Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Происхождение государства и права




Предмет и методология теории государства и права

 

 

Контрольный тест

1. Что является предметом Теории государства и права как науки?

а) Общественные отношения, урегулированные правом;

б) общие закономерности возникновения, развития и функ- ционирования государства и права в обществе;

в) государство и право;

г) все ответы правильные.

 

2. Предмет и метод Теории государства и права соотносятся следующим образом:

а) предмет определяет методы его исследования;

б) методы определяет исследователь независимо от предме- та исследования;

в) предмет и метод существуют независимо друг от друга;

г) ориентируясь на соответствующие методы, ученые опре- деляют предмет теории государства и права.

 

3. Кто из студентов прав, отвечая на вопрос о системе юри- дических наук?

а) Студент Иванов, отнесший Криминологию к отраслевой юридической науке, а Теорию уголовного права — к специаль- ной юридической науке;

б) студент Петров, отнесший Теорию государства и права к историко-теоретической группе юридических наук, а Теорию гражданского права — к отраслевой юридической науке;

в) студент Сидоров, отнесший Криминалистику к специаль- ной юридической науке, а Теорию государства и права — к от- раслевой юридической науке;

г) все ответы правильные.

 

4. Методологический подход, в рамках которого раскрыва- ется содержание основных политико-правовых ценностей, таких как правопорядок, законность, легитимность и др., называется:

а) синергетическим; б) аксиологическим; в) семиотическим; г) психологическим.

 

5. Общая теория государства и права выполняет следующие функции:

а) регулятивную, охранительную, социального контроля; б) воспитательную, историческую, политическую;

в) познавательную, онтологическую, методологическую, практически-организаторскую;

г) стабилизирующую, интегрирующую, социально-экономи- ческую.

 

6. Правовой эксперимент необходим: а) для развития юридической науки;

б) для того чтобы определить эффективность правовой нор- мы в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на всю территорию государства;

в) для совершенствования правоприменительной деятельности; г) для совершенствования педагогической деятельности в

области правового образования.

 

7. Для сопоставления и противопоставления, выявления сходства и различия, классификации различных правовых сис- тем плодотворно применяется:

а) метод анализа и синтеза; б) кибернетический метод; в) статистический метод;

г) сравнительно-правовой (компаративистский) метод.

 

8. Систему средств, набор способов изучения возникнове- ния, функционирования и развития права и государства, а также принципы, лежащие в основе такого изучения, определяет:

а) методология; б) концепция; в) парадигма; г) практика.

 

9. Специальные научные методы — это:

а) методы, которые используются во всех конкретных науках; б) методы, которые используются в нескольких, но не во

всех конкретных науках;

в) методы, которые разработаны конкретными науками и используются для познания государственно-правовых явлений;

г) методы, разрабатывающиеся в рамках различных фило- софских школ и направлений для познания окружающего мира.

 

10. Определите, к какой группе юридических наук относят- ся следующие науки: Конституционное право (а), Хозяйствен- ное право (б), Теория государства и права (в), Уголовное право (г), Криминалистика (д), Международное частное право (е), Ис- тория учений о праве и государстве (ж), Судебная бухгалте- рия (з), История государства и права (и), Гражданское право (к), Международное публичное право (л), Административное право (м).

а) историко-теоретические — это: б) межотраслевые — это:

в) отраслевые — это: г) прикладные — это:

д) международные — это:

 

 

11. Наука «Теории государства и права» отличается от соот- ветствующей учебной дисциплины тем, что:

а) наука изучает все закономерности возникновения, разви- тия и функционирования государственно-правовых явлений, а учебная дисциплина только те, которые являются необходи- мыми для дальнейшего изучения юриспруденции;

б) наука изучает не только свой предмет, но и предметы других наук, а учебная дисциплина — только свой предмет;

в) к науке относится и то, что уже познано, и то, что еще по- знается, а к учебной дисциплине — только то, что уже познано;

г) наука развивается учеными-юристами, а учебная дисцип- лина только преподавателями юридических вузов.

 

12. Основное отличие теории права и государства от отрас- левых юридических наук состоит в том, что:

а) каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория права и государства — все предметы отраслевых наук;

б) отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а теория права и государства — все законодательство в целом;

в) теория права и государства изучает общие закономерно- сти возникновения, развития и функционирования государства и права, а отраслевые науки — конкретные закономерности той группы общественных отношений, которые регулируются дан- ной отраслью права;

г) содержание отраслевых наук всегда связано с юридиче- ской практикой, а теория права и государства развивается неза- висимо, изолированно.


