Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транспортного обслуживания




10.1 Состояние транспортной системы обслуживания туристов.

 

Транспортное обслуживание туристов - это одна из составных частей индустрии туризма. До 1990 года су­ществовала единая транспортная система туризма, включающая в себя автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечи­вающая потребности как внутреннего, так и международ­ного туризма. Доля транспортного обслуживания в об­щей структуре туристских услуг составляла более 40 %.

В сфере наиболее массового - профсоюзного ту­ризма к этому времени были достигнуты следующие по­казатели работы транспортной системы (табл. 7.):

 

Таблица 7.

Наименование показателей Количество
1. Транспортное обслуживание туристов по видам транспорта (млн. чел.): - на автобусах - на поездах - на самолетах - на речных судах - на морских судах - на комбинированных транспортных маршрутах 2.Мощность транспортной системы (кол-во ед.): - автобусы - морские суда - речные суда - туристские поезда 3.Количество транспортных маршрутов (ед.): - автобусных - морских и речных - железнодорожных - авиационных     9,2 5,3 1,8 1,4 0,1 0,2   10 550  

 

 

К 1990 году в туристской транспортной системе бывшего СССР работало около 180 тыс. человек.

Рыночные отношения и антимонопольное законода­тельство России способствовали децентрализации туризма и в частности его транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортное обслуживание в ту­ризме привело к перепрофилированию транспортных предприятий, а в ряде случаев к их банкротству.

Материальная база по обслуживанию подвижного состава практически не обновлялась, а количество транспортных средств сократилось в несколько раз. Если в Московской автобазе "Турист" в 1990 г. было 618 авто­бусов, то в 1995 году их число составило всего 80 еди­ниц. Положение осложнилось еще и тем, что большинст­во заводов по строительству подвижного состава (автобусов, электропоездов, речных и морских судов) оказалось за пределами России, а традиционный турист­ский автобус из Венгрии "Икарус" уже не соответствует требованиям стран ЕЭС в части экологии, безопасности, комфортабельности и др.

В соответствии с этим было принято решение о строительстве нового Голицынского автобусного завода, где наряду с городскими - будут производиться специа­лизированные туристские автобусы на базе автобусов "Мерседес" (Германия).

 

10.2 Классификация транспортных путешествий и транспортных средств.

 

Транспортные путешествия рассматриваются как самостоятельный вид туризма. Транспортные путешест­вия - это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработанным мар­шрутам с использованием различных транспортных средств. Они классифицируются по ряду основных при­знаков:

· способу передвижения на маршруте;

· виду используемого транспорта;

· построения трассы маршрута;

· продолжительности путешествия;

· сезонности и др. (см. рис. 13).

Наибольшей популярностью пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия (около 88 % от общего объема транспортных путешествий).

Туристское транспортное путешествие, как правило, реализуется несколькими видами транспорта: железно­дорожный + автобусный (легковой автомобиль), авиаци­онный + автобусный и т.д.

Наиболее мобильный вид транспорта - автобус и легковой автомобиль используются как на самостоятель­ном маршруте, так и в виде трансферного транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.

При планировании своего путешествия турист учи­тывает такие факторы, как скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума, вибра­ций, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных эко­логических факторов и, конечно - безопасность.

По приоритетам эти требования распределяются в такой последовательности:

· безопасность путешествия;

· стоимость и наличие различных льгот;

· комфортабельность;

· скорость доставки;

· прочие факторы.

 

 

 

 


Рис. 12. Классификация транспортных путешествий

Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортире средство не удовлетворяет всему на­бору требований.

Перевозка Туристов воздушным транспортом осу­ществляется как чартерными, так и рейсовыми самоле­тами.

В настоящее время авиационные перевозки осуще­ствляют около 400 авиакомпаний, в том числе около 60 в России.

Российские туристы пользуются услугами как на­циональных, так и зарубежных перевозчиков. Наряду с отечественными самолетами (АН-26, ТУ-154, ИЛ-62, ЯК-40, ЯК-42 и др.) в ряде российских авиакомпаний на ус­ловиях аренды или лизинга работают самолеты типа "Боинг", аэробусы А-310 и т.д.

В туристских целях широко используются вертолеты и другие летательные аппараты: дирижабли, воздушные шары, парапланы, дельтапланы и т.д.

