Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 18. Языковае средства комизма




Располагая материал по причинам, вызывающим смех, что в конечном итоге соответствует изучению средств комизма, мы должны теперь расширить круг наблюдений и заняться теми средствами, которые даны в языке.
Совершенно очевидно, что область эта огромна и требовала бы,специальных исследований. Как и в других случаях, мы огрананичимся выборочными, особенно показательными материалами.
Язьк комичен не сам по себе, а потому, что он отражает некоторые черты духовной жизни говорящего, несовершенство его мышления. Уже выше мы видели, как алогизм проявляет себя в способах выражения.
Язьк представляет собой богатейший арсенал средств ко-
мизма и осмеяния. Мы кратко рассмотрим главнейшие из них. К ним относятся каламбуры, парадоксы и всяческие связанные с ними остроты. Сюда можно отнести также некоторые формы иронии. Кроме того, пристального, специального изучения требуют все вопросы языкового стиля.

О каламбурах писалось много В немецких эстетиках они рассматриваются под словом «Witz», Но немецкое слово «Witz» шире, чем русское слово французского происхождения «каламбур» (calembour). Под «Witz» понимается острота вообще. Каламбур же представляет собой частный, особый случай остроты.
Несмотря на наличие значительной литературы, нельзя сказать, чтобы понятие каламбура было уже объяснено до конца.
Ибергорст в своей книге о комическом приводит восемь разнзных определений каламбуров. С тех пор появились специальные труды об остротах и каламбурах (Куно Фишера,Фрейда, Иоллеса), появились общие труды, в которых также даются определения этого понятия. Мы не будем перечислять эти определения, а остановимся только на новейших, имеющихся в советской науке. Вот такое определение дает Борев: «Каламбур — игра слов. Калам6yp — один из типов острот. Это острота, возникающая на основе использования собственно языковых средств» (Борев, 1964, 22). Такое определение — результат неразработанности алроса в науке. Легко заметить, что здесь дается скорее характеристика, чем определение. Понятие каламбура возводится к более широкому понятию остроты; это правильно, но понятие остроты само остается необъясненным, как и понятие каламбура. Каламбур возникает на основе использования собственно языковых средств, но каких именно — это не сказано.
Щербина считает основным признаком каламбура естественность и целеустремленность. «Наиболее общие признаки каламбурной остроты» таковы: «Принцип контраста, естественность и целеустремленность, остроумие и истинность самой мысли» (Щербина, 25). Это определение слишком расплывчато, чтобы его можно было принять.
Все это заставляет нас, раньше чем перейти к рассмотрению материалов, определить, что будет нами пониматься под каламбуром.

Кроме теоретических трудов существуют еще толковые
словари, в которых понятие каламбура определяется бес-
хитростно и просто. В «Словаре русского языка» С. И, Оже-
гова дается следующее определение: «Каламбур - шутка,
основанная на комическом использовании сходно звучащих,
но разных по значению слов». В «Словаре иностранных
слов» под редакцией И. В. Лехина и профессора Ф. Н. Пет-
рова читаем: «Каламбур - игра слов, основанная на их зву-
ковом сходстве при различном смысле». Здесь сказано не
все, но основная мысль ясна. По существу, такое определе-
ние сводится к пониманию каламбура как употребления
прямого смысла вместо переносного, Такое понимание не-
которыми теоретиками отвергается. «Граница между пря-
мыми и переносными значениями слова условна и подвиж-
на» (Щербина, 28), - говорит Щербина. «Вряд ли спра-
ведливо, - говорит он, - считать "сопоставление прямого
и переносного значений" слов основой каламбура»
(Щербина, 29). Он возражает В. В. Виноградову, который в
своей статье о Гоголе пользуется именно таким сопоставле-
нием.

