Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии




Цель занятия: Изучить обмен веществ и энергии организма человека, механизмы их регуляции; овладеть методами определения основного обмена, расчетами суточных энергозатрат организма, химического состава и калорийности пищевого рациона.

Примерные вопросы по теме

 

1. Строение желудочно-кишечного тракта.

2. Понятие о пищеварении, питательных веществах.

3. Пищеварение в полости рта.

4. Пищеварение в желудке.

5. Пищеварение в тонком и толстом кишечнике.

6. Участие в пищеварении печени и поджелудочной железы.

7. Понятие об обмене веществ и энергии. Основные этапы обмена веществ в организме.

8. Биологическое значение обмена веществ и энергии в организме. Межуточный обмен. Роль ферментов в метаболизме.

9. Обмен белков. Аминокислотный состав пищевых белков животного и растительного происхождения, их биологическая ценность. Заменимые и незаменимые аминокислоты.

10. Нервные механизмы регуляции обмена белков. Роль гормонов в регуляции обмена белков (гормоны гипофиза, коры надпочечников, поджелудочной железы).

11. Метаболизм жиров. Нормы потребления пищевых жиров животного и растительного происхождения.

12. Факторы, способствующие ожирению. Отрицательное влияние ожирения на состояние здоровья организма.

13. Нейрогуморальные механизмы регуляции жирового обмена.

14. Обмен углеводов.

15. Понятие о гипо- и гипергликемии. Регуляция обмена углеводов. Нормы потребления углеводов.

16. Энергетический обмен, методы его исследования. Понятие о прямой и непрямой биокалориметрии.

17. Понятие об основном обмене. Методы определения основного обмена.

18. Общий (валовый) обмен энергии и его составляющие. Специфическое динамическое действие пищи. Рабочая прибавка и энергозатраты лиц разного возраста, различных профессий.

19. Значение воды и минеральных веществ в метаболизме. Особенности водного и минерального обмена в детском организме.

20. Витамины, их физиологическое значение и классификация. Водо- и жирорастворимые витамины, их характеристика.

21. Значение витаминов для роста и развития детей. Авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы, их профилактика у детей и подростков.

22. Состав основных групп продуктов питания, их энергетическая ценность.

23. Концепция полноценного, рационального, сбалансированного питания.

Самостоятельная работа студентов

Определите величины основного обмена и его отклонения от средних значений.

А) С помощью ростомера и медицинских весов определите рост и массу тела студента (статиста).

 

Б) С помощью таблиц Гарриса-Бенедикта (табл. 1 и 2) определите величину основного обмена.

Для чего в части А найдите нужную массу тела со значением соответствующего ей числа килокалорий энергии. Затем в части Б найдите по горизонтали возраст и по вертикали рост, на пересечении графы возраста и роста найдите число соответствующих им килокалорий. Эти два числа суммируйте и получите среднестатистическое значение нормального основного обмена обследуемого данного возраста, пола, роста, массы тела.

 

В) Произведите расчет отклонения основного обмена по формуле Рида.

Формула Рида позволяет определить процент отклонения величины основного обмена от нормы и основана на существовании связи теплопродукции организма с артериальным давлением и частотой пульса.

Формула Рида:

ПО = 0,75´ ЧСС + ПД´ 0,74 – 72,

 

где: ПО – процент отклонения основного обмена от нормы,

ЧСС – частота сердечных сокращений, в уд/мин,

ПД – пульсовое давление, в мм. рт. ст.

 

Допустимыми считаются отклонение до ±10 % от нормы.

Запишите полученные данные. Сделайте заключение.

Таблица 1.

Таблица для расчета основного обмена женщин, в ккал

А Рост, см В
Масса, кг Ккал Масса, кг Ккал Возраст в годах
           
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
            –– –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Таблица 2

Таблица для расчета основного обмена мужчин, в ккал

А   Б
Масса, кг Ккал Масса, кг Ккал Рост, см Возраст в годах
           
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
            –– –– –– –– -–
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
          ––          
    –– –– –– –– ––        

 

Определите величины суточных энергозатрат студента с помощью хронометражно-табличного метода.