В зависимости от условий комфорта, питания и дру­гих факторов места в самолетах подразделяются на сле­дующие классы:

· первый класс (F);

· бизнес-класс (С);

· экономический класс (Y);

· прочие виды.

Туристские авиационные путешествия реализуются на регулярной, сезонной или разовой основе.

В рамках национальных перевозчиков или отдель­ных авиакомпаний установлены различные льготы для туристов:

· сезонные;

· корпоративные;

· для пассажиров с детьми;

· групповые;

· для молодоженов и т.д.

Особой популярностью у туристов пользуются льготные карты IAPA (Международная Ассоциация пасса­жиров авиалиний), ETN (Европейская сеть туризма) и др.

Владельцам таких карт обеспечены льготы на авиа­билеты некоторых авиакомпаний (DELTA.SAS), льготы по оплате гостиницы (от 10 до 40 %) в 4000 лучших отелей мира, льготы по оплате автомобиля, взятого напрокат (до 30 %), возобновление утерянных перевозочных доку­ментов, предоставление залов VIP в аэропортах, стра­ховка и т.д.

Некоторые авиакомпании с целью привлечения ту­ристов предоставляют льготы в зависимости от налета часов (баллов) на самолетах данной компании.

Перевозка туристов на внутренних водных артериях производится специализированными речными (в ряде случаев река - море) комфортабельными теплоходами вместимостью 250, 300 и 400 пассажиров. Каюты под­разделяются на одноместные, двухместные, 3-4-местные и семейные.

Теплоходы данного класса оборудованы всеми ат­рибутами комфорта и отдыха: мягкой удобной мебелью в каютах, кондиционерами, холодильниками, мини-баром; к услугам пассажиров солярии, рестораны, бары, сауны, музыкальные салоны, видео-кинозалы.

На морских международных линиях работают мно­гопалубные высококомфортабельные круизные суда, вместимостью от 96 до 788 пассажиров.

К вышеперечисленным атрибутам комфорта здесь следует добавить оборудованные бизнес-классы для се­минаров и симпозиумов, бассейны, лифты, спортивные комплексы, возможность приема на борт туристов с ав­томобилем, телефонизацию, комплексы бытовых услуг и т.д.

Водные туристские путешествия и экскурсии осуще­ствляются также на других транспортных средствах: реч­ных "трамваях", яхтах, подводных лодках, парусниках, ка­тамаранах, лодках, байдарках, плотах и др.

В железнодорожном туристском сообщении исполь­зуются специализированные туристские составы, рабо­тающие как в графиковом, так и в специальном режиме движения. Как правило, они состоят из 12 пассажирских вагонов, 2-3 вагонов ресторанов, вагона-клуба и т.д.

Реализация железнодорожных туристских путешест­вий связана со строительством пунктов длительного от­стоя поездов и их снабжения средствами жизнеобеспе­чения. Обычно железнодорожные туристские путешест­вия планируются в режиме кольцевого маршрута.

В ряде городов России и за рубежом в качестве экскурсионного туристского транспорта используется трамвай и его ретро-варианты: троллейбус, карета, дилижанс и др.

Вышеперечисленные транспортные средства (самолеты, суда, железнодорожные вагоны и пр.), как правило, не являются собственностью туристских компа­ний и используются на основе фрахта, аренды, лизинга и т.д.

Наиболее массовый туристский транспорт - автобус в большинстве случаев является собственностью крупных туристских компаний, объединений, концернов, ассоциа­ций.

Другие же туристские фирмы пользуются услугами автотранспортных предприятий на основе долгосрочной аренды или разовых заказов.

Классификация туристских автобусов представлена на рис.14. Обладая высокой маневренностью и мобиль­ностью, туристские автобусы вне конкуренции на корот­ких и средних (до 200 км) маршрутах.

Высококомфортабельные туристские автобусы ис­пользуются также на длинных маршрутах (например: Мо­сква-Минск-Варшава-Берлин-Париж). При этом отдых туристов в ночное время обеспечивается, как правило, в отелях или мотелях (придорожный отель). Согласно меж­дународной классификации, по ряду признаков автобусы сертифицируются по категориям (числу звезд). В целом оценка привлекательности основных транспортных средств для международных туристских путешествий по десятибальному рейтингу приведена в таблице 8.

 

 

 


Рис. 14. Классификация туристских автобусов

 

Таблица 8.