Что граница между прямым и переносным значением
слов не всегда устойчива, это верно, но это не аргумент
против обычного определения каламбура. По нашим дан-
ным, обычное определение каламбура оказывается правиль-
ным. Оно выдерживает проверку материалами. С точки
зрения той теории комического, которая нами высказывает-
ся, такое определение каламбура дает возможность объяс-
нить его. Есть слова, которые имеют два и болыпс значений.
Значения эти неравноценны. Одни значения имеют некий
широкий, как бы обобщенный или отвлеченный смысл, дру-
гие - более узкий, конкретный, прикладной, Последнее
значение принято не очень удачно называть «буквальным»
смыслом слова. Каламбур, или игра слов, получается тогда,
когда один собеседник понимает слово в его широком или
общем смысле, а другой под это общее значение подставля-
ет более узкое или буквальное; этим он вызывает смех, так
как уничтожает суждение собеседника, показывает его не-

состоятельность. С точки зрения той теории комического,
которая здесь представлена, комизм игры слов принципи-
ально не отличается от всех других видов комизма, пред-
ставляя собой частный случай его. Подобно тому как коми-
ческое впечатление в других случаях получается при перене-
сении внимания с духовной стороны человеческой деятель-
ности на внешние формы ее проявления, так и при калам-
буре смех возникает в том случае, если в нашем сознании
более общее значение слова заменяется его внешним,
«буквальным» значением,

Каламбур может получиться совершенно непроизвольно,
но он может создаваться нарочито, и тогда он требует осо-
бого таланта.

Мы приведем два-три примера, не вдаваясь в их теорети-
ческий разбор и не пытаясь классифицировать их. Виды ка-
ламбуров многочисленны и разнообразны.

Подслушанный разговор:
- Это что|'
- Кабачковая икра
- Гм. Любопытно, где же это кабачки мечут икру3
Сын журналиста говорит о своем отце:
- Про моего папу говорят, что у него бойкое перо. Когда папа
заводит себе пишущую машинку, он спрашивает:

- Теперь про папу скажут, что у него бойкая пишущая ма-
шинками

В книге Сретенского показано, как дети воспроизводят и
толкуют разговор взрослых: «Папа гоняется за каждой юб-
кой» и «мама теперь пилит папу целый день»
(Сретенский).
В поговорке «вы смотрите на мир через розовые очки»
слово «очки» употреблено в переносном смысле и не возбу-
ждает смеха. Но если сказать: «Вы смотрите на мир через
розовое пенсне», - это будет восприниматься комически
по причинам, изложенным выше.
117

Умение быстро находить и применять узкий, конкретный
буквальный смысл слова и заменять им то более общее и
широкое значение, которое имеет в виду собеседник, пред-
ставляет собой один из видов остроумия. Остроумие требует
известного таланта. Чернышевский определяет остроту как
неожиданное и быстрое сближение двух предметов. Такое
умение требует сообразительности, Известно, что большим
остроумцем был Байрон, В письме к Томасу Муру от 28 an
реля 1821 r, он пишет: «Леди Ноэль действительно была
опасно больна; но утешьтесь, сейчас она вновь опасно здо-
рова» (Байрон, 203).

Маленький ученик обращается в Бюро добрых услуг с та-
кой просьбой: «Тетя, сделайте мне домашнее задание»
(«Крокодил», 30/V 1965 г.).

Во всех подобных случаях каламбур не преследует цели
вскрыть какие-нибудь недостатки. Он применяется как без-
обидная шутка. Однако если вдуматься в каждый случай в
отдельности, эти недостатки, хотя на первый взгляд и мало
заметные, все же есть. Так, в каламбуре Байрона «Леди Но-
эль опасно здорово> содержится намек на агрессивный ха-
рактер этой леди. Речь идет о теще Байрона. Впрочем, ко-
мизм и скрытая сатирическая направленность этого калам-
бура ясны и без такого комментария.

Однако каламбур может иметь характер не только без-
обидной и добродушной шутки, он может стать резким и
чрезвычайно действенным орудием. Как и другие виды на-
смешливого смеха, он убивает. Если каламбур направлен на
что-либо, не заслуживающее смеяние, он неуместен, имея
оскорбительный характер. По этой причине некоторые
мыслители и теоретики относятся к каламбуру как таково-
му отрицательно и даже презрительно, Так, философ Куно
Фишер говорит, что каламбуру «не хватает органа благого-
вения». Геккер полагает, что каламбур осуществляется без
участия нравственного чувства. И даже Гете утверждает в
своих афоризмах: «Быть остроумным вовсе не искусство, ес-
ли ни к чему не чувствуешь уважения».
118

Однако, как показывают материалы, каламбур сам по себе
не может быть ни нравственным, ни безнравственным: все
зависит от способа его употребления, от того, на что он на-
правлен. Каламбур, направленный против отрицательных
явлений жизни, становится острым и метким оружием са-
тиры.

