Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Симптомы сахарного диабета




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по теме:

«Сестринский процесс при сахарном диабете»

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

 

Согласовано Рассмотрено

Методист на заседании _______________ЦМК

М.Б. Григорьян протокол №____ от __________2016 г.

_______________подпись председатель ЦМК ______________ «__»___________2016 г _______________________подпись

 

Выполнил преподаватель

Акульшина А.С.

________________подпись

«___» ____________2016 г.

 

город-курорт Кисловодск, 2016 г

Пояснительная записка

Учебно-методическая разработка по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете» подготовлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» и представляет собой рабочую тетрадь (Приложение 1).

Методическая разработка предназначена преподавателям и студентам для подготовки к практическим занятиям по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете».

Учебно-методическая разработка представляет собой сборник заданий для закрепления теоретических и практических знаний по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете» и предназначена для аудиторной и внеаудиторной работы студентов по специальности «Сестринское дело».

В рабочую тетрадь входят: задания, контролирующие исходный уровень знаний; задания для самостоятельной работы; задания, контролирующие усвоение материала.

Рабочая тетрадь может быть использована на занятиях по дисциплине для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемой дисциплине, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификацию учебного процесса.

 

Методический блок

 

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема занятия: «Сестринский процесс при сахарном диабете»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Цели занятия:

1. Учебная: закрепление теоретических знаний по теме, знакомство студентов с особенностями течения заболевания, методами обследования, принципам лечения и профилактики сахарного диабета, умение осуществлять сестринский процесс.

2. Развивающая: развивать логическое клиническое мышление, внимание, память; стремиться к самосовершенствованию; быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу; способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.

3. Воспитательная: умение работать в команде, уважительно относиться к товарищам, проявлять чувство уважения, терпения к пациентам, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.

4. Способствовать развитию мышления.

5. Уметь выделить главное, подобрать нужную обработку, анализировать результаты своих действий.

Вид занятия: практическое, количество студентов – 10– 13 человек.

Длительность занятия: 240 минут

Место проведения занятия: кабинет «Сестринское дело в терапии»

Междисциплинарные связи: клинические предметы, фармакология, анатомия и физиология, основы сестринского дела, ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий, технология медицинских услуг, безопасная среда для пациента и персонала, теория и практика сестринского дела.

Внутридисциплинарные связи: методы обследования пациента, техника выполнения парентеральных, подкожных и внутривенных инъекций.

Место проведения: доклинический кабинет

Тип занятия: практическое занятие

Количество часов:

Обеспечение занятия:

1. Алгоритмы манипуляций – 5 шт.

2. Методическая разработка – 10 шт.

3. Дневники студентов.

4. Инсулин

5. Инсулиновые шприцы

6. Все необходимое для проведения инъекции

7. Муляжи

Литература:

1. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2007. – 544 с.

2. Лычев В.Г., Карманов В.К. Руководство к проведению практических занятий по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»: учебно – методическое пособие. - М.: ФОРУМ, 2008. – 384с.

3. Носков С.М. Сахарный диабет.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 574с.

4. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 473с.

5. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи. Сборник заданий. – М.: ГЗОТАР – Медиа, 2010. – 448с.

 

Студент должен знать:

АФО поджелудочной железы

определение, этиологию, классификацию СД

диагностические критерии СД

особенности диеты

разновидности инсулина, места инъекций, механизм действия, осложнения

профилактика СД

Студент должен уметь:

Провести субъективное и объективное обследование пациента

выявить проблемы пациента

подготовить пациента к лабораторным методам исследования, уметь находить патологию в результатах лабораторных анализов

планировать сестринские вмешательства

набирать нужную дозу инсулина и вводить его п/к

обучить пациента самоконтролю, дать рекомендации по диетическому питанию

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Профессиональные компетенции:

ПК 2.1. представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательства.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их пользования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

 

