Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности психотравмирующих событий




Психотравмирующие события (стрессоры), способные вызвать заболевание, разнообразны. Они возникают из-за чрезмерного напряжения, переживания оценок, рассогласования деятельности, а также при воздействии физических и природных факторов. Восприимчивость к стрессорам различна и зависит от их психологической значимости для индивида. Систематизация психотравмирующих событий в зависимости от источника и масштаба их воздействия на население позволяет условно выделить несколько групп вредностей:

1) страх войны, экологических бедствий, переживание природных и промышленных

катастроф;

2) страдания из-за национальной вражды, экономических контрастов;

3) страдания из-за миграции, утраты социального статуса;

4) боязнь нападений, издевательств, преследований со стороны окружающих;

5) переживания, связанные с поступлением в школу или другое учреждение, трудностями освоения профессии, с атмосферой отвержения или враждебности со стороны соучеников или сотрудников;

6) психическая травматизация, обусловленная пребыванием в условиях отрыва от близких;

7) переживания при неправильном воспитании;

8) переживания искаженного внутрисемейного общения;

9) страдания из-за антагонистических отношений между членами семьи, недостатка душевной теплоты, из-за жестокости, сексуальных злоупотреблений и др.

Вредности в совокупности с описанными условиями обычно приводят к психосоматическим расстройствам постепенно. Выраженным заболеваниям предшествуют предболезненные состояния, то есть реакции и состояния, не достигающие степени болезни и дезадаптации. Случаи предболезненных состояний можно отнести к функциональной норме, отличая ее от идеальной, при которой невозможно обнаружить даже предрасположенность к какой-либо патологии.

 

В современном психосоматическом патогенезе признаётся многофакторность в объяснении психосоматических заболеваний. Соматическое и психическое, влияние предрасположенности и среды, фактическое состояние окружающей среды и её субъективная переработка, физиологические, психические и социальные воздействия в их совокупности и в дополнение друг друга – всё это имеет значение в качестве разнообразных воздействий на организм, описываемых как «факторы», которые взаимодействуют между собой.
1. Наследственно-конституциональные факторы. Здесь необходимо выделить конституционально-типологические особенности центральной нервной системы (ЦНС) и личностно-акцентуационные особенности.
2. Психоэмоциональные, или психогенные. Это острые или хронические внешние воздействия, опосредованные через психическую сферу, которые имеют как когнитивную, так и эмоциональную значимость и в силу этого играют роль психогении.
3. Органические. К ним относится различного рода преморбидная органическая (травматическая, инфекционная, токсическая, гипоксическая и др.) скомпрометированность интегративных церебральных систем надсегментарного уровня, и, прежде всего, лимбико-ретикулярного комплекса.

Можно назвать восемь основных источников психосоматических заболеваний:

1. Внутренний конфликт частей личности, сознательного и бессознательного в человеке, единоборство между которыми приводит к разрушительной "победе" одной из них над другой.

2. Мотивация по типу условной выгоды, когда симптом несет условную выгоду для пациента. Например, избавление от мигрени может "открыть глаза" на многие проблемы, которые "мешает видеть" головная боль, и тогда пациент окажется перед необходимостью их решения.

3. Эффект внушения (другим лицом). Известно, что если ребенку в детстве часто повторять "дурочка, дурак, остолоп, жадина" и т. п., то очень часто дети начинают демонстрировать поведение, соответствующее внушенному, которое автоматически переходит во взрослую жизнь.

4 "Элементы органической речи". Болезнь может быть физическим воплощением фразы. Например, слова "у меня сердце за него болит", "я от этого с ума схожу" могут превратиться в реальные симптомы.

5 Идентификация, попытка быть похожим на кого-то. Постоянно имитируя другого, человек как бы отстраняется от собственного тела.

6 Самонаказание. Если человек совершает неблаговидный, по его мнению, поступок, он иногда бессознательно подвергает себя наказанию. Самонаказание - очень распространенная причина многих травм и соматических нарушений.

7 Травматический опыт прошлого. Как правило, это психические травмы раннего периода детства.

8.Алекситимия.

 

Проблема развития личности в структуре психосоматических расстройств. Значение этапа раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств. Проблема психосоматической саморегуляции.

Онтогенез:1)Неспецифич-я наследств-я и врожденная отягощенность сомат-ми наруш-ми.Эти отклонения в здоровье(реб-ка) м.б.вызваны хромосомными нар-ми,обусловленной алкоголизацией/наркотизацией матери,глубокой недоношенности/осложненной внутримозговыми кровоизлияниями, гипоксией,или др.внутриутробными пор-ями мозга плода.Повышение риска забол-я п\с расс-ми под влиянием этих отклонений в развитии связ-т с пор-ем лимбич.структуры.2)Наследственное предраспол-е к п\с забол-ям.

Чел.может реагир-ть на ур-не:биолог,психол,физиолог.Чел.м.спарвиться с трудностями на этих ур-ях и тогда заб-е не возникнет,а возник-ет ПС реакция,кот.пациент преодолевает и =>излечивается.Если наблюдаются нар-я рег-ии на любом ур-е то ПС реакция закреп-ся в б-нь.