Неоднократно приводится случай, происшедший с Мая-
ковским, и он действительно очень показателен.

Однажды, еще до революции, когда Маяковский выступал
публично, один из слушателей в знак протеста поднялся и
вышел. Маяковский прервал чтение и сказал:

- Это что за из ряда вон выходящая личность? Выраже-
ние «из ряда вон выходящий» означает «необычный»,
«лучший, чем другие». Но в каламбуре Маяковского слово
«ряд» понимается в узком, предметном смысле этого слова:
ряд стульев в концертном зале. Каламбур обычно уничтожа-
ет, сводит на нет суждение собеседника. Человек, выходя-
щий во время исполнения, ничего не сказал, Но его посту-
пок означал непризнание Маяковского, Обращая внимание
на внешние формы проявления суждения, Маяковский тем
самым уничтожил внутренний смысл их, Противник пред-
стал в своей внутренней пустоте и незначительности. Этому
способствует заключающаяся в суждении Маяковского иро-
ния. Похвалив его на словах («из ряда вон выходящий»),
Маяковский придал своим словам обратный смысл, Подож-
дав две-три секунды, Маяковский прибавил: «Бриться по-
шел». Этим он довершил удар, указав на некоторый внеш-
ний недостаток своего противника, который вдруг становит-
ся видимым для всех и подчеркивает отрицательную оценку.
«Не всякий генерал от природы полный» (Козьма Прут-
ков).
Этот каламбур Козьмы Пруткова основан на том, что
«полный генерал» по градации военных званий в царской
армии обозначал высший генеральский чин. Но «полный»
означает также «толстый», и подмена одного понятия дру-
гим приобретает и комический, и сатирический смысл; чи-
119

татель представляет себе сразу же толстого, важного и чван-
ного царского генерала.
Использование игры слов или буквального понимания зна-
чения слов в сатирических целях часто встречается в фольк-
лоре. На этом почти целиком основаны анекдоты немецкой
народной книги о Тиле Эйленшпигеле. Сюжеты их одно-
временно содержат одурачивание хозяина. Так, приказание
«смажь карету» работник выполняет совершенно буквально.
Тиль покрывает колесной мазью не только оси, но и шелко-
вое сиденье, на которое должен сесть барин. В русском
фольклоре такие сюжеты также встречаются, хотя они и не
соединились в. цикл, как это произошло в Германии.
К каламбурам близко стоят парадоксы, т. е. такие сужде-
ния, в которых сказуемое противоречит подлежащему или
определение определяемому. Пример: «Все умники дураки,
и только дураки умны». На первый взгляд такие суждения
лишены смысла, но какой-то смысл в них может быть оты-
скан, Может даже казаться, что путем парадокса зашифро-
ваны какие-то особо тонкие мысли. Мастером таких пара-
доксов был, например, Оскар Уайльд. Его статья «Об упадке
лжи» пронизана парадоксом, что всякая правда лжива,
правдива же только ложь. Насколько близки парадоксы
иной раз бывают к каламбурам, видно по следующему при-
меру.

«- Все говорят, что Чарльз - ужасный ипохондрик. А что это,
собственно говоря, значит?

- Ипохондрик - это такой человек, который чувствует себя
хорошо только тогда, когда чувствует себя плохо».

В форме парадокса могут быть выражены и едко насмеш-
ливые мысли, Известно изречение Талейрана: «Язык дан для
того, чтобы скрывать свои мысли».
Есть непроизвольные парадоксы, комизм которых основан
на скрытом в них алогизме,
У Чехова в рассказе-сценке «Дура, или Капитан в отстав-
ке» отставной капитан зовет сваху. Невеста ему требуется
не богатая и не красивая и не умная, а хотя бы дура. «Дура