 

А) Подготовьте рабочую таблицу (по типу табл. 3).

 

Б) Проведите хронометраж дня и определите время выполнения различных видов деятельности в минутах (табл. 4).

 

В) Найдите в таблице 4 величину энергозатрат на каждый вид деятельности (в ккал/мин на 1 кг массы тела), отметьте эти величины в заполняемой вами таблице.

 

Г) По полученным данным вычислите расход энергии при выполнении определенной деятельности за указанное время, для чего умножьте величину энергозатрат на время (в мин) ее выполнения. Результаты занесите в таблицу.

 

Д) Вычислите суточный расход энергии, для чего величину удельных суточных энергозатрат (на 1 кг массы тела) умножьте на массу вашего тела и прибавьте к полученной сумме 15 % для покрытия неучтенных энергозатрат.

Пример расчета:

Допустим, масса тела обследуемого составляет 56 кг, удельные затраты энергии (табл. 4) – 37,961 ккал/кг.

Умножаем величину удельных энергозатрат на массу тела: 37,961 (ккал/кг) ´ 56 (кг) = 2125,82 (ккал).

Вычисляем 15% от этой величины на покрытие неучтенных энергозатрат: 2125,82 (ккал) ´ 15 (%): 100 (%) = 318,87 (ккал).

Суммируем эти две величины: 2125,82 + 318,87 = 2444,69 (ккал) и получаем энергозатраты организма за сутки.

 

Таблица 3

Рабочая таблица для определения суточного расхода энергии студента

Вид деятельности Время от - до, часы, мин Продолжительность времени, мин Расход энергии за 1 мин на 1 кг массы, ккал Расход энергии, ккал/кг за время
1. Подъем. Личная гигиена (умывание по пояс) 6.50-7.20   0,0504 1,512
2. Утренняя гимнастика 7.20-7.35   0,0648 0,972
3. Завтрак (прием пищи) 7.35-7.55   0,0236 0,236
4. Сбор на занятия 7.55-8.00   0,0360 0,18
5. Дорога в институт 8.00-8.30      
а) ходьба в среднем темпе     0,0597 0,597
б) езда на транспорте     0,0267 0,534
6. Учебные занятия 8.30-13.45      
а) лекции 8.30-10.05   0,0250 2,25
б) семинарские и лабораторные занятия 10.15-10.35   0,0258 4,644
в) перемены     0,0455 2,0475
7. Дорога из института 13.45-14.15      
а) ходьба     0,0597 0,597
б) езда на транспорте     0,0267 0,534
8. Личная гигиена 14.15-14.30   0,0402 0,603
9. Обед (прием пищи) 14.30-14.45   0,0236 0,354
10. Мытье посуды 14.45-14.50   0,0313 0,1565
11. Уборка в комнате 14.50-15.20   0,0402 1,206
12. Отдых сидя (музыка) 15.20-16.00   0,0229 1,145
13. Подготовка к семинарскому занятию 16.00-18.00   0,0258 3,096
14. Прогулка на свежем воздухе (в медленном темпе) 18.00-19.30   0,0455 4,095
15. Прием пищи (ужин) 19.30-19.45   0,0236 0,354
16. Просмотр телепередач 19.45-21.30   0,0229 2,405
17. Стирка белья вручную 21.30-21.45   0,0511 0,7665
18. Личная гигиена (душ) 21.45-22.05   0,0570 1,14
19. Приготовление ко сну 22.05-22.15   0,0329 0,329
20. Чтение книги (лежа) 22.15-22.45   0,0230 0,69
21. Сон 22.45-6.50   0,0155 7,5175
Итого:   1440 мин   37,961

 

Таблица 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...