Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Его обоснование и ресурсное обеспечение.




 

План производства является одним из важнейших разделов тактического плана. В плане производства предприятия определяется необходимый объем производства продукции (оказания услуг) по номенклатуре, ассортименту и качеству.

Целью плана производства является согласование планируемого объема продаж с производственной мощностью предприятия. Так как если производственная мощность будет больше планового объема продаж, то имеет место не полное использование мощности, а если меньше, то запланированный объем продаж не будет выполнен из-за нехватки производственных мощностей.

На основе плана производства определяются задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в МТР, персонале, транспорте. Данный план тесно связан с другими разделами тактического плана как: финансовый план, план по издержкам, план по труду и зарплате и др.

 

Производственная программа рассчитывается на год с разбивкой по кварталам в натуральном и стоимостном выражении. Включает в себя такие направления как: описание технологии производства, где указывается необходимое оборудование и требуемая рабочая сила, а также описываются необходимые мероприятия по контролю за качеством.

К основным этапам плана производства относятся следующие:

1. Анализ выполнения плана производства за предыдущий период, с целью выявления имеющихся резервов. Включает такие разделы как:

1.

· Проверка выполнения плана выпуска продукции по всем натуральным и стоимостным показателям;

· Изучение причин положительно и отрицательно, влияющих на плановые показатели;

· Выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;

· Разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа, и условий увеличения объемов производства продукции и повышения её качества.

· Определение эффективности этих мероприятий (показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности, рентабельности).

2. Определение структуры оказываемых услуг (производимой продукции), где анализируется и оценивается спрос потребителей, заявки дилеров и оптовых покупателей.

3. Определение производственной мощности предприятий. На этом этапе выявляются внутрипроизводственные резервы роста производства, устанавливается объем выпуска продукции и определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих, а также строительства новых мощностей.

4. Планирование выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении.

5. Оценка эффективности производственной программы, на основе показателей рентабельности, фонтоодачи, фондоемкости, и т.д.

6. Разработка мер по реализации программы.

6.

 

Формирование производственного плана – одно из важнейших направлений процесса планирования деятельности предприятия сферы услуг, так как является основой для определения плановой выручки предприятия.

 

Стратегическое планирование на предприятиях: сущность, методы обоснования, место в системе планов.

 

Стратегия предприятия – это совокупность ее главных целей и основных способов достижения этих целей, т.е. определение общего направления ее деятельности. Стратегическое планирование является одним из ключевых инструментов всего процесса планирования на предприятии сферы услуг. Стратегическое планирование – это управленческий процесс, включающий в себя следующие элементы: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов. Стратегия предприятия должна опираться на реальные возможности предприятия, с учетом воздействия на его деятельность факторов внутренней и внешней среды.

Процесс стратегического планирования на предприятиях включает осуществлений следующих взаимосвязанных функций:

1) определение долгосрочной перспективы, основных идеалов, целей и задач развития предприятия;

2) создание условий надежного и стабильного долговременного развития предприятия;

3) формирование предпосылок эффективной деятельности предприятия на основе реализации стратегии через комплекс текущих и среднесрочных планов.

Процесс стратегического планирования включает в себя следующие этапы:

1. определение миссии (концепции) предприятия;

2. формулирование целей и задач;

3. анализ и оценку внешней среды;

4. анализ и оценку внутренней структуры предприятия;

5. разработку и анализ стратегических альтернатив;

6. выбор стратегии и подготовка окончательного варианта стратегического плана;

7. выполнение мероприятий плана и контроль.

Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

Определение миссии предприятия характеризует направление в бизнесе, на которое фирма ориентируется, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции, наличия конкурентных преимуществ и барьеров.

Формулирование целей и задач является одним из ключевых моментов стратегического планирования. Ведь, как известно, действие без цели всегда приводит к неудаче. К основным направлениям, в рамках которых, предприятия устанавливают свои цели можно отнести: доходы предприятия, эффективность, положение на рынке, ресурсы фирмы, производственная мощность, продукция, организационные изменения, качество работы с потребителями, социальные цели.

Одновременно с этим к целям предприятий предъявляются следующие требования:

· функциональность (возможность трансформирования для более низкого уровня управления);

· избирательность – обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов;

· достижимость;

· гибкость;

· измеримость;

· конкретность;

· совместимость;

· приемлемость поставленных целей для самих владельцев предприятия.

Обоснование целей включает четыре стадии: выявление и анализ тенденций во внешней среде, установление конечных целей фирмы, построение иерархии целей, установление индивидуальных (локальных) целей.

Анализ и оценка внешней среды – изучается макросреда (состояние экономики, правового регулирования, ресурсы, социальная среда, инфраструктура и т.д.) и непосредственное окружение (покупатели, поставщики, конкуренты, рынки рабочей силы).