и любить тебя будет, и почитать, и чувствовать, какого зва-
ния человек», - на что сваха говорит: «Дур-то много, да
всё умные дуры.„У кажинной дуры свой ум, Тебе совсем
дуру?»
Сходный парадокс имеется в рассказе Чехова «Дочь ком-
мерции советника». Пьют генерал и коммерции советник.
Советник начинает безобразничать, на что генерал ему го-
ворит: «Перестань! Всякому безобразию есть свое прили-
чие». Парадоксы в этих случаях непроизвольные. Нарочитые
парадоксы смешны, если сопоставление неожиданное. Такие
парадоксы представляют собой один из видов острот: «Он
имеет великую будущность позади себя», Такой парадокс
выражает насмешку. Этот тип парадокса может применять-
ся сатирически. Пример такого сатирического парадока на-
ходим у Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города» в
главе «Война за просвещение»: «В это же время, словно на
смех, вспыхнула во Франции революция, и стало всем ясно,
что просвещение полезно только тогда, когда оно имеет
характер непросвещенный».
К парадоксу очень близка ирония. Определение ее не со-
ставляет больших трудностей. Если при парадоксе исклю-
чающие друг друга понятия объединяются вопреки их несо-
вместимости, то при иронии словами высказывается одно
понятие,.-.подразумевается же (но не высказывается на сло-
вах) другое, противоположное ему. На словах высказывает-
ся положительное, а понимается противоположное ему от-
рицательное, Этим ирония иносказательно раскрывает не-
достатки того, о ком (или о чем) говорят. Она представляет
собой один из видов насмешки, и этим же определяется ее
комизм.
Тем, что недостаток обозначается через противоположное
ему достоинство, этот недостаток выделяется и подчеркива-
ется. Ирония бывает особенно выразительна в устной речи,
когда средством ее служит особая насмешливая интонация.
Формы иронии и в жизни, и в художественной литературе
очень многообразны, Мы ограничимся приведением выбо-
рочных примеров. Классические случаи можно найти у Го-

голя. В повести о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Ники-
форовичем описывается площадь в Миргороде, и на ней лу-
жа: «Удивительная лужа! Единственная, которую только вам
удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь.
Прекрасная лужа» Типична здесь характерная для иронии
восклицательная интонация. Впрочем, ирония бывает доста-
точно ясна и без такой интонации. В «Невском проспекте»
Гоголя имеется такая фраза: «Иногда переходят ее (улицу
- В. П) русские мужики, спешащие на работу, в сапогах,
запачканных известью, которых и Екатерининский канал,
известный своей чистотою, не в состоянии бы был смыть».
Насмешливую иронию часто можно встретить в письмах
Чехова. Вот пример: «Дела наши с голодающими идут пре-
красно: в Воронеже мы у губернатора обедали и каждый ве-
чер в театре сидели».
Сатирическое использование иронии имеется в фольклоре.
В сцене «Барин и Афонька» барин выспрашивает мужика о
своей деревне.

«Барин. Что, богаты мои мужички?

Афонька, Богаты, сударь! У семи дворов один топор, да и тот
без топорища».

В этом духе выдержан весь диалог. Афонька издевается
над своим барином и делает из него посмешище, Таких
сцен в русском фольклоре имеется несколько. Под видом,
что «все хорошо», слуга сообщает барину, что он полностью
разорен (Аф., 414) в,
Во всех приведенных случаях каламбуров, парадоксов и
иронии комизм в такой же степени обусловлен собственно
языковыми средствами, как и тем, что этими средствами
выражено.
Но в комических целях может быть использован язык как
таковой, т. е. в основном его звуковой состав.
Комизм достигается тем, что внимание отвлекается от со-
держания речи к внешним формам ее выражения, чем язык

8 См. также комментарии П. Н. Беркова в его кн. «Русская народная
драма XVIII - XX вв.» М., 1953, с.317 - 318.
122

обессмысливается. В этой связи надо коснуться явления, ко-
торое можно бы назвать приемом физиологизации речи; он
состоит в том, что речь говорящего изображается как ли-
шенная смысла и состоящая из одних только нечленораз-
дельных звуков, частиц или слов. Само по себе это явление
крайней бедности речи не комично, но в соединении с дру-
гими приемами усиливает комизм в обрисовке отдельных
персонажей. Обессмысливание речи происходит через уси-
ление внимания к процессу речи за счет ее содержания.