План занятия

№ п/п Этапы занятия Длительность (мин)
1. Вводное слово преподавателя. Организационные вопросы.   5 минут
2. Проверка домашнего задания 20 минут
3. Контроль исходного уровня знаний. Тестовый контроль (10 заданий). Проверка результатов.   20 минут
4. Инструктаж студентов на выполнение самостоятельной работы. 10 минут
5. Выполнение заданий рабочей тетради Часть 1 60 минут
6. Подведение итогов Части 1 15 минут
7. Перерыв 15 минут
8. Самостоятельная работа студентов на занятии. Манипуляционная техника Часть 2 (изучение методических рекомендаций по проведению манипуляции п/к введение инсулина, выработка мануальных умений)   60 минут
5. Заключительный контроль по теме занятия 20 минут
6. Подведение итогов занятия. Задание для подготовки к следующему занятию.   15 минут

 

 

Информационный блок

 

Сахарный диабет - это заболевание, обусловленное абсолютной или относительной недостаточностью инсулина и характеризующееся нарушением обмена углеводов с повышением количества глюкозы в крови и моче, а также другими нарушениями обмена веществ.

Как причина смерти сахарный диабет занимает третье место после болезней сердечно – сосудистой системы и злокачественных новообразований. Заболеваемость сахарным диабетом ежегодно увеличивается на 5 – 6%. В РФ зарегистрировано более 2 млн. больных СД. Реальное число больных диабетом в России составляет не менее 8 млн. человек.

Классификация диабета

Несахарный диабет. Заболевание обусловлено абсолютной или относительной недостаточностью антидиуретического гормона (вазопрессина) и характеризуется повышением мочеиспускания (полиурия) и появлением жажды (полидипсия).

Сахарный диабет - это хроническое заболевание, для которого характерно нарушение метаболизма в первую очередь углеводов (а именно глюкозы), а также жиров. В меньшей степени белков.

  • 1 тип (ИЗСД):

Данный тип диабета связан с дефицитом инсулина, поэтому он называется инсулинозависимым (ИЗСД). Поврежденная поджелудочная железа не может справляться со своими обязанностями: она либо вообще не вырабатывает инсулин, либо вырабатывает его в таких скудных количествах, что он не может переработать даже минимальный объем поступающей глюкозы, в результате чего возникает повышение уровня глюкозы в крови. Больные могут иметь любой возраст, но чаще им до 30 лет, они обычно худые и, как правило, отмечают внезапное появление признаков и симптомов. Людям с данным типом диабета приходится дополнительно вводить инсулин для предотвращения кетоацидоза (повышенное содержание кетоновых тел в моче) и для поддержания жизни.

  • 2 тип (ИНСД):

Данный тип диабета называется инсулиннезависимым (ИНСД), так как при нем вырабатывается достаточное количество инсулина, иногда даже в больших количествах, но он может быть совершенно бесполезен, потому - что ткани теряют к нему чувствительность.

Этот диагноз ставится больным обычно старше 30 лет. Они тучные и с относительно не многими классическими симптомами. У них нет склонности к кетоацидозу, за исключением периодов стресса. Они не зависимы от экзогенного инсулина. Для лечения используются таблетированные препараты, снижающие резистентность (устойчивость) клеток к инсулину или препараты, стимулирующие поджелудочную железу к секреции инсулина.

  • Гестационный с ахарный диабет: непереносимость глюкозы наступает или обнаруживается во время беременности.
  • Другие типы с ахарного диабета и нарушения толерантности к глюкозе:

Вторичные, после:

  • заболеваний поджелудочной железы (хронический панкреатит, муковисцидоз, гемохроматоз, панкреатектомия);
  • эндокринопатий (акромегалия, синдром Кушинга, первичный альдостеронизм, глюкагонома, феохромоцитома);
  • применения лекарственных препаратов и химических веществ (некоторые гипотензивные средства, тиазид-содержащие диуретики, глюкокортикоиды. Эстроген-содержащие препараты. Психотропные средства, катехоломины).

Связанные с: аномальностью рецепторов инсулина; генетическими синдромами (гиперлипидемия, мышечные дистрофии, хорея Гентингтона); смешанные состояния (нарушение питания – «тропический диабет».