Анализ и оценка внутренней среды – определяет возможности и потенциал предприятия. Изучаются следующие направления: производство, маркетинг, ресурсы.

Для анализа внутренней и внешней среды применяется SWOT-анализ.

Разработка и анализ стратегических альтернатив – на этом этапе принимается решение о дальнейшей деятельности предприятия.
Три основных направления формирования стратегии: минимизация издержек; специализация в производстве определенного вида продукции (услуг); концентрация на определенном сегменте рынка.

Выбор стратегии и подготовка окончательного варианта стратегического плана – выбирается одна статегия, максимально отвечающая потребностям фирмы.

 

Стратегический план составляется на долгосрочную перспективу. Ответственность за составление стратегического плана несет руководство организацией. Стратегическое планирование – наиболее возможный (подходящий) способ прогнозирования будущих проблем и возможностей. Дает возможность для принятия решений, способствует снижению риска, обеспечивает интеграцию целей и задач структурных подразделений.

 

Особенности стратегического планирования:

· С.П. должно дополняться текущим планеированием.

· С.П. пререготива топ-менеджмента

· Детализация С.П. осуществляется совместно с разработкой тактического плана

Основное преимущество С.П. состоит в большой степени обоснованности плановых показателей, и в высокой вероятности реализации планируемых сценариев развития событий.

 

Недостатки С.П.

· Не дает в силу своей специфики детального описания будущего. Его результат – качественное состояние, к которому надо стремиться.

· Не имеет четкого алгоритмы составления и реализации плана

· Требует значительных затрат ресурсов и времени

· Негативные последствия (если есть) всегда весьма значительны

· Само по себе результата дать не может. Обязательно должно быть дополнено механизмами реализации С.П.

 

 

Методы обосноваеия стратегического плана:

Ø экстраполяции – планирование от достигнутого уровня на основе трендовых моделей, многофакторной математической модели

(y = a + b1x1 + b2x2 …… bnxn);

Ø программно-целевой – планирование от конечных целей на основе комплекса целевых нормативов и показателей, описывающих идеальное состояние предприятия в будущем;

Ø имитационное моделирование – установление предельно-допустимых параметров развития предприятия, построение модели контролируемых и неконтролируемых факторов с целью изучения степени их влияния на развитие предприятия в будущем (на основе имитационной модели происходит взаимоувязка программно-целевого и экстраполяционного вариантов развития с помощью поиска наиболее рационального целевого развития предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды);

Ø сетевое планирование - это одна из форм графического отражения содержания работ и продолжительности выполнения стратегических и долгосрочных планов.

Ø Сценарный метод

Ø Экспертный метод

Ø Трендовые модели

 

 

Информационное обеспечение процесса планирования.

Информационное обеспечение планирования – это процесс сбора, обработки, формализации данных о развитии процессов на рынке товаров и услуг; о состоянии и изменении нормативно-законодательной базы; об изменении показателей деятельности предприятия и его состоянии, в прошлом и настоящем; об успешности усилий по повышению эффективности работы предприятия и другие.

Роль информационного обеспечения процесса планирования трудно переоценить, так как от качества, полноты и достоверности информации зависит обоснованность плановых расчётов, а в последующем и эффективность управленческих решений построенных на этих расчётах. Кроме того, формализация плановых расчётов, использование современных информационных технологий невозможно без соответствующего качественного информационного ресурса. Если учесть, что расчёты осуществляются на перспективу разного временного горизонта, то необходима достаточно достоверная информация не только о прошлом и настоящем, но и о будущих условиях функционирования предприятия. Значение информации подтверждается и такими данными: опрос американских бизнесменов показал, что, по их мнению, 70% успеха фирмы зависит от оперативной и достоверной информации. При этом актуальность данных о выпуске продукции – месяц, о ценах на товары – сутки, а о ценах на акции – 20 минут.

Информационное обеспечение процесса планирования состоит из следующих этапов:

- сбора, обработки и передачи данных1 о внешней и внутренней среде предприятия;

- выбора и использования программных средств;

- технического обеспечения передачи и обработки информационных потоков.

[2]

Для плановых расчётов важно сформировать базу данных разного временного диапазона на основе ценовой подборки, обработки и целевого использования. При этом необходимо обеспечить их сопоставимость во времени (пересчёт показателей в базовые цены) и по масштабам [3] предприятия (если произошла реорганизация предприятия, его разукрупнение или укрупнение за счёт присоединения других структур, то всё данные уточняются с учётом единообразия и сопоставимости).

