Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Впечатление третье. Игры и секреты.

Мы так похожи, мы любим играть

Несколько впечатлений от пятидневного практического семинара Ирины Шестопаловой в Самаре 20-24 июня 2015 года

 

Татьяна Фёдорова

(преподаватель ДМШ № 10 им. Д.Б. Кабалевского, г. Самара)

 

Впечатление первое. Ассоциации.

К Первому сентября или ко Дню учителя в сети интернет часто появляются тексты примерно такого содержания: «Тринадцать признаков того, что вы учитель:

1. Вы несёте из дома всё, что может вам пригодиться на рабочем месте;

2. Вы приносите в дом массу бесполезного с точки зрения нормальных людей, ваших родных и близких;

3. Ваша семья тоже работает с вами, хотя и не числится в штате»;

и так далее в том же духе, еще десять пунктов, как мне кажется, вполне соответствующих действительности.

Смешно? Да нисколько! В моём случае это чистая правда, о чём с гордостью и сообщаю. Я преподаватель со стажем, поэтому уже не мыслю себя без педагогической деятельности и всех её сопутствующих атрибутов.

Да, мне на урок сольфеджио или ритмики тоже приходится нести в класс все шумовые музыкальные инструменты, которые я покупаю, мастерю или получаю в подарок (зато друзьям теперь не нужно ломать голову над тем, что подарить мне на день рождения).

Да, я собираю массу бесполезных с точки зрения нормальных людей вещей, чтобы превратить их во что-нибудь стоящее: скорлупки от фисташек, баночки из-под йогуртов и прочую «ерунду». Знаете, какой находке я больше всего радовалась этим летом на волжском пляже? Не-е-ет, не красивым камешкам или затейливым раковинам. Их лучше собирать где-нибудь на море. Я радовалась… большой пробке из-под шампанского, представляя, какие замечательные барабанные палочки можно будет смастерить с её помощью.

Вы спросите, причём тут семинар Ирины Шестопаловой? А вот причём: Ирина поделилась с нами технологией изготовления барабанов из керамических цветочных горшков и барабанных палочек из пробок и веточек. За неделю до её приезда вся моя семья была озадачена поиском этих самых пробок в близлежащих кафе (см. выше пункт 3).

На занятиях я с радостью ощущала: «Ого! Вот ещё один увлечённый педагог, ой, простите, да не один, а целая группа единомышленников! Которым интересно создавать что-то необычное из ненужных на первый взгляд вещей так же, как и мне». Мы вместе клеили, растягивали бумагу, чтобы не было складочек, аккуратно (по возможности) накручивали нитки, превращая горшок в барабан, а пробки – в палочки для него.

«Мне интересно!» – это, наверное, самое главный девиз любого дела. Мне интересно учиться на орф-семинарах. Интересно использовать предложенные орфовские модели на своих уроках. Очень интересно играть на инструментах, петь каноны, танцевать. Я с удовольствием наблюдаю, как оживляются глаза моих учеников, когда я достаю инструменты и/или предлагаю поиграть, как пробуждается в них интерес к музицированию.

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что очень интересно заниматься было всем участникам семинара. Как много на курсах было людей с особым – заинтересованным, «свежим» взглядом, людей, которые несмотря ни на что «любят то, что преподают, и тех, кому преподают» (В. Ключевский).

 

Впечатление второе. Знакомство.

С Ириной Шестопаловой я познакомилась не так давно: в 2014 году, на международном семинаре по Орф-педагогике в Урюпинске, где Ирина была одной из ведущих. На занятиях меня сразу привлекло то, что в системе этого педагога Орф-подход и музыкальный материал адаптирован автором для российских преподавателей и их учеников. Ход урока выстроен от начала и до конца, в нём продумано абсолютно всё, вплоть до мелочей. Изложение материала происходит в очень доступной, понятной и увлекательной форме, а погружение в процесс вызывает непередаваемые чувства счастья, радости и восторга.

