Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важным шагом было принятие законов о свободе эмиграции, свободе зарубежных поездок.




Важным шагом было принятие законов о свободе эмиграции, свободе зарубежных поездок.

 

№48

Становление новой России. Б. Н. Ельцин и его окружение. Начало радикальных экономических преобразований и их последствия. Причины и последствия политико-конституционного кризиса 1993 года. Новые приоритеты внешней политики.

 

После распада СССР наступил новый важный этап в истории российской государственности. Его можно условно разделить на три основных хронологических периода: 1991-1993-е, 1993-2000-е, 2000-2012-е годы.

 

Первый период (1992-1993) следует характеризовать как постсоветский, во многих отношениях переходный. В сжатые сроки, в условиях продолжавшегося экономического кризиса, в Российской Федерации был осуществлен демонтаж советской экономической системы и заложены основы рыночной экономики.
Такие задачи были в основном реализованы в ходе либеральных по содержанию и радикальных по исполнению экономических реформ, начатых правительством Ельцина-Гайдара в январе 1992 года.
«Шоковая терапия» привела к резкому снижению уровня жизни населения. Усилились голоса критиков радикальных реформ, в том числе среди членов депутатского корпуса, представлявшего интересы избирателей.

 

В результате победы Бориса Ельцина после трагических событий в Москве в октябре 1993 года в России произошла кардинальная смена политической системы.
 Была проведена поэтапная конституционная реформа, создана президентская республика.

Завершением первого периода стала окончательная ликвидация доставшейся в наследство от СССР системы Советов и принятие в конце 1993 года ныне действующей российской Конституции.

 

Второй периодв истории российской государственности после распада Советского Союза (конец 1993-2000 годов) связан с корректировкой курса реформ и попытками экономической стабилизации. В 1998-м экономику потряс новый финансовый кризис (дефолт), оказавший временное благотворное влияние на экономические процессы. Однако параллельно нарастал кризис центральной власти, который усугублялся правительственной чехардой. Росло общественное недовольство, возникла новая угроза распада страны. В таких условиях президент Борис Ельцин подал в отставку, в соответствии с Конституцией, руководителем государства стал премьер-министр Владимир Путин, избранный вскоре новым президентом России.

 

В ходе третьего периода (2000-2012 год)
Владимир Путин в рамках своего первого и второго президентских сроков сумел стабилизировать ситуацию в стране, провести меры по укреплению властной вертикали. Благоприятная конъюнктура способствовала экономическому росту, который продолжался в России вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008-го.
 При президенте Дмитрии Медведеве и премьер-министре Путине
(май 2008-го - май 2012 года) стране в целом успешнее, чем большинству других стран мира, удалось преодолеть основную волну экономического кризиса. Преемственность власти была подтверждена возращением на пост президента России Владимира Путина в 2012-м.

 

Становление новой России (1991-2000)

 

Разгоì н Верхоì вного Совеì та Российской Федерации (также известный как «Конституционный кризис 1993 года— конфликт двух ветвей российской власти, происходивший 21 сентября — 4 октября 1993 года вследствие конституционного кризиса. Результатом противостояния стало насильственное прекращение действия в России Советской власти, существовавшей с 1917 года, сопровождавшееся вооруженными столкновениями на улицах Москвы и последующими несогласованными действиями войск, в ходе которых погибло не менее 123 человек, а по неофициальным данным — в несколько раз больше.

12 июня 1990 г. I съезд народных Депутатов принял Декларацию о Государственном суверенитете РФ. К этому времени другие союзные республики уже провозгласили свою независимость (Литва, Латвия, Эстония и др. ). Россия не могла оставаться с стороне от этого процесса. При своей политической и экономической значимости для страны Россия была той республикой, которую командно-бюрократическая система истощила особенно сильно.

Провозглашение суверенитета России было вызвано и экономическими причинами. К этому времени выявилась неспособность центра вывести страну из кризиса. Руководство России стремилось в кратчайшие сроки перейти к рынку. С осени 1990 г. параллельно разрабатываются две экономические программы - правительственная (Н. И. Рыжков) и программа " 500 дней" (С. Шаталин - Г. Явлинский), за которой стояло Российское руководство. Правительственную характеризовала постепенность введения рыночных методов, их регулируемость государством. Программа " 500 дней" была рассчитана на максимальное ускорение рыночных процессов.

Переход России к рынку (октябрь 1991 г. ) резко обострил противостояние центра и республик, " война законов" переросла в новую стадию. Вступило в высшую фазу и соперничество союзного и российского лидеров - Горбачева и Ельцина. В основе его лежала борьба за власть. В июне 1991 года первым Президентом России был избран Б. Н. Ельцин.

Августовский путч 1991 года (ГКЧП) ускорил распад СССР. 8 декабря 1991 г. в беловежской Пуще под Брестом руководители Белоруссии (С. Шушкевич), РФ (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук), подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к Содружеству присоединились еще 8 республик. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев в связи с прекращением существования СССР сложил свои полномочия. Россия вступила на путь самостоятельного существования.

России предстояло решать вопросы государственного устройства, социально-экономического и духовного возрождения.

У государственной власти и демократических сил не оказалось конкретной программы политических преобразований. Поэтому основой российской государственности стал союз нового руководства и старой партийно-хозяйственной номенклатуры.

Перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целостности. Все автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из состава РФ. Местные правящие элиты стремились вырваться из подчинения центру. Это могло привести к распаду страны и междоусобицам. Ряд народов Северного Кавказа провозгласили суверенитет и выступили с территориальными претензиями к России.

В этих условиях политика центра не была последовательной. Не были разоружены формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики.

В целях сохранения единства России в марте 1992 г. большинством субъектов Федерации был подписан Федеральный договор о разграничении полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.

Дальнейшее становление российской государственности связано с разработкой собственной Конституции. Однако парламентская оппозиция во главе с Р. И. Хасбулатовым всячески препятствовала этому.

Камнем преткновения являлся выбор формы государственности: президентская или парламентская республика. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти было обусловлено также разным видением стратегии экономических реформ. Все это привело к тому, что Президент своим Указом № 1400 от 21 сентября 1933 г. " О поэтапной конституционной реформе в России" объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета и проведении 12 декабря 1993 г. референдума по новой Конституции и выборов в двухпалатное федеральное собрание. Развязкой кризиса стали трагические события 3-4 октября в Москве. По приказу Б. Н. Ельцина был расстрелян Белый дом, где находился Верховный Совет. Несколько сот человек погибли и получили ранения.

Результаты референдума 12 декабря 1993 г. позволили принять Основной Закон страны. Россия объявлялась демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Президент по Конституции наделен широкими полномочиями. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является Верховным Главнокомандующим, назначает федеральных министров. Президенту предоставлено право распускать Государственную Думу в случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры премьер-министра

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...