Младенчество. Человек рождается как индивид, ему ещё предстоит путь развития. Каждый этап пути – переход от многообразия возможных форм развития к одному определенному пути, выбранному для него ближайшим взрослым.

Основной фактор развития младенца – это ближайший взрослый с его опытом, его личностью, которые фиксированы в культурном опыте всего человечества. Эта включенность через взрослого и способствует реорганизации телесных процессом младенца.

Взаимодействие со взрослым организуется вокруг потребностей ребенка, в процессе ухода за которым взрослый осмысливает и оценивает телесное состояние дитя. Ребенок прививает (интериоризирует) позицию матери к своим проявлениям. Потребности выступают в роли языка общения младенца с матерью. На этом этапе формируется первая знаковая система – язык тела!

Взросление: ребенок начинает овладевать своим телом (способность к подражанию, имитации, усвоению телесных стереотипов регуляции ближайших взрослых – подуть на ожог и др.). Возникает заимствование телесных симптомов ближайших взрослых; усваиваются поведенческие стереотипы переживания эмоций (мимика, интонации, жесты и т.п.). Пр.: приёмные дети, которые похожи на приёмных родителей.

Важно: чем больше телесная функция вынесена в план внешнего поведения, тем больше она регулируется социальными нормами и тем выше степень психосоматичности данной функции.

Этап овладения языком. Ребенок получает возможность когнитивной оценки своих первоначальных телесных проявлений. Ребенок сам начинает осуществлять означение своих телесных состояний. Ребенок получает возможность относиться к своему телесному самочувствию через призму языковых значений. Постепенно происходит дифференциация представления о теле и его частях, которая выражается в расширении словаря описания, начинают различаться собственно телесные и эмоциональные категории.

Формирование рефлексивного плана сознания. Возникает возможность произвольной и сознательной регуляции телесных процессов. После дифференциации происходит интеграция представлений о собственном теле – формируется категория целостного тела, не сводимого к сумме отдельных частей, т.е. формируется телесное Я.

Важно: отклонения в общении со взрослым на ранних этапах развития могут выражаться в соматических нарушениях. Пр.: госпитализм.

Таким образом, психосоматическое развитие человека осуществляется наряду с физическим и др. развитием.

Закономерное становление в онтогенезе механизмов психологического опосредования и регуляции телесных функций. Оно проявляется в двух аспектах:

Внешний план психосоматического развития. Процесс прижизненной социализации телесности. Он заключается в освоении человеком в онтогенезе культурных навыков отправления телесных функций.

Внутренний план психосоматического развития Развитие психологических механизмов регуляции телесных процессов

Итог психосоматического развития: или становление психосоматического единства в норме (психосоматический феномен), или формирование психосоматического симптома в патологии. Психосоматический симптом – способ выражения на языке тела неблагополучия (отклонения) в коммуникации с другим человеком или с самим собой.

Выводы: Если в ходе онтогенеза совершаются психологические изменения телесных функций, если формируется психологические средства регуляции телесных процессов, следовательно, в любом телесном процессе имеет место психологический компоненти, следовательно, в соматической патологии, в любом телесном симптоме этот психологический компонент должен присутствовать.

Если мы полагаем, что существует некая психологическая норма развития телесных функций, то, следовательно, можно говорить и о дизонтогенезе психосоматического развития человека.

 

САМОРЕГУЛЯЦИЯ - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Психологическая саморегуляция Психологическая саморегуляция целенаправленное изменение работы различных психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.

Возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением. Бандура разделяет три группы факторов саморегуляции. Внешние факторы: подкрепления и стандарты; внутренние факторы: самонаблюдение, процесс вынесения суждений и активная реакция на себя.

Гомеостатический подход.

К нему можно отнести биопсихосоциальную модель здоровья и болезни, предложенную Engel G.(1980). Живой организм рассматривается как континуум иерархически подчиненных субсистем от клеток, органов и систем до семьи и общества в целом (Wolman B. –ed., 1988). Болезнь в такой модели понимается как следствие психобиологической дисрегуляции, которая может появляться в любой части живой системы на любом уровне.

В полной мере это относится и к уровню объектных отношений. После находок Хофера, свидетельствующих о том, что регуляция некоторых биологических процессов у младенцев осуществляется внутри отношений с матерью, можно предположить, что нарушения этих отношений могут патогенно влиять на физиологическое функционирование, причем не косвенно, через эмоциональные звенья, а непосредственно (Taylor G., 1987).

Вейнер и Хофер предположили, что в определенных обстоятельствах, и во взрослом возрасте некоторые люди продолжают представлять собой полностью открытую регулируемую систему, то есть нуждаться в другом человеке для сохранения биологического гомеостаза. Разрыв отношений с фигурой, участвующей в регуляции процессов, может привести к дестабилизации и риску развития соматической болезни – язвы, гипертонии, диабета и т.п. (Wolman B. –ed., 1988).

Еще проблема в том, как соотнести три компонента саморегуляции, т. е. многие терии выделяют 1 компонент как основной в возникновении пс заб, до сих пор не ясно что и как влияет….

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...