    Критерии оценки Виды транспортных средств
речные суда морские суда железно- дорож-ные вагоны авто-бусы легковые автомо-били самолет
1. Безопасность движения 2. Экологическая безопасность 3. Стоимость перевозки 4. Эксплуатационная скорость 5. Мобильность 6. Возможность остановки по пути следования по желанию туристов 7. Возможность длительного жизнеобеспечения в пути 8. Вместимость 9. Удельные капитальные затраты 10. Уровень комфорта                                                                        
Всего баллов            

 

Анализируя табл.8., следует отметить, что рейтинг перечисленных транспортных средств по десяти основ­ным требованиям отличается незначительно. Здесь игра­ет определенную роль влияние взаимно противополож­ных факторов (стоимости, эксплуатационной скорости, вместимости, капитальных затрат и др.). При этом низ­кие пассажиропотоки на речном и морском транспорте (см. табл. 7) объясняются в данном случае не их рейтин­гом, а недостаточным развитием маршрутной сети и не­значительным числом транспортных средств.

 

10.3 Технико-экономические показатели работы под­вижного состава, обслуживающего транспортные путешествия.

 

Данные показатели приводятся для автотранспорта, как наиболее популярного вида транспорта для путеше­ствий и экскурсий. Показатели работы других транспортных средств аналогичны, за исключением незначитель­ной специфики.

 

10.3.1 Парк подвижного состава и степень его использо­вания.

 

Парком подвижного состава называется общее чис­ло транспортных средств, находящихся на балансе авто­транспортного предприятия. Этот парк принято называть списочным (А ). Он состоит из технически исправного (ходового) транспорта (А ) и транспорта, находящегося на техническом обслуживании и в ремонте (А ).

А = А + А .

Списочный парк определяется раздельно по типам автобусов (автомобилей).

Техническая готовность парка подвижного состава определяется коэффициентом технической готовности Кт.

К т =

где: Lc - среднесуточный пробег единицы подвижного состава, км;

Дп.р. - число дней простоев в ремонте;

- пробег подвижного состава за межремонтный цикл, км;

Дн.в - нормируемое время простоя подвижного со­става в ремонте и обслуживании на 1000 км. пробега.

Чем выше коэффициент технической готовности, тем выше будет реализован коэффициент выпуска на маршрут, Кв.

Кв =

где: Nм – число единиц подвижного состава, находящихся на маршруте;

Ас – списочное число транспортных средств.

 

10.3.2Пробег подвижного состава и скорость движения.

 

Общий пробег подвижного состава Loбщ складыва­ется из "нулевого" пробега (пробег от автотранс­портного предприятия до места посадки туристов), холо­стого пробега (пробега автобуса без туристов) и производительного пробега с туристами Ln:

Ln = + + Ln, км.

Степень производительного использования общего пробега определяется коэффициентом использования пробега, Кп.

Кп =

Для определения транспортной работы подвижного состава следует знать также среднесуточный пробег подвижного состава, Lcc.

Lcc = х Тм, км.,

где: - эксплуатационная скорость км/ч;

Тм - общее время пребывания подвижного состава на маршруте, ч.

При планировании технико-экономических показа­телей работы подвижного состава используются понятия: техническая скорость V т, скорость сообщения (или мар­шрутная скорость)- Vc и эксплуатационная скорость - (км/ч).

V т =

где: Loбщ – общий пробег, км;

Т д – время движения, ч.

=

где: – длина маршрута, км;

t д – время движения на маршруте, ч;

t пв – время, затрачиваемое на посадки и высадки пассажиров, ч;

=

где: - время нулевого пробега, ч;

tх – время холостого пробега, ч.

Техническая скорость определяется техническими возможностями подвижного состава, а эксплуатационная и маршрутная скорости определяются технической ско­ростью, а также организацией перевозочного процесса, длиной маршрута, мастерством водителя, состоянием дорог и т.д.

 

10.3.3 Вместимость и провозная способность.

 

Вместимость автобуса (м) для конкретной величины туристского потока можно определить по формуле:

М =

где: P г – число туристов, подлежащих перевозке в течение года;

Lср – средняя дальность поездки, км;

Kсн – коэффициент сезонной неравномерности пе­ревозок;

Vэ – эксплуатационная скорость автобуса, км/ч;

N дв – число автобусов, находящихся в движении;

t сс – среднее число часов работы автобуса в сутки, ч;

– среднесуточный коэффициент наполнения.

