Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Слова со стечением согласных




При изучении данной темы учитывается, что: написание пред­лагаемых слов соответствует произношению; для правильного написания слов основную роль играет слуховое восприятие.

Учебная задача включает:

1) развитие фонематического восприятия;

2) развитие умения различать на слух звуки и уточнять звуко-буквенный состав слов;

3) формирование умения правильно записывать слова со стечением согласных.

Схемы уроков

Урок 1. Образование слов со стечением согласных.

1. Образование слов путем наращивания (рот— крот, вол —волк, сон — слон) и перемещения звуков в словах (кот — кто).

2. Работа с настенными таблицами образования слов со стече­нием согласных.

3. Графическое обозначение звукового состава слов.

4. Письмо слов со стечением согласных «по следам анализа».
Урок 2. Стечение двух согласных в начале слова.

1. Звуковой анализ и графическое обозначение количества звуков в словах со стечением двух согласных в начале слова.

2. Составление слов из букв разрезной азбуки, их запись в тетради.

3. Списывание текста с доски. Выделение слов со стечением согласных в начале слова.

Урок 3. Слова со стечением согласных в конце и середине слова.

1. Списывание слов с данного образца.

2. Придумывание аналогичных образцу примеров.

3. Составление слов со стечением согласных из букв разрез­ной азбуки. Запись этих слов.

4. Составление предложений, включающих слова со стечением согласных. Запись их в тетрадь после предварительного разбора и записи на доске.

Урок 4. Упражнения в написании слов со стечением согласных.

1. Запись под диктовку слов со стечением согласных «по сле­
дам анализа».

2. Списывание предложений, в состав которых входят слова
со стечением согласных, с заданием вставить пропущенные бук­
вы в этих словах.

Урок 5. Проверка усвоения написания слов со стечением со­гласных.

1. Запись под диктовку слов со стечением согласных.

2. Упражнения в дописывании предложений, вставлении вме­сто картинок слов со стечением согласных.

Приведем примерную разработку одного из уроков по данной теме.

Второй урок на тему «Стечение двух согласных в начале слова»

Оборудование урока. 1. У учителя — общеклассная буквенная касса, горизонтальное наборное полотно, кружки для обозначения количества звуков в слове, предметные рисунки, кон­верты с раздаточным дидактическим материалом, цветные мелки. 2. У каждого ученика— набор разрезной азбуки, цветные каран­даши.

Примерный ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Образование слов со стечением согласных путем наращива­ния звуков и букв. Учащиеся по заданию учителя составляют сло­ва из букв разрезной азбуки (мех, сор) и преобразуют их, добав­
ляя буквы в начале слова или после первой буквы. В результате получаются слова смех, спор.

Пары слов мех — смех, сор — спор анализируются по звуково­му составу, записываются на доске и в тетради.

3. Анализ и запись слов с опорой на предметный рисунок. Всему классу предъявляются рисунки, на которых изображены стол, слон, кран.

Слова, названия изображенных предметов анализируются. На наборном полотне выставляется столько кружков, сколько звуков в слове.

Слова составляются из букв разрезной азбуки и записывают­ся в тетради.

4. Анализ и запись слов на основе слухового восприятия. Ра­бота проводится, как и предыдущая, но со словами, более сложными по составу — крыша, слива, без предъявления картинок, на
основе только слухового восприятия.

5. Упражнения на закрепление изученного.

На доске столбиком написан ряд предложений: Крот рыл яму. На дереве грач. В лесу грибы. У Саши книги.

Все предложения вначале прочитываются. Слова, на написа­ние которых следует обратить особое внимание, подчеркиваются цветным мелом. После этого упражнение списывается в тетрадь.

6. Подведение итогов работы.

7. Задание на дом.

Коррекционная направленность урока. Дифференцированный подход к учащимся осуществляется на третьем и четвертом эта­пах. Основное внимание уделяется ученикам с нарушением фоне­матического восприятия и произношения.

Дети с недостаточным фонематическим восприятием анализи­руют слова, устанавливают количество и порядок звуков в слове. Для них обязательна графическая запись слов и составление их из букв разрезной азбуки с последующим чтением. После записи слов в тетради необходимо их сравнить с ранее составленными из букв разрезной азбуки.

Школьники с нарушенным произношением перед составлением и написанием каждого слова предварительно уточняют артикуля­цию тех звуков, которые им трудны для произношения.

На пятом этапе большое внимание уделяется ученикам с на­рушением фонематического восприятия и моторики. Так, первым из них перед списыванием каждого предложения дается задание составить подчеркнутые слова из букв разрезной азбуки, а вторым предлагается списать только два предложения или выписать из предложений слова со стечением согласных.

Подобное построение урока, когда один вид работы сменяется другим, стимулирует и организует внимание учащихся с наруше­нием работоспособности. Кроме того, некоторым из них можно дополнительно предложить выписать слова со стечением соглас­ных, другим — вместо списывания сделать подписи под картинка­ми, составить предложения со словами грач, книги и т. д.

ТЕМА 2. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

При прохождении данной темы учитывается, что: написание слов со звонкими и глухими согласными соответствует произно­шению; для правильного написания основную роль играет слухо­вое восприятие.

