Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

VIII. Найдите в тексте ошибки, пронумеруйте их и выполните работу над ошибками (исправьте ошибки)

Всероссийская олимпиада школьников по истории

Муниципальный этап

Класс

Время выполнения работы – 190 минут

Выберите по 1 верному ответу в каждом задании, впишите его в таблицу.

1.1. При каком царе происходило вооружённое сопротивление монахов Соловецкого монастыря реформам патриарха Никона?

а) Борис Годунов

б) Лжедмитрий I

в) Алексей Михайлович

г) Михаил Фёдорович

1.2. «И умом не дошёл, и нам будет поваден», - так говорили московские бояре о царе:

а) Лжедмитрии I

б) Фёдоре Ивановиче

в) Василии Шуйском

г) Михаиле Фёдоровиче

1.3. Кто был современником царя Михаила Фёдоровича Романова?

а) Кардинал Ришелье

б) Эразм Роттердамский

в) Леонардо да Винчи

г) Фернандо Кортес

1.4. Архитектурные пристрастия жителя какого древнерусского города периода XI-XIV вв. И.Э. Грабарь охарактеризовал таким образом: «Его идеал - сила, и его красота - красота силы»?

а) Киева

б) Новгорода

в) Москвы

г) Владимира

1.5. Одним из результатов внешней политики Российского государства во второй половине XVI вв. было:

а) присоединении к России Крыма

б) присоединение к России Казанского и Астраханского ханства

в) присоединении к России Левобережной Украины

г) завоевание Россией выхода в Балтийское море

 

1.1 1.2 1.3 1.4 1.5
         

 

II. Восстановите предложения, вставив подходящие по смыслу понятие, даты, имена. Вписанные имена и понятия должны быть грамматически верными.

(Иван Третий; Елена Глинская; Андрей Курбский (князь Курбский); Сергий Радонежский; Аристотель Фиораванти; Дмитирий Иванович (Дмитрий Московский); Бегич; Троице-Сергиев; Вожа; Успенский собор; Избранная рада; Судебник; 1497; копейка; всадник; копьё)

2.1. В 1378 году князь _________1_______одержал победу на реке ________2_______ над ратью мурзы ________3_________. Существует версия, что именно на эту битву благословил князя основатель _________4________ монастыря _______5_______.

2.2. По велению «Государя всея Руси» ______1_________ в ____2____ году был составлен общерусский свод законов - ________3__________.

2.3. Архитектор _______1___________ на месте рухнувшего от землетрясения возвёл из белого камня пятиглавый____________2__________ собор.

2.4. В регентство княгини _______1_____ из серебра стали чеканить _______2_______ - монеты с изображением _______3_______ с ________4______.

2.5. Именно с лёгкой руки _______1________неформальное правительство при молодом царе получило название _________2__________.

 

III. Согласны ли вы с утверждениями (да, нет)? Ответы внесите в таблицу.

3.1. Первым царём, избранным Земским собором, был Иван Грозный.

3.2. «Совет всея земли», «Семибоярщина», «Народное ополчение» - это понятия, связанные с опричниной.

3.3. Методы управления Бориса Годунова были продолжением политики Ивана Грозного.

3.4. Разорение крестьянских хозяйств было главной причиной запустения многих поместий.

3.5. Казачество - это военное сословие, в котором числилось население ряда окраинных местностей России.

3.1 3.2 3.3 3.4 3.5
         

 

IV. Объясните принцип образования ряда. Вычеркнете лишнее.

4.1. Соляной бунт, восстание декабристов, медный бунт, выступления старообрядцев.

_______________________________________________________________

4.2. Строгановы, Шорины, Демидовы, Романовы, Никитниковы.

_______________________________________________________________

4.3. 1113г., 1497 г., 1581 г., 1597 г., 1649 г. (с чем связано каждое событие указывать не обязательно)

_______________________________________________________________

V. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.

5.1. П___триарх; старо___брядч___ство

5.2. Д___настический криз___с; кр___стоц___ловальная запись

5.3. Ск___морохи; к___заки; вол___сти

VI. Вставьте вместо пропусков «крылатые выражения», которые занесите под

Соответствующими порядковыми номерами в таблицу.

Немало выражений, которые мы используем в своей речи, связаны с историей Нового времени. Так, когда хотят подчеркнуть пагубный характер недальновидных действий, вспоминая одного из французских королей, говорят___ 1_ ___. А когда готовы пойти на компромисс ради выгоды, произносят фразу другого правителя Франции: «_____ 2_ ___». Когда подчёркивают, что надо быть готовым к борьбе, быть бдительным и хорошо вооружённым, часто говорят ____3____, используя выражение, пришедшее к нам из английской истории XVII в. Подчёркивая неколебимую убеждённость в чём-либо, произносят слова европейского мыслителя XVI-XVII ____ 4 ____. Мы повторяем всякий раз слова ____ 5 ____, когда хотим обрисовать человека самовлюблённого, наивно считающего себя самым главным существом во всём обществе.

Множеством «крылатых выражений» пополнила наш язык русская история. Когда мы говорим о безграмотно составленном или не имеющем юридической силы документе, то называем его____ 6 _____. Человека, прикидывающегося несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей, до сих пор называют ____ 7 ____. Для обозначения особенно громкого крика мы и сейчас говорим ____ 8_ ___. Об очень высоком человеке мы часто говорим ___ 9_ ___, не всегда зная, что связано это выражение с временами Алексея Михайловича.

