Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные гарантии на гражданской службе.




 

В соответствии с законодательством, государственному гражданскому служащему предоставляется ряд государственных гарантий. Для более детального рассмотрения поставленного вопроса, рассмотрим ниже основные гарантии более подробно.

Одной из основных гарантий является отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Режим службы (работы) и отдыха определяется служебным распорядком государственного органа. Служебный распорядок утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа (если такой орган создается и функционирует) и служебным контрактом. Все существенные особенности персонального распорядка служебного времени гражданского служащего обязательно должны быть отражены в служебном контракте.

Служебное время - это время, в течение которого гражданский служащий согласно служебному распорядку государственного органа или графику службы либо условиям служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, относящиеся в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами к служебному времени (ч. 1 ст. 45 Закона N 79-ФЗ).

Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю при пятидневной рабочей неделе. Общим выходным днем является воскресенье (ст. 111 ТК РФ). Второй выходной день определяется государственным органом. На основе сложившейся практики для гражданских служащих выходными днями являются суббота и воскресенье.

Для гражданских служащих, замещающих высшие и главные группы должностей, устанавливается ненормированный служебный день.

Для гражданских служащих, замещающих должности иных групп, ненормированный служебный день устанавливается согласно служебному распорядку государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебному контракту (ч. 3 ст. 45 Закона N 79-ФЗ).

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков (ч. 2 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется гражданским служащим, в частности, за выслугу лет, за ненормированный служебный день, в связи с вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в связи со службой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Это следует из совокупного анализа положений ч. 5, 6.1, 7 ст. 46 Закона N 79-ФЗ, ч. 1 ст. 117, ч. 1 ст. 321 ТК РФ.

С 2 августа 2016 г. продолжительность некоторых отпусков на гражданской службе изменена. Это следует из ч. 3, 5, 6.1 ст. 46 Закона N 79-ФЗ, пп. «а», «в», «д» п. 2 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 02.06.2016 N 176-ФЗ (далее - Закон N 176-ФЗ). Так, например:

- ежегодный основной оплачиваемый отпуск всем гражданским служащим устанавливается продолжительностью 30 календарных дней (ч. 3 ст. 46 Закона N 79-ФЗ);

- продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется с учетом положений ч. 5 ст. 46 Закона N 79-ФЗ;

- всем гражданским служащим, которым установлен ненормированный служебный день, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день устанавливается продолжительностью три календарных дня. Это следует из ч. 4 ст. 45, ч. 6.1 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

За государственными гражданскими служащими, имеющими по состоянию на 2 августа 2016 г. неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (части этих отпусков), сохраняется право на их использование и право на выплату денежной компенсации за такие отпуска (части этих отпусков). Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы на указанную дату, должна исчисляться в соответствии со ст. 46 Закона N 79-ФЗ в редакции Закона N 176-ФЗ начиная с их нового служебного года. Это следует из ст. ст. 2, 3 Закона N 176-ФЗ.

Далее подробно рассмотрим, как предоставляются гражданским служащим отпуска.

В число календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска (как основного, так и дополнительного) нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период такого отпуска, не включаются. Данное правило установлено ч. 1 ст. 120 ТК РФ.

При исчислении продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска необходимо также руководствоваться положениями ч. 6 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

При определении стажа гражданской службы, необходимого для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, следует руководствоваться, в частности, положениями ч. 2 ст. 54 Закона N 79-ФЗ, Указа Президента РФ от 19.11.2007 N 1532, Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 N 472.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, который утверждается представителем нанимателя (ч. 9 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого в служебном году, за который предоставляется отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей отпуска не должна быть менее 14 календарных дней (ч. 9.1 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Под служебным годом понимается равный календарному году временной интервал, исчисленный с даты поступления на должность гражданской службы (назначения на нее) в соответствующий государственный орган. Если какие-либо периоды в силу ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для предоставления отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы. Данные разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 21.03.2016 N 18-4/10/В-1771.

Кроме того, в указанном письме отмечено, что Трудовым кодексом РФ и Законом N 79-ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего переносится на иной срок, утвержденный графиком отпусков. При этом отпуск может быть перенесен как по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, так и в случаях, установленных законодательством РФ, при возникновении не зависящих от воли сторон обстоятельств.

По решению представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, допускается перенести на следующий служебный год в случаях, предусмотренных ч. 9.2 ст. 46 Закона N 79-ФЗ. Перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который она предоставляется. Данные выводы следуют из ч. 9.2 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Согласно разъяснениям Минтруда России, приведенным в письме от 21.03.2016 N 18-4/10/В-1771, такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

По письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска сверх 28 календарных дней или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией (ч. 9.3 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска (ч. 10 ст. 46 Закона N 79-ФЗ). Если гражданскому служащему своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим (ч. 2 ст. 124 ТК РФ).