В «Ревизоре» уездный лекарь Христиан Иванович Гибнер
на все обращенные к нему слова отвечает неопределенным
мычанием («Издает звук, отчасти похожий на букву "и" и
отчасти на "ё"»), так как не знает по-русски. Об Акакии
Акакиевиче Гоголь сообщает: «Нужно знать, что Акакий
Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наре-
чиями и, наконец, такими частицами, которые решительно
не имеют никакого значения». Убогая речь характеризует
говорящего. Можно назвать старуху Анфису Тихоновну в
комедии Островского «Волки и овцы», которая никогда ни-
чего не может объяснить и выражается только такими сло-
вами, как «хорошо уж... я уж...» или «ну уж, довольно уж»
и т. д. Этому соответствуют убожество и бедность речи, ха-
рактеризующие говорящих. Речь в этих случаях вполне чле-
нораздельна и связна, но полностью бессодержательна.

«Летом очень много мух, сударыня», - говорит Шпонька, ко-
торого тетушка оставила наедине с барышней, чтобы потом же-
нить на ней.

«Чрезвычайно много», - отвечает барышня, и больше они ска-
зать уже ничего не могут.

Сходная сцена разыгрывается в «Женитьбе» между Агафь-
ей Тихоновной и Подколесиным, которого непременно хо-
чет женить Кочкарев, Оба не знают, что сказать. Разговор
ограничивается такими фразами, как: «Вы, сударыня, какой
цветок больше любите?» «Какое-то лето будет - неизвест-
но» и пр, Но Агафья Тихоновна очень довольна этим свида-

нием: «Как приятно с ним говорить»; «Я бы еще хотела его
послушать»,
В советской литературе этот прием характеризации очень
умело использован Ильфом и Петровым в романе «Двенад-
цать стульев» (гл, ХП). Здесь выведена девушка, которая
считает себя неотразимой и названа Эллочкой-людоедкой,
Ее лексикон состоит всегда из тридцати слов и выражений,
которые применяются в самых разнообразных случаях жиз-
ни.
В числе этих всюду кстати и некстати применяемых слов
и выражений такие, как «хамите», «хо-хо», «знаменито»,
«мрачно», «не учите меня жить», «подумаешься, «у вас вся
спина белая» и др.
Обратное этому явлению представляет собой пустое крас-
норечие, где убогость содержания скрывается не за недос-
татком слов, а наоборот - за обилием их, в котором мысль
тонет. Вот как описывается красноречие гоголевского Ивана
Ивановича: «Господи, как он говорит! Это ощущение мож-
но сравнить только с тем, когда у вас ищут в голове или по-
тихоньку проводят пальцем по вашей пятке». Здесь процесс
речи доставляет физиологическое удовольствие говорящему
и слушателю, смысла же не требуется.
Красноречие шулера Утешительного в «Игроках» служит
дымовой завесой, за которой скрывается его плутовство.
К области комизма, создаваемого языковыми средствами,
относится применение разного рода профессиональных или
кастовых жаргонов. Комизм в этих случаях не только язы-
ковый. Он часто сопутствует тому виду комизма, который
рассмотрен выше в главе о комизме отличий. Странная или
необычная речь выделяет человека из числа других, отличает
его так же, как отличает странная одежда или непривычные
манеры и т. д. Язык или жаргон касты, с точки зрения лю-
дей, не принадлежащих к этой касте, представляет собой
набор непонятных слов, лишенных смысла, а иногда (в ко-
медиях) и действительно представляющий собой такой на-
бор, Подобный прием часто имеет сатирическую окраску.
Он встречается уже у ранних европейских классиков драма-