Провозная способность автобуса - S определяется из следующего соотношения:

S = М х , пасс/ч,

где: - пропускная способность магистрали для единицы подвижного состава в час.

 

10.3.4 Производительность и приведенные затраты.

 

Производительность автобуса (автомобиля) за рейс Wp определяется числом перевезенных туристов за время рейса.

Wp =

где: Дср - средняя дальность поездки, км;

Vt - техническая скорость, км/ч;

Z - коэффициент использования пробега (0,90-0,95);

tp - время рейса (время движения + время остано­вок для посадки-высадки + время простоя на конеч­ных пунктах маршрута), ч.

Зная производительность Wp автобуса за рейс и число рейсов в час, сутки, месяц, год, можно определить часовую, суточную, месячную и годовую производитель­ность.

Приведенные затраты З п на перевозку определяют­ся формулой:

З п = Сэ+ [ Ен (К-Цл) 100]/ W г,

где: Сэ - эксплуатационные расходы, руб.;

Ен - нормативный коэффициент экономической эф­фективности;

К - стоимость приобретения автобуса, руб.;

Цл - ликвидная стоимость изношенного автобуса, руб.;

W г - годовая производительность автобуса, пасс/год;

В ряде случаев при выборе типа автобуса следует рассчитать его экономичность (Э), т.е. количество энер­гии (топлива), затрачиваемого на 100 пасс/км.

Э = 1000 Q т х П т х Т с х W г,

где: Q - годовое количество расходуемого топлива, л;

П т - плотность топлива, г/см ;

Т с - теплотворная способность топлива, ккал;

W г – годовая производительность одного автобуса (автомобиля), пасс/год.

 

10.4 Организация туристских путешествий на внутрен­них маршрутах.

 

Порядок организации транспортных путешествий рассмотрим на примере автомобильных перевозок на внутренних маршрутах.

Как уже указывалось ранее, транспортные путеше­ствия туристские бюро реализуют совместно с авто­транспортными предприятиями на основе разовых, се­зонных или годовых договоров аренды, если они не имеют на балансе собственного транспорта. В арендных договорах следует отразить:

· обязанности арендодателя и арендатора;

· предмет целевого использования транспорта;

· продолжительность его аренды;

· система арендной платы (повременная, за километр пробега, договорная и т.д.);

· график подачи транспорта по часам суток;

· взаимоотношения водителя с турсопровождающим, экскурсоводом или гидом;

· порядок взаиморасчетов;

· ответственность сторон за исполнение договора;

· прочие, в том числе форс-мажорные условия.

Неотъемлемой частью данного договора является паспорт маршрута или карточка транспортного турист­ского маршрута. Если такой маршрут открывается впер­вые, то следует паспорт маршрута согласовать с пере­возчиком.

В паспорте (карточке) транспортного маршрута сле­дует указать:

· тип маршрута (линейный, кольцевой, радиальный и т.д.);

· карту-схему маршрута с привязкой к населенным пунктам или уличной сети;

· график движения по маршруту;

· обозначения остановок, мест ночлега;

· месторасположение пунктов технической помощи, заправочных станций, пунктов питания в пути следования, пунктов медпомощи, расположение постов ГАИ, дорожно-эксплуатационной службы и др.;

· продолжительность маршрута в часах, календарных днях;

· состояние дорожного покрытия;

· количество туристов на маршруте и др.

В рамках бывшего Центрального Совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) была проведена полная паспорти­зация существующих маршрутов, которые целесообразно использовать. Если существующий маршрут? имеющий паспорт, не обследовался в течение двух лет, целесооб­разно провести его повторное обследование совместно с перевозчиком. Такое же обследование следует провес­ти и при открытии нового маршрута (технология разра­ботки маршрута приведена в главе 7).

При заключении договора следует выяснить наличие лицензии на право перевозочной деятельности и на ка­кой территории она действует.

Автотранспортное предприятие как арендодатель должно выполнить ряд требований к подвижному составу и водителю.

Наряду с требованиями, регламентируемыми Пра­вилами дорожного движения, следует в договоре или приложении к нему включить следующие пункты:

· обеспечение культуры обслуживания туристов;

· о санитарном состоянии автобуса (автомобиля);

· об ограничении (или запрещении) движения в ночное время (нормативными документами ЦСТЭ было запрещено проведение автобусных путешествий с 0 до 4 часов);

· обеспечение транспортного средства аптечкой для пассажиров;

· наличие микрофона, радиотрансляции, телевизора, видео;

· наличие устройств отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;

· наличие чистых чехлов, подголовников, занавесок;

· наличие багажных отсеков, отсеков для ручной клади и др.