Симптомы сахарного диабета

Существует комплекс симптомов, характерных для сахарного диабета обоих типов. Выраженность признаков зависит от степени снижения секреции инсулина, длительности заболевания и индивидуальных особенностей больного:

  • частое мочеиспускание и чувство неутолимой жажды, приводящие к обезвоживанию организма;
  • быстрая потеря веса, зачастую несмотря на постоянное чувство голода;
  • ощущение слабости или усталости;
  • неясность зрения ("белая пелена" перед глазами);
  • сложности с половой активностью;
  • онемение и покалывание в онемевших конечностях;
  • ощущение тяжести в ногах;
  • головокружения;
  • медленное излечивание инфекционных заболеваний;
  • медленное заживление ран;
  • падение температуры тела ниже средней отметки;
  • быстрая утомляемость;
  • судороги икроножных мышц;
  • кожный зуд и зуд в промежности;
  • фурункулез;
  • боль в области сердца.

Причины сахарного диабета

Установлено, что диабет обусловлен генетическими дефектами, а также твердо установлено, что диабетом нельзя заразиться!!! Причины ИЗСД в том, что выработка инсулина снижается или вовсе прекращается вследствие гибели бета-клеток под действием ряда факторов (например – аутоиммунный процесс, это когда к собственным нормальным клеткам вырабатываются антитела и начинают их уничтожать). При ИНСД, который встречается в 4 раза чаще бета-клетки вырабатывают инсулин со сниженной активностью, как правило. Из-за избыточности жировой ткани рецепторы которой имеют пониженную чувствительность к инсулину.

1. Основное значение имеет наследственная предрасположенность! Считается, что если диабетом болели ваши отец или мать, то вероятность того, что вы тоже заболеете, около 30%. Если же болели оба родителя, то – 60%.

2. Следующая по значимости причина диабета – ожирение, являющееся наиболее характерным для пациентов с ИНСД (2 тип). Если человек знает о своей наследственной предрасположенности к данном заболеванию. То ему необходимо строго следить за своей массой тела в целях снижения риска возникновения заболевания. В то же время очевидно, что далеко не каждый, кто страдает ожирением даже в тяжелой форме, заболевает диабетом.

3. Некоторые заболевания поджелудочной железы, в результате которых происходит поражение бета-клеток. Провоцирующим фактором в этом случае может быть травма.

4. Нервный стресс, являющийся отягчающим фактором. Особенно необходимо избегать эмоционального перенапряжения и стрессов людям с наследственной предрасположенностью и избыточной массой тела.

5. Вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, эпидемический гепатит и другие заболевания, включая грипп), играющие пусковую роль в развитии заболевания для лиц с отягченной наследственностью.

6. К факторам риска можно также отнести возраст. Чем человек старше, тем больше оснований опасаться сахарного диабета. Наследственный фактор с возрастом перестает быть решающим. Наибольшую угрозу несет ожирение, которое в комплексе с пожилым возрастом, перенесенными заболеваниями, что как правило ослабляет иммунную систему, ведут к развитию преимущественно сахарного диабета 2 типа.

Медицинская сестра должна оценивать потребности пациента, проводить обучение, координировать информацию, оказывать помощь, оценивать прогресс и, помогать пациенту, придерживаться выбранного лечения.

В представленной Вам методической разработке представлены задания, которые необходимо выполнить для успешного освоения темы. Методическая разработка является рабочей тетрадью, все задания выполняются непосредственно в тетради четко, разборчиво, в соответствии с инструкциями.

Вам необходимо пройти 2 этапа занятия, в каждом выполняются определенные задания. В конце оцениваются ваши знания.

Пропустив практическое занятие, Вы сможете самостоятельно изучить тему при помощи рабочей тетради.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рабочая тетрадь

студента ___________________________________ (Ф.И.) специальность Сестринское дело

___________ группа __________ курс

Успеваемость

№ п/п Тема занятия Дата Оценка Подпись преподавателя
1. Сестринский процесс при сахарном диабете. Комы      
2. Сестринский процесс при неосложненном сахарном диабете      
  Бонусы(образцовое ведение дневника, подготовка докладов, кроссвордов, сообщений, задач, иллюстраций и др.)      
           
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...