тургии. «Виндзорские кумушки» Шекспира начинаются со
сцены, в которой мировой судья и священник жалуются
друг другу на фальстафа, причем судья говорит на канцеляр-
ско-юридическом языке, пересыпая речь латинскими юри-
дическими Терминами, которые он притом не понимает и
употребляет невпопад, а священник все события переводит
на богословские понятия и говорит на соответствующем
жаргоне.
Мольер иногда изображает врачей, заставляя их нести
всякую медицинскую тарабарщину с применением латин-
ских слов, Это делает и мнимый врач, крестьянин, переоде-
тый врачом, который в медицине не понимает ровно ничего
(«Лекарь поневоле»). За его «медицинской» латынью скры-
вается пустота - незнание медицины,
Одна из самых блестящих в русской литературе пародий
на язык канцелярий - это донос («позов»), который у Го-
голя Иван Иванович подает в миргородский поветовый суд
на Ивана Никифоровича: канцелярский синтаксис и стиль
перемежаются здесь с бранными словами от себя, обнару-
живающими весь низменный и кляузный склад характера
Ивана Ивановича'.
Иной характер имеет фельетон Чехова «Много бумаги
(Архивное изыскание)». Здесь нет отдельного лица, которое
осмеивалось бы. В этом фельетоне приводится переписка
между сельским старостой, председателем уездной земской
управы, приставом, земским врачом, учителем и инспекто-
ром народных училищ по поводу закрытия школы из-за
скарлатины. Этот очерк - сатира на волокиту. Так как Че-
хов сам был врачом и занимался сельскими училищами,
можно не сомневаться, что здесь все верно и правдиво.
Пародироваться может и язык ученого. В «Плодах про-
свещения» Толстой пародирует речь профессора, который
вычурным ученым языком оправдывает спиритизм. В рас-
сказе Чехова «Иван Матвеич» некий известный русский
ученый диктует своему секретарю статью: «Суть в том... за-
пятая... что некоторые, так сказать, основные формы... на-
9 В издании 1976 г. вместо последнего слова - Никифоровича. - Ред.

писали? - формы единственно обусловливаются самой
сущностью тех начал... запятая... которые находят в них
свое выражение и могут воплотиться только в них». Секре-
тарь этого ученого - простой и бедный парень, который,
однако, так интересно рассказывает о том, как ловят таран-
тулов и о всяких событиях своей жизни, что ученый забыва-
ет диктовать: жизнь интереснее и важнее той науки, кото-
рую представляет этот ученый.
В чеховском рассказе «Свадьба с генералом» (переделан-
ном потом в сценическую шутку под названием «Свадьба»)
генерал, приглашенный на свадьбу, оказывается вовсе не ге-
нералом, а отставным моряком по фамилии Ревунов-
Караулов, Он глушит гостей воспоминаниями о тех време-
нах, когда он еще командовал. Рассказ пересыпан непонят-
ными для гостей специальными терминами, вроде «бом-
брам шкоты», «фалы» и «брасы», «бейфуты» и «тюлетанты»
и т, д. Заглавие «Свадьба с генералом» было дано издателем,
Чехов же назвал свой рассказ «Маленький шантаж».
Комизму профессиональной терминологии соответствует в
иных случаях непроизвольный комизм терминологии науч-
ной. Ученые, обращая внимание только на смысл слов, не
замечают их звучания. Все остальные, не понимая смысла,
слышат одно только звучание, и тем слова сразу становятся
смешными.
Комическими могут быть также языковые ошибки, если
они изобличают недостаток мысли. В таком случае они
близки к алогизмам. «Кто я, ежели взглянуть на меня с точ-
ки зрения? Бобыль... Синоним какой-то, и больше ниче-
го», - говорит о себе отставной капитан в сценке Чехова
«Дура, или Капитан в отставке».
Другие ошибки смешны тем, что изобличают необразо-
ванность и некультурность говорящего. В юмореске Рыклина
«Знакомые все лица» читаем: «Если бы вы видели, какой у
меня на стене ноктюрнморт: выжатый лимон, диетические
яйца и сухофрукты».

Область комизма, достигаемая языковыми средствами,

очень богата и разнообразна. Затронув вопрос о комизме

отдельных слов, необходимо коснуться имен, которыми ав-

торы комедий и юморесок наделяют своих героев.

Q комических именах можно было бы написать целое ис-

следование, Мы здесь ограничимся самыми краткими на-

блюдениями. Можно наметить несколько разных видов ко-

мических имен. При помощи одних из них автор намекает

на свойства изображаемых им героев.

Мастером таких имен был Шекспир, но пользуется он

этим приемом редко и осторожно. Так, в комедии

«Укрощение строптивой» есть пьяный лудильщик, который

зовется Кристофор Слай. «Sly> означает «хитрый»,

«хитрец». В других комедиях имеются такие имена, как

«Shallow» (плоский), «Simple» (простак, глупый),

«Starveling> (голодающий, тощий) и пр.