Разработка системы информационного обеспечения планирования на предприятии включает следующие процедуры:

- определение банка данных, необходимых для проведения обоснованных плановых расчётов;

- формирование источников поступлений данных (информации), обеспечение их достоверности и доступности в обработке и использовании;

- определение системы обработки данных и достижение согласованности в поступлении и выдаче информации;

- определение правил и методов анализа, отбора и хранения данных;

- выбор адекватных методов и форм плановых расчётов, обеспечивающих преобразование текущей информации и базы данных в стратегическую информацию (базу данных).

В банк данных предприятий сферы услуг включаются:

- сведения о предприятии (объём реализации товаров и услуг, цены и ценовая политика, доходы и прибыль, затраты и себестоимость, источники формирования доходов и другие);

- сведения о внешней среде система государственного регулирования деятельности предприятий сферы услуг; конъюнктура рынка, на котором работает предприятие, конкуренты и методы конкурентной борьбы; покупатели, их покупательная способность и предпочтения, ёмкость рынка и другие);

- сведения о новых направлениях в организации и технологии производства и реализации продукции и услуг, новые виды услуг и их перспективность и другие.

Поставщиками информации могут быть:

- структурные подразделения данного предприятия в соответствии с их функциями и направлениями деятельности;

- поставщики товаров, сырья, услуг;

- официальные органы статистики и предприятия, занимающиеся сбором и обработкой информации, готовящие конъюнктурные обзоры и прогнозы социально-экономического развития страны, её регионов, отраслей, видов экономической деятельности;

- государственные органы власти (местного самоуправления), обеспечивающие пропорциональность и оптимальность развития отдельных отраслей, видов экономической деятельности регионов и устанавливающие налоговые и другие платежи, а также систему льгот и государственного протекционизма;

- покупатели, в соответствии с их опросами, интервью, другими разовыми или постоянными обследованиями их предпочтений;

- средства массовой информации, выставки, торговые дома, биржи и другие ярмарки.

Источниками информации являются:

- бухгалтерская и статистическая отчётность;

- реклама и другие сообщения рекламного характера;

- результаты выборочных обследований;

- литература: книги, журналы, официальные издания;

- бюллетени цен и конъюнктура обзора;

- аналитическая и статистическая информация, полученная по заказам.

Справочно: Приобретение информации (от других организаций по заказам) может быть отнесено к нематериальным активам. Это активы реального дохода не приносят, за исключением случаев из реализации третьим лицам. Но они оказывают влияние на повышение эффективности (результативности) основного вида деятельности за счёт более обоснованных и оптимальных управленческих решений.

Требования, предъявляемые к информации:

- объективность и полнота информации, комплексность отображения через неё основных тенденций и пропорций развития и состояния;

- сопоставимость данных во времени и по объектам планирования (использование индекса цен, индекса информации и т.д.);

- возможность формализации информации в виде абсолютных и относительных цифровых данных с учётом возможности их дальнейшей обработки и архивного хранения на материальных носителях информации (бумаге, дискетах, дисках и т.д.);

- своевременность и оперативность поступления информации к лицу, принимающему решения;

- формирование высоких потребительских свойств информации как товара – объекта купили-продажи, что предполагает придание информации формы, стиля доступного для любого пользователя.

Для более целенаправленного формирования информации её необходимо классифицировать по следующим признакам:

· По временному интервалу она делится на:

- сведения о прошлом деятельности предприятия и внешней среде, основные характерные тенденции и особенности;

- данные, характеризующие современную структуру, объём и эффективность деятельности предприятия;

- прогнозные данные о предприятии и внешней среде в вариантах расчётов и возможностях развития.

· По форме отражения информации о деятельности предприятия и внешней среде:

- абсолютные величины;

- относительные величины;

- взаимосвязи и взаимозависимости, выражаемые логическими и математическими формами.

· По степени обработки данных:

- первичная информация, отражаемая в первичных документах;

- вторичная информация, прошедшая обработку, обобщение, группировку;

- аналитическая.

· По способу отображения событий хозяйственной деятельности:

- цифровая, с помощью абсолютных или относительных показателей;

- словесная, когда нет возможности измерить факты и события цифрами;

- графическая, отображающая характерные изменения во времени, пространстве и т.д.;

- по аналогии с другими известными событиями.

· По степени обязательности выполнения:

- директивная, обязательная при плановых расчётах (налоговый и трудовой кодексы, постановления Правительства и т.д.);

- информативная (для сведения и ориентации при обосновании плановых показателей).

Процесс информационного обеспечения на предприятии сферы услуг можно представить в виде замкнутого информационного цикла, представленного на рис 1.

 

Информация о полученных результатах предается в отдел планирования, который на её основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы и весь цикл повторяется.

 

Оценка деятельности

предприятия

 

Формулирование Принятие планового

проблемы решения

 

Получение и обработка Осуществление

информации решения

 

Оценка последствий

возможных вариантов

плановых решений

 

Результат

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...