Тема 2

Происхождение государства и права

 

Контрольные тесты

Те ст 1

1. Род характеризуют следующие признаки: а) кровное родство;

б) члены рода ведут совместное хозяйство;

в) все вышеперечисленное, плюс наличие общей собственности; г) общность людей, проживающих на определенной терри-

тории.

 

2. «Неолитическая революция» — это:

а) переход от классового общества к бесклассовой структуре; б) переход от вождизма к государству;

в) переход от присваивающего хозяйства к производящему; г) одно из общественных разделений труда.

 

3. В государствах древности (раннеклассовых) формируют- ся три центра управления:

а) законодательная, исполнительная и судебная власти; б) городская община, дворец, храм;

 

в) государство — гражданское общество — население; г) народное собрание — сенат — магистратуры.

 

4. Первичные государства были: а) рабовладельческими;

б) раннеклассовыми; в) раннефеодальными;

г) чаще всего городами-государствами.

 

5. Мононормы регулируют общественные отношения в: а) буржуазном обществе;

б) рабовладельческом обществе; в) первобытном обществе;

г) феодальном обществе.

 

6. В первобытном обществе отношения регулировались с помощью:

а) обычаев, норм права, политических норм, норм морали; б) обычаев, религиозных норм, мифов, табу;

в) эстетических норм, технических норм; г) с помощью всего вышеперечисленного.

 

7. Легальность государственной власти — это: а) подчиненность нормам права;

б) монополия на принуждение;

в) общеобязательный характер ее велений; г) все ответы правильные.

 

8. Одним из создателей договорной теории происхождения государства был:

а) Ф. Энгельс; б) Т. Гоббс;

в) Аристотель; г) Ф. Аквинский.

 

9. Какая из концепций происхождения государства полага- ет, что государство возникло как результат обдуманного, рацио- нального выбора людей?

а) Теологическая;

 

б) патриархальная;

в) общественного договора; г) ирригационная.

 

10. Укажите один из признаков власти в условиях перво- бытного общества:

а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп;

б) административно-территориальная организация населения; в) наличие бюрократии;

г) добровольность выполнения решений власти.

 

11. Укажите, представителем какой теории происхождения государства является автор приведенного ниже отрывка: «Госу- дарства потому вначале и управлялись царями, что они образо- вывались из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя...»?

а) Психологической; б) теории насилия;

в) естественно-правовой; г) патриархальной.

 

12. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была ос- новной организацией первобытного общества:

а) семья; б) род;

в) соседская община;

г) верный ответ отсутствует.

Те ст 2

1. Власть — это:

а) организационная сила, обеспечивающая устойчивый по- рядок в обществе;

б) надстройка общества;

в) общность людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством;

г) политическая, структурная и территориальная организа- ция общества.

 

 

2. В понятие «публичная власть» входят: а) профсоюзы;

б) региональные организации; в) органы принуждения;

г) политические партии.

 

3. Укажите один из признаков первобытного общества: а) наличие аппарата управления;

б) слитность прав и обязанностей членов общества; в) наличие аппарата принуждения;

г) сбор налогов.

 

4. Укажите, какая из нижеперечисленных форм была основ- ной организацией первобытного общества:

а) семья; б) род;

в) соседская община;

г) верный ответ отсутствует.

 

5. Укажите один из признаков власти в условиях первобыт- ного общества:

а) выражение интересов всего общества, всех классов и иных социальных групп;

б) административно-территориальная организация населения; в) наличие бюрократии;

г) добровольность выполнения решений власти.

 

6. Укажите, какой из признаков не является отличительным признаком первобытного обычая:

а) выражение интересов всего рода; б) принудительность исполнения;

в) отсутствие различий между правом и обязанностью; г) устная форма передачи из поколения в поколение.

 

7. Власть в первобытном обществе опиралась: а) на систему органов власти;

б) на обычай и авторитет; в) на вооруженную силу;

г) на политические организации.

 

8. Мононорма — это: а) обычай;

б) норма морали;

в) правило поведения, содержащее признаки многих соци- альных регуляторов;

г) религиозная норма.

 

9. Неолитической революцией называют:

а) начало применения железных орудий труда; б) отделение ремесла от земледелия;

в) отделение скотоводства от земледелия;

г) переход от присваивающего хозяйства к производящему.

 

10. Первые государства возникли: а) на ближнем Востоке и в Египте; б) в Северной Америке;

в) в зонах поливного земледелия в долинах крупных рек; г) в районе Восточно-Европейской возвышенности.

 

11. Государство возникло: а) в X тыс. до н. э.;

б) в VIII тыс. до н. э.;

в) в IV — III тыс. до н. э.; г) в I тыс. до н. э.