В русской комедии XVIII в. этот принцип последовательно

применялся Фонвизиным в его комедии «Недоросль». Тако-

вы Тарас Скотинин, госпожа Простакова, Кутейкин, Цы-

фиркин, Вральман. Смешны имена только отрицательных

типов, так как их имена подчеркивают недостатки. Имена

положительных героев (Правдин, Стародум, Милон в

«Недоросле», в «Бригадире» - Добролюбов) не смешны.

Гоголь пользуется подобными именами очень умеренно и

осторожно, В «Шпоньке» учитель грамматики зовется Ни-

кифор Тимофеевич Деепричастие. У Гоголя характер иногда

зашифрован в именах и не высказывается так буквально,

как у Фонвизина. Такие имена, как Хлестаков, Сквозник-

Дмухановский, Держиморда, Собакевич, Манилов и другие,

несомненно чем-то выражают характер тех, кто этими

именами обозначен. Такова и фамилия Растаковский, если

слог «Рас» воспринят как префикс, усиливающий значение

(Таковский - Растаковский), Таким же еле уловимым ко-

мизмом обладает имя штаб-офицерши Пелагеи Григорьевны

Подточиной («Ноо>).

Комизм контраста мы имеем в тех случаях, когда отрица-

тельный персонаж носит имя, говорящее о каких-то поло-

жительных качествах, В «Игроках» один из шулеров носит

фамилию Утешительный.

127
Другой вид комических имен состоит в уподоблении име-

нуемых животным и особенно вещам - здесь действует

причина, указанная нами в соответствующих главах. Можно

встретить самые неожиданные наименования. У Шекспира

есть персонажи, названные Флейта, Локоть, Зад, Пена на

вине и т. д. Гоголь пользуется этим приемом широко. На-

помним хотя бы такие имена, как Коробочка или Петр

Петрович Петух, Иван Колесо и др. У Гоголя персонажи

даже могут быть названы по блюдам, как Иван Павлович

Яичница или Артемий Филиппович Земляника. Иногда

имена только напоминают о вещах, и комизм от этого уси-

ливается. Таковы имена поручика Кувшинникова или такие

имена крепостных, как Коровий Кирпич, Неуважай-Корыто

и др.

Наконец, комизм некоторых имен основан на скоплении

одинаковых звуков, особенно согласных. Набор звуков ко-

мичен сам по себе, независимо от значения, он делает

смешными имена. Таков, например, Тартарен из Тараскона

у Доде или мистер Пиквик у Диккенса. У Гоголя подобные

имена встречаются часто. Акакий Акакиевич Башмачкин,

Павел Иванович Чичиков, Федор Андреевич Люлюков и т. д.

Дублируемые персонажи нарекаются почти одинаковыми

именами: Бобчинский и Добчинский, Иван Иванович и

Иван Никифорович, Кифа Мокиевич и Мокий Кифович. У

Гоголя имена часто повторяют отчества. Городничего зовут

Антон Антонович, его дочь Марья Антоновна. Звуки имен-

отчеств могут повторяться еще и в фамилиях Петр Пет-

рович Петух.

Звуковая сторона имен подчеркивается применением

имен иностранных или очень редких в русском обиходе.

Таков Балтазар Балтазарович Жевакин в «Женитьбе», В

«Мертвых душах» «показался еще какой-то Сысой Пафнуть-

евич и Макдональд Карлович» («Мертвые души», гл. VIII}.

Комическое впечатление иностранные фамилии производят

особенно тогда, когда они труднопроизносимы для русских,

как, например, фамилии польские, грузинские, английские.

Среди танцующих на балу у губернатора названы

128

«грузинский князь Чипхайхилидзев, француз Куку, Перху-

новский, Беребендовский»(гл. VIII). У Салтыкова-Щедрина

в «Современной идиллии» есть фамилия Кшепшицюльский

у Чехова в рассказе «Дочь Альбиона» описывается невозму-

тимая англичанка, которая спокойно удит рыбу и не обра-

щает внимания на хозяина, который голый лезет в воду,

чтобы отцепить крючок. «А знаешь как ее зовут? Филька

Чарльзовна Тфайс! Тфу!., И не выговоришь!»

Комические имена - вспомогательный стилистический

прием, который применяется для усиления комизма ситуа-

ции, характера или интриги.