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещения должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению гражданского служащего неиспользованные отпуска могут предоставляться ему с последующим увольнением (кроме случаев освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы за виновные действия). Днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения считается последний день отпуска (ч. 13 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

При увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. Днем освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы считается последний день отпуска (ч. 14 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

В связи с семейными обстоятельствами и иными уважительными причинами гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Кроме того, данный отпуск предоставляется гражданскому служащему также в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Такие положения содержатся в ч. 15 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Во время указанного отпуска за гражданским служащим сохраняется замещаемая должность, он не может быть уволен по инициативе представителя нанимателя. Это следует из ч. 3 ст. 37, ч. 16 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Второй немало важной гарантией предоставляемой государственным гражданским служащим является равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы.

Оплата труда государственного гражданского служащего в своей сущности представляет собой административно распределяемую часть средств государственного бюджета, опосредованную фондом оплаты труда государственного органа, за исполнение профессиональной служебной деятельности на должностях государственной гражданской службы. Оплата профессиональной служебной деятельности названа денежным содержанием.

В политике оплаты труда принято выделять формы и системы оплаты труда. Формы и системы различаются порядком исчисления заработка в зависимости от результативности труда. При повременной форме оплата труда определяется на основе фактически отработанного времени и установленной тарифной ставки (должностного оклада), при сдельной форме - исходя из количества выпущенной продукции или оказанных услуг.

Результаты профессиональной служебной деятельности каждого государственного гражданского служащего, как правило, не имеют материально-вещественного выражения и самостоятельного значения при принятии государственного решения. Они приобретают значение только в составе структурного подразделения или государственного органа в целом. Сохранять конечный результат труда и распространять его на возникающие новые ситуации в государственном управлении чаще всего невозможно. Поэтому на государственной гражданской службе повсеместно применяется повременная форма оплаты труда в повременно-премиальной системе. Она предполагает выплату должностного оклада и премий за выполнение особо сложных и ответственных заданий.

Бюджетный кодекс РФ определяет источники финансирования расходов федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ. Статьи 84, 86 БК РФ содержат положения о том, что обеспечение деятельности федеральных государственных органов и их территориальных представительств осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, а государственных органов субъектов РФ - за счет средств региональных бюджетов.

На государственной гражданской службе нормативными правовыми актами федерального уровня и уровня субъектов РФ предусматриваются три модели оплаты труда:

- денежное содержание;

- денежное вознаграждение;

- оплата труда по показателям эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Структура моделей оплаты труда государственных гражданских служащих установлена ст. 50 Закона N 79-ФЗ, Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763, нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Федеральным гражданским служащим, замещающим должности в государственном органе, находящемся за пределами территории РФ, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и рублях (ч. 13 ст. 50 Закона N 79-ФЗ).

В иностранной валюте выплачиваются денежное содержание в виде месячного должностного оклада, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия работы в государстве пребывания (п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 205-ФЗ).

Месячные должностные оклады, оклады за классный чин (дипломатический ранг), ежемесячные и иные дополнительные выплаты (за исключением ежемесячного денежного поощрения) выплачиваются в рублях в размере 20 процентов (Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 764).

Размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных гражданских служащих, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ указаны в разд. 12 Приложения N 1 к Указу Президента РФ от 25.07.2006 N 763.

Размеры окладов за дипломатический ранг установлены п. 3 Правил предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.12.2002 N 911).

К иным гарантиям, предоставляемым государственным гражданским служащим можно отнести следующие:

- право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

- условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

- медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет;

- обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности;

- выплаты по обязательному государственному страхованию;

- возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

- возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;

-защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, устанавливаемых законом;

- государственное пенсионное обеспечение.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в виде ежемесячной дополнительной выплаты к пенсии по старости или по инвалидности (при условии, что инвалидность наступила вследствие заболевания в период прохождения гражданской службы).

Основания для назначении пенсии за выслугу лет:

- стаж государственной службы не менее 15 лет

- увольнение по определенным основаниям: ликвидации и реорганизации государственных органов области, а также по сокращению штата; увольнению с должностей категории «помощники (советники)» в связи с прекращением их руководителями своих полномочий; по достижении предельного возраста (65 лет) для замещения должности гражданской службы; обнаружившемуся несоответствию замещаемой должности вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы; по собственному желанию.

Если служащему назначена пенсия по инвалидности – возраст при назначении пенсии за выслугу лет не учитывается.

Пенсия за выслугу лет не выплачиваетсяв период нахождения на должности, дающей право на эту пенсию. При замещении лицом, получающим пенсию за выслугу лет, должности, дающей право на эту пенсию, выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается со дня возобновления замещения указанной должности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...