Вставка Вставка
       
       
       
       
       

VII. Запишите в любой последовательности: 1) имена каждого из тех, о ком идет речь в данном фрагменте из произведения А.С.Пушкина, 2) место действия и 3) историческое событие, с которым связано описанное.

Но месяц уж протек,

Как, затворясь, в монастыре (название монастыря?) с сестрою (Имя?),

Он (Имя?), кажется, покинул все мирское.

Ни патриарх (Имя?), ни думные бояре

Склонить его доселе не могли;

Не внемлет он ни слезным увещаньям,

Ни их мольбам, ни воплю всей Москвы,

Ни голосу Великого Собора.

_1)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2)_______________________________________________________________________3)___________________________________________________________________________________

VIII. Найдите в тексте ошибки, пронумеруйте их и выполните работу над ошибками (исправьте ошибки)

Главные события Смутного времени связаны с бежавшим в Литву русским боярином Андреем Отрепьевым, который в 1601 году объявил себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Отрепьев тайно принял лютеранство и согласился уступить королю Сигизмунду III за поддержку южные земли России. После смерти в 1606 году Фёдора Годунова и его сына Бориса Лжедмитрий I торжественно, без сопротивления вошёл в Москву и был коронован на русский престол. Присутствие при дворе шляхтичей, которым щедро раздавались земли и крестьяне, несоблюдение царём русских обычаев, его брак с Мариной Мнишек, интриги бояр привели в 1608 году к восстанию, в ходе которого он был убит. Власть перешла к боярской оппозиции во главе с Василием Скопиным-Шуйским.

_1)__________________________________________________________________2)_________________________________________________________________3)_________________________________________________________________4)_________________________________________________________________5)_________________________________________________________________6)_________________________________________________________________7)_________________________________________________________________8)_________________________________________________________________9)_________________________________________________________________10)________________________________________________________________11)________________________________________________________________12)________________________________________________________________13)________________________________________________________________14)________________________________________________________________15)________________________________________________________________16)________________________________________________________________17)________________________________________________________________18)________________________________________________________________19)________________________________________________________________20)_________________________________________________________________________________

IX. В статье 10 предложений, которые пронумерованы. Разделите их на три группы. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы. Проставьте буквенные обозначения иллюстраций соответственно стилю. Подпишите названия представленных на иллюстрациях сооружений.

1. Этот Собор был сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что он получил наименование «Златоверхого». Архитектура храма определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед.

2. Ныне существующий Собор, построенный псковскими мастерами, почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей.

3. Это творение зодчих было призвано показать величие царя и мощь его власти. Его называли «Восьмым чудом света». Современники поражались красотой его внутреннего убранства и внешнего вида.

4. Внутри собор суров и лаконичен. Обходя его бесконечные приделы, легко представить себе здесь, вот в этих переходах, Ивана Грозного, опирающегося на костяной жезл, и Бориса Годунова, напоминавшего хищную птицу, и щеголеватого Дмитрия Самозванца, и Наполеона, приказавшего взорвать собор. Этот памятник посвящён воинам, павшим в кровавой схватке с врагом, он о победе, в основание которой положены жизни верных сынов России.

5. Один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка свидетельствует о намерении повторить блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве.

6. М. Ю. Лермонтов называл Московский Кремль «алтарём России». Эти слова можно с полным правом отнести к этому собору. На протяжении веков храм был связан с важнейшими событиями в жизни страны. Он служил местом венчания на царство русских царей, местом избрания очередного главы русской церкви и усыпальницей московских митрополитов и патриархов.

7. Всё внешнее убранство церкви – белокаменное. Резные белые детали четко выделяются на кирпичных стенах. Вся церковь покрыта, словно пеной, изящными узорчатыми украшениями. Широкие наличники с колонками на окнах, колонки на углах четверика и восьмериков, резные фронтоны («петушиные гребешки»), завершающие каждую грань ярусов, – всё это создает ощущение воздушности и легкости стройного здания, словно стремящегося ввысь.

8. Величавая громада храма господствует над кремлём и Волховом как седой исполин «в броне и венце», поставленный на стражу Великого Новгорода. Четыре его купола тускло отливают свинцом, а пятый горит на солнце подобно богатырскому шлему.

9. Он состоял из ряда пёстрых зданий разного вида и разной величины. Тут были терема и башенки, чешуйчатые бочкообразные кровли зелёного цвета, навесы над крыльцами в виде шатра с витыми столбиками, решётки из причудливо точёных балясин, резные украшения, слюдяные окна с позолотой, расписанные затейливыми изображениями зверей, птиц и растений. Около 3000 слюдяных окон освещали 27 комнат. Цельность всем архитектурным формам, лишенным единого фасада, придавали роспись, резьба по дереву и керамика.

10. В этом храме, как ни в каком ином сооружении, воплотился образ Небесного града Иерусалима, где обрели вечную жизнь те, кто, «смертию смерть поправ», сложил свою голову за Отчизну, во имя её избавления от постоянно нависавшей над ней опасностью. Храм - это символ победы жизни над смертью.

А Б
В Г
Д Е
Ж

 

Периода создания архитектурного памятника XII-XIV вв. XV-XVI вв. XVII в.
№ предложения      
Иллюстрация, название памятника        

X. В 2008 году в рамках телевизионного проекта Александр Невский стал «именем России», т.е. самым известным российским историческим деятелем. Но в отечественной истории есть и другие замечательные имена. Представьте, что вы являетесь членом жюри нового телевизионного проекта «Отечества достойные сыны», целью которого является популяризировать историю. Попробуйте назвать шесть исторических деятелей, которых с полным правом можно назвать «Отечества достойные сыны». Свой выбор обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...