Учебная задача включает в себя следующее:

1) развитие фонематического восприятия;

2) выработку умения различать на слух особенности в звуча­нии звонких и глухих согласных;

3) уточнение произношения звонких и глухих согласных (ви­брация голосовых связок при произнесении звонких согласных и отсутствие вибрации при произнесении глухих);

4) формирование умения правильно писать слова со звонкими и глухими согласными.

 

Схемы уроков

Урок 1. Звонкие и глухие согласные.

1. Различение на слух и в произношении звонких и глухих со­гласных. Парные звонкие и глухие согласные.

2. Подбор слов с согласными звонкими и глухими. Определе­ние местоположения данных звуков в словах.

3. Звуко-буквенные сопоставления (запись слов в два столби­ка после предварительного звукового анализа).

4. Составление предложений с этими словами.
Урок 2. Согласные б — п.

1. Сравнение пар слов, сходных по звуковому составу (боч­ка— почка). Звуковой анализ данных слов. Выявление сходства и различия в их звуко-буквенном составе.

2. Составление и запись предложений с этими словами.

3. Списывание текста с заданием найти слова, сходные по со­ставу. Выделение парных звонких и глухих согласных (цветными карандашами или подчеркиванием, например, звонких согласных
двумя чертами, глухих — одной чертой или наоборот).

Урок 3. Согласные б — п.

1. Словарный диктант с предварительным звуко-буквенным анализом.

2. Списывание текста с заданием вставить пропущенные буквы (б или п). Выделение букв, обозначающих акустически сход­ные звуки.

Урок 4. Согласные д — т.

1. Сравнение слов-паронимов {дочка — точка, Дина — тина и др.). Выделение сходства и различия в их звуко-буквенном со­ставе.

2. Записывание сходных по составу пар слов.

3. Составление предложений, например, со словами день —тень, удочка — уточка} кадушка — катушка. После предварительного звуко-буквенного анализа записывание этих предложений на доске и в тетради.

Урок 5. Согласные д — т.

1. Подбор к данным словам слов, сходных с ними по составу (например, к словам дачка, Дина, тело, тень подобрать соответ­ственно слова тачка, тина, дело, день).

2. Словарный диктант «по следам анализа».

3. Списывание предложений с заданием вместо рисунков напи­сать слова — названия изображенных предметов.

Урок 6. Согласные г —к.

1. Различение на слух слов со звуком г и со звуком к.

2. Словарный диктант «по следам анализа».

3. Записывание под диктовку на доске и в тетради предложенных слов в два столбика (гол — кол, угол — укол, гости — кости, деньки — деньги, Галина — калина).

4. Списывание текста. Выделение букв г, к.
Урок 7. Согласные в — ф.

1. Подбор слов, в которых звуки в и ф встречаются в начале или середине слова перед гласной или сонорной согласной.

2. Сравнение слов сова — софа. Запись этих слов «по следам анализа».

3. Составление предложений со словами, в состав которых вхо­дит звук в или ф.

4. Составление подписей под картинками, написание слов с данными звуками.

Урок 8. Согласные з — с.

1. Уточнение артикуляции данных звуков.

2. Различение на слух звуков, слогов и слов с этими звуками.

3. Сравнение слов (коза — коса).

4. Подбор к данным словам их пары (роза — роса, Лаза — ли­са, Сима — зима).

5. Запись предложений, в состав которых входят слова с дан­ными звуками, после предварительного анализа и записи этих слов на доске.

Урок 9. Согласные з—с.

1. Словарный диктант после предварительного уточнения звуко-буквенного состава слов.

2. Выполнение упражнения с заданием вместо точек подобрать подходящее по смыслу слово из другого столбика.

Например:

Прошла.... | Сима

... идет в школу. | зима

Урок 10. Согласные ж— ш.

1. Уточнение произношения данных звуков.

2. Различение на слух слов со звуками ш и ж. Подбор слов со звуками ш и ж в начале и в середине слова перед гласной или со­норной согласной.

3. Сравнение слов (шар — жар). Различение ж и ш в сход­ных по составу словах (Саша — сажа, жил — шил, брожу —брошу).

4. Составление предложений с этими словами. Запись их на доске и в тетради.

Урок 11. Согласные ж— ш.

1. Составление подписей под рисунками, в названиях которых встречаются звуки ш и ж.

2. Списывание текста с заданием вставить в слова пропущенные буквы.

Урок 12. Слова с парными звонкими и глухими согласными.

1. Составление подписей под картинками, в названия которых входят звонкие и глухие согласные.

2. Списывание текста с дифференцированным обозначением звонких и глухих согласных.

Урок 13. Звонкие и глухие согласные, их дифференциация. 1. Выписывание слов со звонкими согласными в один столбик, с глухими — в другой.

2. Списывание текста с заданием вставить в предложения вместо рисунков слова — названия изображенных предметов. Вы­деление звонких и глухих согласных.

Урок 14. Проверочный диктант на усвоение написания слов со звонкими и глухими согласными.

Приведем пример разработки урока.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...