У Гоголя нередко фигурируют целые реестры имен, в ко-

торых одновременно использованы все возможные случаи

создания комических имен и которые только ради этого

включены в повествование. В повести о ссоре Ивана Ивано-

вича с Иваном Никифоровичем по именам перечисляются

все гости городничего и среди них Тарас Тарасович, Евпл

Акинфович, Евтихий Евтихиевич, Елевферий Елевфериевич и другие. В «Шинели» имя новорожденному выбирается по

святцам. На один день открываются Мокий, Сосий и Хозда-

зат, на другой - Трифилий, Дула и Варахасий. Родильница

предпочитает назвать новорожденного по его отцу, и он по-

лучает имя Акакий. В «Мертвых душах» названы имена

приятелей Ноздрева, и в их числе штаб-ротмистр Поцелуев

и поручик Кувшинников. Особое значение Гоголь придает

реестрам купленных Чичиковым душ, В городе перед со-

вершением купчей Чичиков еще раз просматривает эти

списки и дивится именам. В перечислении этих диковинных

имен можно даже услышать некоторый ритм.

У Чехова имена связаны со свойствами и социальным по-

ложением тех, кого они обозначают, например: жених

Эпаминонд Максимович Апломбов, капитан 2-ro ранга Ре-

вунов-Караулов, акушерка Змеюкина, купец Плевков, трак-

тирщик Самоплюев, помещики Гадюкин и Шилохвостов,

антрепренер Индюков, незваные гости с прекрасным аппе-

титом Дробискулов и Прекрасновкусов и другие.

129

У каждого писателя и в этом отношении - свой стиль:

Комизм имен неоднороден, но в основном сводим к тем ка-

тегориям комического, которые определены выше. Обычно,,

имена - только сопровождающий, но не основной прием

создания комизма. Основной прием состоит в обрисовке.

характеров, интриги, коллизии и т. д, Совокупность изло-,

женных здесь приемов относится к области языкового стиля.,

писателя. Изучение стиля писателя, и в том числе писателя-

юмориста, не может входить в наши задачи. Язык такого

писателя есть существеннейшая часть его комизма, Степень

его таланта определяется не только «приемами», но и язы-.

ком. Так, гениальность Гоголя состоит не только в том, что

он мастер комизма, но и в том, что он владеет таким язы-

ком, вернее - таким языковым стилем, что читатель испы-

тывает беспрерывное восхищение, Гоголевскую фразу всегда

безошибочно можно узнать. Его речь, кроме всего прочего,

отличается полной естественностью, непринужденностью и

простотой. Он никогда не спешит рассмешить читателя. Та-

кова его авторская речь. Но в комедиях авторской речи нет.

Говорят действующие лица. Если они будут говорить блед-

ным, бесцветным языком, комедия потеряет силу воздейст-

вия. Персонажи должны говорить характерным для них,

притом ярким языком. Если попытаться вкратце опреде-

лить, к чему сводится яркость языка, то важнейшие из тре-

бований будут состоять в колоритности и экспрессивности,

Известно, что интеллигенция выражается в обыденной жиз-

ни, как правило, довольно бесцветно, Бесцветность эта оп-

ределяется тем, что интеллигент мыслит отвлеченными ка-

тегориями и соответственно и выражается, Наоборот, сред-

нее сословие недавнего прошлого, а также простые люди

физического труда часто говорят образно и выразительно,

Их речь определяется зрительными образами, Такую речь

можно условно назвать народной речью, и юморист только

тогда достигнет цели, если он овладеет всеми особенностями

и тонкостями этой речи, В комедиях XIX - XX вв. преиму-

щественно выводятся именно простые люди, речь которых

авторы сумели подслушать.

130

 

Кроме Гоголя мастером сочной, колоритной речи выводи-

мых им простолюдинов был Островский. Вот два примера.

Там, где бесцветно говорящий человек скажет: «Он тебе не

пара», - старуха у Островского выражается иначе: «Он те-

бе совсем не под кадрель», Когда муж хочет удалить из

комнаты жену, он говорит не «уходи за дверь», а «марш за

шлагбаум», Всматриваясь в эти два случая, легко можно

увидеть, что бесцветная речь оперирует понятиями, а коло-

ритная - зрительными образами.

Мы ограничимся этими краткими замечаниями, Нам

важно было указать на выразительность языка как на один

из важных факторов комизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...