Характеристика компонентов УД
· В соответствии с общепсихологической теорией деятельности (Леонтьев А.Н., 2001; аннотация) (см. рис. 6) в структуре УД выделяются (см. рис. 7) (см. Медиатеку): o потребность; o учебная задача; o мотивы учебной деятельности; o учебные действия и операции. Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико-утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов).
Учебные действия · Четвертым компонентом структуры учебной деятельности являются учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи. o восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации); o наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
o сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме; o предметно-практические действия; o устное или письменное изложение усвоенного материала; o языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы; o подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез; o выполнение различных задач и упражнений; o оценка качества действия, события, поведения.
· В состав учебных действий входят: o принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи; o преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета; o моделирование выделенного отношения; o преобразование модели этого отношения для изучения его свойств "в чистом" виде; o построение системы частных задач, решаемых общим способом; o контроль за выполнением предыдущих действий; o оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи. · Учебные операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных предметных задач. Такими учебными действиями являются: 1. действие выявления проблемы (учебной цели) из поставленной учебной задачи; 2. действие выявления общего способа разрешения проблемы на основе анализа общих отношений в изучаемом учебном материале, т.е. общего способа решения задач данного вида; 3. действие моделирования общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем; 4. действие конкретизации и обогащения частными проявлениями общих отношений и общих способов действия; 5. действие контроля за ходом и результатами учебной деятельности; 6. действие оценки соответствия хода и результата деятельности учащихся поставленной перед ними учебной задаче.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|