Для длительных путешествий следует использовать высококомфортабельные автобусы с мягкой подвеской, регулируемыми креслами, низким уровнем шума и виб­раций, большим запасом хода с одной заправки, жела­тельно экологически чистым топливом. При этом преду­сматриваются также такие атрибуты жизнеобеспечения как гардероб, туалет, бар, холодильник, кухня и др.

Требования к микроклимату в автобусе регламенти­руются ГОСТами, санитарно-гигиеническими нормами и международными стандартами.

Так система кондиционирования воздуха должна обеспечивать микроклимат во всех интервалах наружных температур в пределах 22 - 24°С при воздухообмене 0,15 м /с (первый уровень комфорта). Уровень шума во всех частях салона не должен превышать 72дБ (в районе силового агрегата 74 дБ).

Уровень инфразвука в любой точке салона не дол­жен быть более 96 дБ.

Содержание вредных паров и примесей в воздухе салона регламентируется нормами ГОСТа 121012-78.

Вибрация в салоне не должна превышать требова­ния стандарта ИСО 025313-68.

Шаг сидений в автобусе - 80-85 см; должно быть предусмотрено поворотное сидение для экскурсовода.

Рабочее место водителя должно быть отгорожено перегородкой от салона.

Стекла автобуса на боковых окнах должны быть двойными, детермальными, с покрытиями, уменьшаю­щими теплообмен салона с внешней средой, эти стекла должны иметь положительную кривизну. Лобовое стекло должно быть типа "Триплекс", детермальное.

На боковых и лобовых стеклах помимо занавесок должны быть предусмотрены специальные рулонные противосолнечные шторы.

Багажники в подпольной части автобуса должны быть из расчета 0,15 м/чел. и иметь освещение.

В салоне должны быть мусорные ящики. В автобу­сах класса "люкс" должно быть предусмотрено индиви­дуальное освещение.

В салоне должен быть термос с питьевой водой из расчета 0,2 л на 1 человека (на южных направлениях из расчета 0,4 л на чел.).

Если силовая установка автобуса расположена сза­ди, то над ней не устанавливаются сидения. Эта часть должна иметь перегородку от салона, за которой может быть размещен туалет, умывальник, гардероб и др.

Для дальних маршрутов предусматривается видео­магнитофон с несколькими мониторами (телевизорами) и пультом дистанционного управления, портативная магни­тола, а также рекомендуется радиотелефон или рация с симплексной связью.

Водитель на туристском маршруте должен быть в форменной или другой чистой и опрятной одежде. Он должен иметь водительские права соответствующей ка­тегории, лицензию, кредитнобензиновую карточку или талоны на заправку, путевой лист, атлас автомобильных дорог, план-схему маршрута, транспортную туристскую карточку и другую туристскую документацию.

На туристские маршруты допускаются водители, прошедшие соответствующую стажировку, в том числе на данном туристском маршруте, тщательно подготовив­шие свой автобус к рейсу, получившие соответствующий инструктаж, прошедшие медицинское освидетельствова­ние.

Водителю категорически запрещается выезд на туристско-экскурсионный маршрут на неисправном авто­бусе, самовольно изменять путь следования по маршруту, если это не диктуется требованиями безопасности движения. Запрещается также начинать движение с от­крытыми дверями. Водитель на маршруте не имеет пра­во провоза в автобусе посторонних лиц, разговаривать с туристами во время движения, вмешиваться в работу экскурсовода или гида.

На внутренних туристских маршрутах используются автобусы различных классов в зависимости от дальности поездки, числа туристов в группе, категории маршрута, уровня комфорта и т.д.

Экскурсионное обслуживание индивидуальных тури­стов и небольших туристских групп осуществляется лег­ковыми автомобилями и микроавтобусами типа РАФ, УАЗ или зарубежными аналогами. Группы туристов в количе­стве 15-20 человек обслуживаются отечественными ав­тобусами моделей ПАЗ, КАВЗ или зарубежными автобу­сами аналогичной вместимости; группы 35-40 человек -автобусами ЛАЗ, "ИКАРУС", ТАМ, "МЕРСЕДЕС" и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...