Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Волевые свойства личности.




Воля не только стимулирует активность человека, направ­ленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявле­ние, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря по­будительной и тормозной функциям воля дает возможность че­ловеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоле­ние внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закреп­ляется и становится волевым свойством или качеством личнос­ти. Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие - с тормозной. Таких свойств насчитывается у че­ловека довольно много. Причем, они могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Положительные свойства способству­ют преодолению внутренних и внешних препятствий, отрицательные -препятствуют.

Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют та­кие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

Самостоятельность - волевое качество, которое проявляет­ся в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бо­роться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоя-


пользование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели.

Противоположными самостоятельности качествами являют вну­шаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все безвольные люди, которые не знают как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесообразности своих действий и легко попадают под влияние эгоистичных безнравственных людей. Впослед­ствии, убедившись в неправильности своих действий, совершенных под влиянием этих лю дей, они горьк о раскаиваются в том, что доверились им.

Негативизм - отрицательное волевое качество, под влиянием ко­торого личность совершает действия противоположные тем правиль­ным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди. Нега­тивизм чаще всего проявляется у подростков, которые стремятся пока­зать свою самостоятельность и независимость от взрослых.

Решительность - одно из важных волевых свойств личности, про­являющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия. Решительный чело­век способен быстро выбрать наиболее важную цель, всесторонне об­думать способы ее достижения и предусмотреть возможные послед­ствия своего поведения.

Нерешительность - отрицательное волевое качество, кото­рое мешает человеку быстро принять правильное решение и осу­ществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет коле­бания при выборе цели, не знает какую цель ему предпочесть, испыты­вает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных по­следствий своих действий. Иногда нерешительные люди, стремясь из­бежать неприятного для них напряжения, торопятся поскорей поста­вить любую пришедшую им в голову цель, и не обдумав достижима она или нет, начинают действовать.

Настойчивость - самое важное волевое качество, проявляющее­ся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, воз­никающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще лю­дям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того чтобы как можно лучше решить поставленную зада­чу и добиться наиболее высоких результатов. Настойчивый человек планомерно и неуклонно идет к намеченной цели, не взирая на все пре­пятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за


шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны дру­гих людей. Этот человек может настоять на своем, убедить других в своей правоте и мобилизовать их на решение поставленной задачи. Люди, не обладающие настойчивостью, проявляют нетерпеливость и поспеш­ность в своих действиях, стремясь как можно быстрее прийти к наме­ченной цели, хотя не всегда им это удается.

Упорство - волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в пра­вильности выбранного пути, понимает целесообразность своих дей­ствий и необходимость получения нужных результатов. Если при сло­жившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.

Упрямство - является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в дан­ный момент. Однако, несмотря на это он упрямо продолжает действо­вать, не считаясь ни с кем и ни с чем, руководствуясь только своими узко эгоистическими желаниями и соображениями. Как правило, упря­мый человек не только не может достигнуть поставленной цели, но часто получает результаты обратные тем, которые он ожидал.

Выдержка - одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напря­жение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую на­грузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противо­стоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца, даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тща­тельно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий мо­мент для достижения цели. Если нужно он может прекратить свои дей­ствия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созданы наиболее благоприятные условия.


Самообладание - волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстре­мальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в условиях опасных для его жизни. Оно помогает человеку преодолеть страх, панику и малодушие. Чело­век, владеющий собой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов в своем поведении и деятельности.

Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспитания и игровой де­ятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, настойчивыми, умеющими преодоле­вать трудности и сознательно регулировать свое поведение.

Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры.

В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учеб­ной деятельности, которая является обязательной и требует от уча­щихся осуществлять свое поведение не так “как хочется”, а так как “надо”. Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, про­являть настойчивость и упорство для преодоления возникающих труд -ностей.

Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспита­ние. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет так ой роли, как в развитии воли. Т ольк о самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.

Потребность в самовоспитании воли возникает в подростковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независимыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовос-


питания воли, то вместо воспитания они занимаются часто испытани­ем своей воли. Иногда такого рода испытания принимают форму истя­заний. Так, некоторые школьники для “развития выдержки и самообла­дания” колят себя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т.п.

Существует целый ряд правил и приемов воспитания и самовос­питания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.

1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.

2. Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.

3. Поставленная цель должна быть достигнута. Лю­бое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.

4. Не следует сразу пытаться преодолевать срав­нительно большие трудности. Надо сначала на­учиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.

5. Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все снача­ла, исправь допущенные ошибки, придумай более ра­циональные способы и приемы его осуществления.

6. Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возмож­ности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмотря ни на какие препятствия.

7. Приступая к делу сначала спланируй его выполне­ние, потом предусмотри возможные трудности и спо­собы их преодоления, подумай о результатах своих действий и о их последствиях.

Литература Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте. Собр. соч. Т. 3., - М., 1983.


Веденов А.В. Воспитание воли в процессе учебной деятельности. - М., 1957.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.

Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 1994.

Общая психология. - М., 1986.

Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. - М., 1954.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.

Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М., 1966.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...