики. Так, там допускаются, с согласия антимонопольных органов, следующие действия:

· создание предприятия, управляемого совместно несколькими компаниями,

· наследование части предприятия либо полностью,

· аренда части или целого предприятия,

· назначение на управление предприятием.

Законы Японии запрещают проведение сделок, которые направлены на реорганизацию предприятия с целью ограничения конкуренции. Это обеспечивается следующим ограничением, которым и руководствуются антимонопольные органы:

· после слияния (реорганизации) предприятия оно не имеет право осуществлять контроль более четверти товарного рынка,

· итогом слияния (реорганизации) не может получиться компания, которая займет первое место по объемам продукции в стране[7].

Покупка акций, слияния, поглощения и прочие действия, направленные на реорганизацию предприятия, регулируются в Японии базовым законодательством. Таким образом, как таковые поглощения могут осуществляться вполне свободно. Однако для Японии недружелюбное поглощение – ситуация практически невозможная. Это подтверждается и практикой: японцы могут покупать компании за границей, однако национальные компании не подвергаются серьезным реструктуризациям.

Здесь прежде всего в основе лежит принцип добровольности. Сложившаяся практика не допускает недружественных поглощений. Чаще всего, стороны договариваются, и потом обмениваются акциями. Еще один тормоз на пути недружественных поглощений – институциональные и социальные барьеры. Так, большинство компаний имеют так называемых «постоянных акционеров», которым принадлежит от 60 до 80% акций (как правило, это дружественные банки). Это предотвращает возможность покупки контрольного пакета акций путем скупки их у акционеров.

Также препятствием для заключения сделки по поглощению компании вместе с сотрудниками могут быть сами сотрудники. Дело в том, что японские предприятия рассматриваются как социальная система, с определенной иерархией. Работники там могут работать всю жизнь, имея авторитет и право голоса. По поводу значимых событий они, как правило, занимают солидарную позицию. Таким образом, препятствием к поглощению может стать также и несогласие персонала на сделку[8].

Практика перекрестного владения акциями создает своеобразные горизонтальные и вертикальные группы, которые не дают возможность осуществить поглощение конгломератного характера[9].

Именно поэтому примеров слияний совсем не много. Пионерами стали две крупнейшие корпорации – финансово-торговая Sumitomo и промышленно-торговая Mitsui, которые проводили переговоры о слиянии, пробуя применить западный стиль ведения бизнеса в Японии. Однако слияния так и не произошло, потому что переговоры затянулись и в итоге Sumitomo отказалась от сделки.

Небольшое количество таких сделок в Японии не означает отсутствия поглощений. За пределами страны японские компании активно скупают иностранные автомобильные предприятия и компании. Это обусловлено, как уже указывалось выше, стремлением вывести производство в страны с более низкой себестоимостью (ближе к сырью, дешевый труд и т.д.). Более того, в последние годы Япония, как и все развитые страны, столкнулась с сокращением численности населения. Это значит, что спрос на продукцию будет расти слишком медленно, и для получения прибыли необходимо осваивать новые рынки.

Такие слияния часто демонстрируют серьезные суммы сделок. Активную деятельность по поиску возможностей к поглощению и слиянию в Японии развернула компания Recof, которая делает на этом неплохие деньги. Она в 2016 году озвучила итоги последних слияний, в связи с чем мы можем рассмотреть также тенденции, свойственные в секторе машиностроения.

К сожалению, отдельной статистики, рассматривающей количество поглощений и слияний за рубежом на автомобильном рынке, не существует. Что касается тенденций в автомобилестроении, то здесь мы видим несколько достаточно ярких тенденций:

1. Купля-продажа японскими корпорациями японских предприятий. Яркими примерами можно назвать покупку компанией по производству автомобилей Nissan компании Mitsubishi Motors, которая в последнее время испытывала некоторые финансовые трудности.

Систематизированных данных, которые бы давали четкое представление о динамике роста доли зарубежных филиалов в прибыли японских предприятий автомобилестроения, нет. Однако одно из исследований, посвященных аспектам мирового экономического кризиса, приводит следующие данные, касающиеся периода 2008-2009 финансового года, которые свидетельствуют о серьезном росте доли зарубежных филиалов в данном конкретном периоде (таблица 2).

 

Таблица 2. Доля зарубежных филиалов в общем объеме производства и совокупном объеме продаж японских машиностроительных компаний, 2008/2009 финансовый год.

 

Отрасль Доля в производстве, % Доля в продажах, %
Общее машиностроение 19,7 42,0
Электромашиностроение 44,6 48,7
Автомобилестроение 35,7 35,9

 

2. Покупка иностранными компаниями японских предприятий и брендов. Пример и символичная сделка в этом направлении – приобретение тайваньской Hon Hai Precision Industry японской машиностроительной корпорации Sharp.

3. Покупка японскими компаниями иностранных предприятий и брендов. Например, Toshiba купила американский бренд Westinghouse, который выпускает оборудование для ядерной энергетики.

Рисунок 2. Динамика операций японских предприятий по приобретениям и поглощениям за рубежом.

 

Однако влияние Японских традиций и культуры, даже при явном отходе от национальных традиций ведения бизнеса велико. Наиболее ярким примером стала ситуация, которая сложилась с Oji и Hokuetsu. Несмотря на то, что Oji предложила купить акции по весьма выгодной цене, акционеры Hokuetsu отказались от щедрого предложения без видимых на то причин и несмотря на то, что перспективы такого предложения были не просто многообещающими, а весьма выгодными. В этой связи многие экономисты – аналитики вспомнили национальные особенности ведения бизнеса в Японии[10].

В основном слияния и поглощения японцами не имеют агрессивного, насильственного характера. Они направлены на выравнивание материальных затруднений, усиление конкурентоспособности перед иностранными производителями, а также завоевание новых рынков сбыта и поиска возможностей удешевления производственного процесса. Эта тенденция наблюдается с начала XXI века, она объясняется глобализацией и тем, что все нарастающая конкуренция вынуждает предприимчивых японцев находить новые пути решения проблемы преуспевания и прибыльности предприятий.

Рис. 3. Доли японского автомобильного рынка по итогам 2016 года:

 

Для установления степени власти на рынке, рассчитываются индексы рыночной концентрации, такие как, индекс концентрации, индекс Герфиндаля-Хиршмана и дисперсия рыночных долей.

Индекс концентрации (CR) рассчитывается по трем крупнейшим компаниям:

CR3= 23%+25%+15%= 63%

Значение индекса больше 45% говорит о средней концентрированности автомобильного рынка Японии.

Подсчитаем более точный показатель концентрации рынка – индекс Герфиндаля-Хиршмана, рассчитываемый через сумму квадратов рыночных долей каждой из компаний, являющихся лидерами в автомобилестроении:

HHI= 23 ²+25 ²+15 ²+12 ²+5 ²= 1548

Индекс Херфиндаля-Хиршмана более 1000, следовательно, концентрация на рынке средняя.

Существует еще один показатель концетрации рынка – дисперсия рыночных долей, отражающий неравномерность распределения рыночных долей между фирмами. Рассчитаем мы его по соотношению между Индексом Герфиндаля-Хиршмана и дисперсией:

 

1548=5D²+1/5

D²=(1548-1/5)/5= 309,6

D=17,6

Данная величина дисперсии является доказательством того, что автомобильный рынок Японии является достаточно концентрированным, на рынке сильна власть крупных предприятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...