 

12. Укажите одну из причин возникновения государства на Древнем Востоке:

а) разделение общества на классы;

б) потребность в строительстве масштабных ирригацион- ных систем;

в) завоевание огромных территорий; г) верный ответ отсутствует.

 

Те ст 3

1. Соотнесите фамилии ученых, философов, политиков и созданные ими теории происхождения государства:

1) теологическая; 2) патриархальная; 3) договорная;

 

4) органическая; 5) насилия; 6) психологическая; 7) классовая; а) Ш. Ян, Л. Гумплович, К. Каутский;

б) А. Августин, Ф. Аквинский;

в) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ульянов-Ленин; г) Л. Петражицкий;

д) Г. Спенсер; е) Аристотель;

ж) Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье.

 

2. Укажите, какая из теорий объясняет происхождение го- сударства как результат добровольного соглашения людей:

а) теологическая; б) патриархальная;

в) общественного договора; г) классовая.

 

3. Укажите, какими причинами объясняет возникновение государства теория «неолитической революции»:

а) завоеванием одного народа другим; б) непримиримостью борьбы классов;

в) переходом общества от присваивающей экономики к производящей;

г) проявлением свойств человеческой психики.

 

4. Что, с точки зрения Аристотеля, явилось причиной воз- никновения и развития государства?

а) Воля Бога;

б) организация общества для самосохранения и развития; в) естественный процесс развития человеческой семьи;

г) трансплантация государственных органов и институтов от одного государства другому.

 

5. Что, с точки зрения Ф. Аквинского, послужило причиной возникновения и развития государства?

а) Общественный договор;

б) появление частной собственности на орудия и средства производства;

в) завоевание одного народа другим, одной части общества другой;

г) воля Бога.

 

6. Определите, какие теории происхождения государства кратко изложены ниже:

а) основатели церкви имели два меча: один они оставили себе, вложив его в ножны, а второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с дру- гими странами. Процесс возникновения государств подобен процессу сотворения Богом мира;

б) государства появились в результате коренных изменений в экономике и в социальном строе первобытного общества. Произошло разделение труда, появились богатые и бедные, об- разовались классы. Потребовалась сила, чтобы управлять в этих условиях, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой и стало государство;

в) человеческие расы физически и психологически неравно- ценны. Есть расы низшие и высшие. Высшие расы призваны гос- подствовать над остальными с помощью государства и законов;

г) после многолетних кровавых споров о том, кто кому дол- жен подчиняться, люди собрались вместе и договорились, что одни будут править (соблюдая при этом определенные правила и неся бремя власти), а другие — их слушаться, платить налоги, нести военную службу;

д) государство происходит из семьи в результате ее разрас- тания. Оно — высшая форма человеческого общения. Государ- ственная власть — это продолжение отцовской власти, власти главы семьи;

е) государство появляется вследствие того, что у одних людей сильная потребность властвовать, а у других — подчиняться. На- род — пассивная масса, предназначенная для подчинения. Власт- вуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.

 

7. Укажите, кому из теоретиков возникновения государства могли принадлежать слова: «Война, грубая сила — вот пови- вальная бабка государства. Государство создается завоевателя- ми и поддерживает их власть, господство над побежденными»:

а) Ш.-Л. де Монтескье;

б) Ф. Аквинскому; в) Л. Гумпловичу;

г) Л. Петражицкому.

 

8. Материалистическая теория объясняет возникновение го- сударства:

а) психологическими переживаниями людей;

б) коренными изменениями в экономической сфере; в) завоеванием одного народа другим;

г) необходимостью самосохранения и саморазвития общества.

 

9. Укажите, представителем какой теории происхождения го- сударства является автор приведенного ниже отрывка: «Государ- ства потому вначале и управлялись царями, что они образовыва- лись из элементов, признававших над собой царскую власть: ведь во всякой семье старший облечен полномочиями царя...»:

а) психологической; б) теории насилия;

в) естественно-правовой; г) патриархальной.

 

10. Укажите, представителем какой теории происхождения государства является автор цитаты: «…Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем некоторыми не- отчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав уч- реждены среди людей правительства, заимствующие свою спра- ведливую власть из согласия управляемых»:

а) теологической;

б) психологической;

в) историко-материалистической;

г) естественно-правовой (договорной).

 

11. Укажите, в каком регионе мира процесс возникновения государства является подтверждением ирригационной теории происхождения государства:

а) Латинская Америка; б) Междуречье;

в) Западная Европа; г) Дальний Восток.

12. Укажите, какое идеологическое течение XX века ис- пользовало положение расовой теории происхождения государ- ства для обоснования необходимости захвата других территорий и народов:

а) либерализм; б) консерватизм; в) фашизм;

г) коммунизм.

 

 

Тема 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...