Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Назначение и основные функции современного менеджера

 

Современный менеджер выступает в системе об­щественного производства как: а) управляющий; б) дипломат; в) лидер;

г) воспитатель; д) инноватор; е) личность.

Менеджер-управляющий. Эта функция считается традицион­ной, изначально присущей менеджерам. Осуществляя ее, менед­жер становится персоной, облеченной властью. И поскольку в сов­ременных условиях власть перестала быть безраздельной, то от властного лица сегодня ожидается проявление и твердости и изве­стной мягкости. Менеджер-управляющий, как считают опытные практики и ученые, должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профес­сиональную подготовку, владеть навыками делового общения, об­ладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.

Менеджер-дипломат. Среди серии менеджерских умений и на­выков, которые за последнее десятилетие получили особенно большой размах, нужно прежде всего назвать те, которые связаны с процедурами переговоров. Следует сказать, что сегодня менед­жеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основ­ном на установление и развитие человеческих контактов, углубле­ние деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, ула­живание отношений с властями. Значительно возросла потреб­ность участия менеджеров в различного рода посреднических действиях. И здесь требуются специфические способности дипло­мата. Тем более, что со второй половины 80-х годов XX столетия начинается период международных связей.

Менеджер-лидер. Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и лидерские. Американские те­оретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг: «Каждый менеджер должен быть лидером!» Функции менеджера и функции лидера далеко не идентичны. Когда у нас говорят о менеджерских функциях, то часто подразумевают лишь совокупность професси­ональных действий, необходимых для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технические процессы). Это представления прошлого. Здесь как-то затеняется проявление другой, человеческой, подсистемы бизнеса, т.е. главного объекта управления. А чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно быть способным вести за собой людей, т.е. быть лидером. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов — профессионально-технократических и эмоционально- личностных.

Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производствен­ных процессов, возрастают требования к персоналу. С одной сто­роны, появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, а с другой — в совершенствовании их нрав­ственных сторон жизнедеятельности. Тот факт, что усложнившая­ся техника и технология диктуют необходимость постоянного про­фессионального обучения специалистов, не вызывает у нас сомне­ния. Это очевидно, и мы, не задумываясь, тратим на это немалые ресурсы и средства. А вот по поводу нравственной стороны совер­шенствования персонала мы проявляем замедленную реакцию. И платим за это издержками производства, иногда значительными. Между тем степень воспитанности, высокая нравственность ра­ботников являются решающим условием перемещения экономи­ческого прогресса из региона в регион.

Менеджер-инноватор. В условиях третьей волны научно-техни­ческого прогресса, которую называют информационной (первая волна связана с введением сельскохозяйственной культуры, вто­рая — с промышленным переворотом) одной из главнейших сто­рон менеджерских функций является деятельность по инноваци­ям. В условиях бурного прогресса НТР тот, кто проявляет медли­тельность в отношении инноваций, незамедлительно отстает от хода прогресса. Потребность в инновациях объясняется очень просто. Известно, что значительно легче и быстрее повышать про­изводительность труда и качество продукции на базе принципи­ально новой техники и технологии, чем постоянно латать заплаты на изношенном оборудовании и экономить на введении новшеств.

Менеджер-личность. Менеджер не машина, которая работает от внешних источников энергии. Менеджер — человек, которому ничто человеческое не чуждо. Менеджер — это личность, т.е. сложная система социальных качеств, взращенных в процессе вос­питания. У каждого менеджера есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществлению менеджерских функций.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требу­ют от менеджеров самостоятельности и ответственности за прини­маемые решения, способствуют поиску оптимальных организаци­онных и научно-технических решений относительно нововведе­ний.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требова­ния, в частности, следующие:

• наличие общих знаний в области управления предприятием;

• компетентность в вопросах технологии производства в отрас­ли, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятель­ности;

• владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, про­являть инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

• принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

• наличие практического опыта и знаний в области анализа эко­номической ситуации на основных рынках или в их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;

• умение анализировать деятельность и действия фирм-конку- рентов;

• умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъ­юнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирова­ния экономики в своей стране и в других странах, на рынках, в ко­торых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

И все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Сюда относятся:

знание в совершенстве профессиональных и деловых качеств своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей вы­полнения конкретной поручаемой им работы;

• знание условий, целей и задач, связывающих предприятие и работников, формирование чувства гордости и преданности фир­менной марке, защита интересов тех и других на справедливой ос­нове;

• устранение «неспособных» с целью поддержания единства и правильности функционирования фирмы.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

Выводы

1. Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей организации.

2. Менеджмент — это управление в условиях рынка, что означа­ет постоянное стремление к повышению эффективности производ­ства, корректировку целей в зависимости от состояния рынка и запросов потребителей, хозяйственную самостоятельность и ответ­ственность за принимаемые решения.

