Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 8. Произведения, не являющиеся объектами авторского права

Система российского законодат-ва о СМИ. Закон РФ «О СМИ» как базовый нормативный акт.

В России действует система прав, к-ая базируется на конституции РФ и официально-опубликованных законов. Такая система прав наз-ся континентальным правом. В основе континентального права лежат написанные, как бы заранее заданные нормы общ-ва, кроме континентального права им-ся свод законов, т.е. прецедентное право. В отличие от континентального права прецедентное право базируется на прежней судебно-юрид-ой практике. В массовой инф-ой области дейст=ет общая для всей правовой системы иерархия нормативных документов. Самые принципиальные основы зак=ва о СМИ содерж-ся в конституции РФ. Конституция документ прямого действия при организации инф-го обмена и разрешения споров. Конституция формулирует право в обощённом виде. Детализация и развитие положений конституции даются в спец-ом законодат-ве, к-ая не д. противоречит ей. Центральное место в законодат-ве РФ «О СМИ» занимает принятый 27 дек. 1991 г. с изменениями и дополнениями 1995, 1998, 2000 годов. В стр-ру прав ж-ста входит также федеральные документы прямо или косвенно затрагивающие сферу инф-ой деят-ти. Самые заметные: о гос-ой тайне, об осн-ых гарантиях избирательных прав граждан РФ, об инф-ции, об информатизации, о защите инф-ции, о рекламе.

Законодат-во РФ «О СМИ» состоит из 7 глав.

Основные принципы, направления и способы регулирования деят-ти СМИ

К числу важнейших принципов ж-ки отн-ся правдивость и объективность. Но порой наша сенсации ради публикует заведомую ложь, инф-ю о несуществующих, надуманных событиях. И правовыми нормами, в частности Законом о «СМИ», в большинстве случаев это прямо не возбраняется.

Правила нравственного поведения, система норм, определяющих обязанности человека по отношению к общ-ву и другим людям наз-ся моралью, к-ая считается одной из форм общ-го мнения. А изучение о морали, нравственности, как одна из форм общ-го сознания, наз-ся этикой. Она же представляет систему норм нравственного поведения людей, их общ-ый долг, их обяз-ти по отн-ю к народу, семье, друг другу. Профессиональная мораль – это модификация собственной нравственности. А наука, изучающая профессиональную специфику морали, наз-ся профессиональной этикой. Профессия предоставляет ж-сту право и обязанность вершить моральный суд. Выбор строение материала – в акждой из этих операций проявл-ся отношение ж-ста к тем, о ком и для кого он пишет. Моральные отнош-я вплетены в его работу. Ж-стскую мораль м.рассм-ть и как форму общ-го сознания, и как субъективное состояние личности, и как реальное общ-ое положение.

Нравственные аспекты ж=стской деят-ти привлекают общ-ое внимание потому, что в условиях вседозволенности участились случаи исп-я СМИ для сведения групповых и личных счётов,для выражения разного рода амбиций и пристрастий.

Нравственная регуляция поведения ж-ста осущ-ся на уровне принципа и нормы. Их развлечение – в степени конкретности. Нравственный принцип имеет мировоззренческий хар-р, это – связь идеала с регулятором поведения. Нравственная норма – ориентир на практике. Механизм проявление нравственных норм выглядит следующим образом: ситуация - оцен кА – действие – результат. Нормы м. б. обязательными (к примеру, запрет плагиата), допустимыми (требование проверять сведения менее катигорично), дискуссионными (нет единого мнения, напр-р, о допустимости совмещения нек-ых профессий или о пользовании диктофоном скрытно от собеседника). Так, личная встреча с героем публикации обязательна лишь тогда, когда предпологается дать его поведению негативную оценку, в остальных случаях встреча лишь желательна. В газ-ой практике постоянно нарушается требование согласовывать с автором всю редакционную правку, т.к. это не всегда возможно технически. Бывает, материал не помещ0ся в отведённон ему место на полосе, необходимо срочно сократить 30, 40, 100 строк, автор нах=ся в другом городе. Тогда ради решения практической задачи ред-р вынужден нарушить право автора на неприкосновенность произв-я. И профессиональная мораль такое вмешательство оправдывает.

Нормы профессиональной морали обладают различной степени общности. Они дают специалисту минимальную ориентацию только в пределах частной ситуации: «при правке не искажай смысл читательского письма», «завизируй интервью у собеседника», «прежде чем публиковать документ, получи согласие владельца». Другие требования носят общий характер. Такие предписания, выходящие за рамки частной ситуации, называют принципами профессиональной морали. Исследователи имеют разные взгляды на систему требований к ж-сту. Г.В Лазутина рассм-ет совок-сть этьих требований как трёхэтажную пирамиду. На верхнем этаже – профессиональный долг, ответственностт, совесть, честь, достоинство. Второй уровень – производственно-этические принципы, в к-ых отражены более конкретные требования к поведению ж-ста. К третьей группе – запреты и побуждения, регламентирующие все аспекты поведения ж-ста в конкретных произв-ых ситуациях – профессионально-этические нормы.

Нормы авторского права в сфере журналстики

Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах"(с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г

Статья 6. Объект авторского права. Общие положения

1.Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

2.Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

в других формах.

3. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям пункта 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права.

4. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

5. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

Статья 8. Произведения, не являющиеся объектами авторского права

Не являются объектами авторского права:

официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...