На семинаре в Самаре общение проходило более тесно и интенсивно. Для меня – человека эмоционального – было очень приятно взять на заметку модель поведения Ирины, которую она озвучила на открытом уроке с подготовишками: «Музыканты – самые терпеливые люди!» Этот призыв относился к детям, но для себя я его тоже отметила. Ирина говорила нам, что окрик и недовольство ребёнком – не лучшее средство для воспитания и обучения. Поэтому лучше не делать замечаний, а постараться обойтись вообще без слов, – просто показать, как надо. Можно взять и пожалеть игрушку, брошенную ребенком. Он обязательно это заметит и запомнит. Можно дать возможность ребенку самому услышать, что при игре палочкой с мягким наконечником звук на штабшпилях получается более красивым и выразительным, чем тогда, когда бьёшь по инструменту деревянной палочкой. А если поставить колокольчик на ладошку, то он на время «уснёт», и мы услышим «звук тишины».

Всем своим видом Ирина излучала спокойствие и доброжелательность. Располагал к себе тихий, ласковый голос, отсутствие напряжения. Я просто получала удовольствие от обучения и, несмотря на обилие информации, отдыхала.

В первый же день занятий Ирина Петровна предложила нам очень необычную и полезную модель игры-знакомства. Нужно было взять подробное интервью у своего соседа, с которым оказался рядом в кругу, и затем представить его публике с помощью краткого сообщения, подчеркнув особенные, индивидуальные качества и достоинства своего нового друга.

Оказалось, что очень приятно и интересно узнавать о незнакомом человеке не только то, где он живёт, учится или работает, хотя это, безусловно, тоже. Особую радость доставило именно общение с единомышленниками, нахождение общих точек соприкосновения. Порадовало и то, что на нашем семинаре были как «опытные» орфовцы со стажем, так и люди, для которых эта встреча была самой первой ступенькой на пути к изучению музыкально-педагогической системы Карла Орфа.

Беседуя со своими партнёрами, слушатели курсов открывали в незнакомом поначалу собеседнике похожие мечты, цели, стремления. Часто у разных участников интервью звучала одна и та же фраза: «видимо, недаром меня сегодня свела судьба именно с этим человеком»…

 

Впечатление третье. Игры и секреты.

Основная тема семинара Ирины Шестопаловой звучала так: «Игровое пространство музыки». Участники были погружены в игру целиком и полностью, с утра до вечера, все пять насыщенных дней, при этом чувствовали себя свободно и естественно, как дети. Мы учились заполнять собой пространство – стояли, сидели, лежали, замирали в разных позах, ползали и кувыркались. Мы пели, играли, импровизировали, фантазировали и смеялись.

А какое множество удивительных авторских игровых моделей предложила Ирина! У нас были барабанные истории и барабанный город, музыкальная полянка и фабрика по изготовлению мороженого. Карусель инструментов сменялась внушительным часовым механизмом, а прекрасная королева – смешным и нерасторопным дирижером.

Но самый главный урок, который я усвоила на семинаре, заключался в умении видеть в обыденном необычное, выделять то, что нужно именно тебе, и использовать это в своей деятельности. Ирина не произносила вслух такие известные психологические истины как, например, «хочешь слышать – слушай», но незаметно, исподволь направляла наши мысли и нашу практическую деятельность в эту сторону.

И мы учились не только смотреть, но и видеть; не только слушать, но и слышать. Мы учились чувствовать, ощущать, двигаться, фантазировать, звучать, играть… Мы учились «быть как дети», то есть проживать всю полноту ощущений радости и счастья от игры, чтобы потом передать эти чувства и эмоции нашим ученикам.

«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Ф. Шиллер). Спасибо Ирине Шестопаловой за то, что мы смогли вдоволь наиграться на семинаре, что каждый смог почувствовать себя человеком в шиллеровском значении этого слова.

Ну а что касается секретов, которыми с нами щедро поделилась Ирина Петровна, так на то они и секреты. Как говорил котенок Гав в известном мультфильме – «И пусть будет секретно! Кука маркука балям барабука!»

Если вам всё же захочется узнать, что же это такое, или вы захотите освоить настоящий «секретный язык», на котором общаются орф-педагоги между собой, милости просим в Самару в июне 2016 года. Очень ждём Ирину Шестопалову и её новые секреты. Поиграем?..

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...