3. Менеджмент применим во всех сферах экономики и любой сфере деятельности организации.

4. Основная цель менеджмента — обеспечение прибыльности в деятельности фирмы путем рационального использования произ­водственных ресурсов.

5. Важнейшей задачей менеджмента является организация про­изводства товаров и услуг, пользующихся спросом у потребителей.

6. Менеджер — это член организации, который осуществляет управленческую деятельность и решает задачи фирмы.

7. Менеджер играет важную роль в организации, он принимает решения, владеет информацией, выступает руководителем.

Современный менеджер выступает как управляющий, дипло­мат, лидер, воспитатель, инноватор, личность.

8. Современный менеджер должен отвечать следующим требо­ваниям: быть компетентным в вопросах управления, владеть навы­ками администрирования, иметь опыт работы, уметь анализиро­вать, знать своих подчиненных и др.

Термины и понятия. Менеджмент. Менеджер. Профессиональ­ный менеджмент. Задачи менеджмента. Роли менеджера. Требова­ния, предъявляемые к менеджеру.

Ситуация по вопросу

Одним из ключевых вопросов управления в бизнесе был и оста­ется вопрос — что такое хороший менеджер? На протяжении мно­гих лет он оставался путеводной нитью при выяснении, как дос­тичь успеха. Внимание при этом концентрировалось на личных качествах руководителя. Так, Конфуций исходил из того, что руко­водитель прежде всего обладает тонким и глубоким проникнове­нием в характеры и чувства своих соратников. Греки во времена Гомера видели следующие четыре качества, необходимые идеаль­ному руководителю:

• мудрость Нестора;

• справедливость Агамемнона;

•хитрость Одиссея;

•энергичность Ахиллеса.

Гомер подчеркивал, что в действительности идеального руково­дителя не существует, к нему можно только приблизиться, когда различные руководители — каждый с присущими ему качествами — будут целенаправленно работать вместе. При этом руководитель обязан постоянно помнить о своих сильных и слабых сторонах; в противном случае он может пасть жертвой собственного высокого положения.

В конце XX века некоторые ученые полагают, что для совре­менного менеджера необходимы:

• физические качества — активность, энергичность, здоровье, сила;

• личностные качества — приспособляемость, уверенность в се­бе, авторитетность, стремление к успеху;

• интеллектуальные качества — ум, умение принять нужное ре­шение, интуиция, творческое начало;

• способности — контактность, легкость в общении, тактич­ность, дипломатичность.

Однако с этим мнением немало ученых и практиков не согла­шаются, высказывая следующие соображения:

• обладание менеджером перечисленными выше качествами еще не гарантирует эффективность руководства. Всем отмечен­ным требованиям удовлетворяет только небольшое число людей;

• данный подход предполагает, что «руководителями рождаются»;

• хорошо руководить нельзя (или практически нельзя) научиться.

К этому можно было бы добавить и ряд других возражений.

Продумайте и сформулируйте систему тех качеств, которыми

должен обладать современный менеджер.

Признано, что в идеале менеджеру должны быть присущи сле­дующие качества:

• глубокое знание всего того, что связано с функционировани­ем и развитием рыночной экономики;

• умение вести дела с положительными финансовыми резуль" татами;

• политическая зрелость, т.е. умение учитызать политические последствия решений;

• склонность и способность искать и использовать резервы че­ловеческого фактора в предпринимательстве;

• умение эффективно использовать лучшие достижения науч- но-технического прогресса;

• умение выбрать направление деятельности фирмы в условиях конкуренции;

• приоритет общественных интересов, т.е. готовность на опре­деленном этапе отказаться от личных выгод ради достижения об­щественно значимых целей;

• психологическое образование;

• склонность и желание руководствоваться принципами соци­альной справедливости;

• способность брать на себя ответственность;

• способность критиковать с пользой для дела и воспринимать критические замечания;

• постоянно проявлять инициативу и предприимчивость;

• деловитость (умение не делать бесполезных дел);

• стремление преодолевать препятствия, проявлять волю и гиб­кость;

• логическое мышление;

• способность в интересах дела использовать предложения, противоположные собственной позиции;

• стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с по­мощью эффективных методов работы.

Оцените весь комплекс качеств, которым должен обладать иде­альный менеджер, и подготовьте ответы на следующие вопросы:

Достаточно ли полон, на ваш взгляд, приведенный перечень? Не нужно лив него что-либо добавить?

Вопросы

1. Что включает в себя понятие «менеджмент» и почему необхо­димо управление?

2. Проанализируйте различные определения понятия «менедж­мент» и покажите их взаимосвязь.

3. В чем заключается основная цель менеджмента?

4. Какова роль менеджера в управлении?

5. Какие требования к профессиональной компетенции менед­жеров вы считаете наиболее важными и почему?

6. Какие виды разделения труда менеджеров вам известны?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...