Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восприятие и понимание отдельных вопросов




Под вопросом анкеты понимают все речевые сообщения, сформулированные как в вопросительной, так и в утвердительной или отрицающей форме, предлагаемые социологом респонденту и побуждающие его письменно реагировать на эти высказывания.

Для исследователя вопрос выполняет чисто инструментальную роль – помогает измерять и собирать те сведения, которые необходимы ему для решения поставленных в исследовании задач. А для респондента вопрос – это задача, которую необходимо решить, и это может вызвать у него некоторые затруднения. Одним из способов выявления трудных вопросов является наблюдение за поведением респондентов во время пилотажного (пробного) исследования

Восприятие трудных вопросов

В широком смысле трудным можно назвать любой вопрос, вызывающий какие-либо затруднения в восприятии и понимании.

Восприятие таблиц. Вопросы, задаваемые в табличной форме, компактны, удобны для исследователя. А для респондента они представляют трудности: ему приходится держать в памяти сразу несколько определяющих понятий или возвращаться к ним всякий раз, фиксируя ответы в каждой строчке.

Например: “Какими источниками информации Вы пользуетесь, чтобы быть в курсе событий общественной жизни?” Далее идет таблица, в строчках которой указаны источники (радио, телевидение, газеты, лекции…), а в столбиках – “о событиях внутри страны, за рубежом” и далее еще столбики: “постоянно, иногда, редко”. Подобного рода табличный вопрос сложен для восприятия респондента и часто он остается незаполненным.

Трудности возникают и при размещении вопроса на двух страницах, поэтому расположение вопроса на двух страницах даже в пределах одного разворота считается недопустимым.

Длина высказывания. Анализ экспериментальных данных показал, что длина высказывания не имеет особого значения для воспринимающего человека примерно до уровня 11 слов, если же фраза включает больше 11 слов, то восприятие существенно ухудшается. В научной литературе неоднократно отмечалось, что длинные формулировки вопросов оказываются без ответа. То же относится и к формулировкам альтернатив (вариантов ответов на закрытые вопросы) – они должны быть примерно равной длины, чтобы респонденту было легко (сложно) их читать.

Восприятие незнакомых слов. Встретив явно незнакомое слово, человек может просто отказаться от дальнейших попыток понять вопрос, даже если в нем имеются подсказки или смысл понятен из контекста, поэтому употребление таких слов в анкете нежелательно. Вопрос: «Каковы мотивы участия людей в митингах?» часто остается без ответа, так как не всем понятно слово «мотив».

Абстрактные слова. Значительные трудности связаны с пониманием опрашиваемым и затем интерпретацией социологом таких абстрактных слов, как: “часто, редко, мало, много, сильно…”. Как, например, интерпретировать ответ: “Хожу на концерты классической музыки часто”. “Часто” - это один раз в неделю? В месяц? В квартал? В год? Каждый человек по разному оценивает частоту своих посещений.

Множественность вопроса. Как отвечать на вопрос и как его затем интерпретировать исследователю, если от содержит не один, а два вопроса. Например: “Ваша работа интересная и высокооплачиваемая?”. Респондент знает, что работа может быть интересной, но малооплачиваемой; неинтересной, но высокооплачиваемой, неинтересной и мало оплачиваемой…

Трудности исчисления. Они возникают тогда, когда к респонденту обращаются с просьбой подсчитать что-либо, например, интересуются его доходами. Рекомендуется спрашивать не о доходах вообще, а о доходах за прошлый месяц, и лучше сделать этот вопрос закрытым, то есть предложить варианты ответов, а респондент выберет сам тот вариант, который соответствует его мнению.

Восприятие тенденциозных вопросов

Под тенденциозностью вопроса, анкеты в целом понимается такое ее качество, при котором респондент вынужден принять точку зрения о содержании ответа, навязанную ему мнением исследователя. А если социолог уже сам знает ответ на вопрос (даже подсказывает его опрашиваемому), то зачем спрашивать? Тенденциозность может быть выражена более или менее явно, но в любом случае в таком вопросе содержится подсказка, намек на тот ответ, который нужен исследователю.

Формулировка вопроса. В тенденциозной форме нередко задаются вопросы об общеизвестных истинах. Например: “Должны ли младшие уважать старших?”. Чтобы смягчить внушение, исследователи предваряют постановку вопроса преамбулой: “Люди не всегда оказывают уважение старшим. А Вы?”.

Закрытые вопросы. Закрытый вопрос предлагает респонденту на выбор несколько готовых вариантов ответов (подсказок). Рекомендуется в подсказках ставить одинаковое число положительных и отрицательных вариантов ответов; учитывать степень категоричности каждой.

Последовательность подсказок. Респонденты обычно больше внимания уделяют первой и последней подсказке, а те, что находятся посередине, могут вообще не читать и пропустить их. Поэтому рекомендуется располагать подсказки в разной последовательности и предлагать разным группам респондентов различные варианты анкет.

Оценочные слова – это слова, в которых проявляется отношение социолога к тем предметам, событиям, мнениям, о которых он хочет узнать. Например: “Какая точка зрения у Вас сложилась относительно реакционной политики…”. Слово “реакционная” уже является оценкой этой политики, то есть прослеживается тенденциозность в вопросе. Явно выражена тенденциозность в таких вопросах, где используются слова: “плохой, неудовлетворительный, замечательный…” – их ставить в вопрос не рекомендуется.

Модальные слова – обозначают побуждение, волеизъявление. Их употребление усиливает внушение респонденту о согласии с содержащейся в вопросе формулировкой. Например: “Какая точка зрения у Вас сложилась относительно необходимости повышения уровня своих профессиональных знаний?”. Здесь уже в самом вопросе указывается на необходимость повышения уровня знаний, и тогда респондента незачем об этом спрашивать.

Вводные слова. Эти слова встречаются в тех случаях, когда социолог делает акцент на личном мнении респондента. “Как, по-вашему,…”, “Где, с Вашей точки зрения,….”. Такие слова не только допустимы, но и необходимы. Но нежелательны ссылки на какие-то источники информации, например, “По мнению ведущих ученых…”. Такая формулировка заставляет респондента сопоставлять свое мнение, которое он, может быть, и не считает компетентным, с мнением авторитетов. То есть, ссылка на них заведомо навязывает респонденту выражение согласия независимо от содержания вопроса. Непригодны в анкете и сочетания типа: “К сожалению…”, “Хорошо, что….”.

Восприятие деликатного вопроса

Сам факт обращения к человеку с вопросами может поставить его в затруднительное положение. А если учесть, что человек стремится к самоутверждению, к повышению своей самооценки, то неудивительно, что он стремится казаться таким, каким ему хотелось бы быть. Естественно, достичь самоутверждения в ситуации массового опроса довольно просто. Иными словами, люди создают приукрашенный и пристрастный образ самого себя, хотя и не считают себя до конца идеальными.

Восприятие вопросов о фактах. Это вопросы о фактах объективной действительности, как правило, реально наблюдаемой и измеряемой. Но методические эксперименты показывают, что собираемая с помощью таких вопросов информация, хотя и легко проверяемая объективными методами, все же совпадает с реальностью лишь на 80-90%.

Например, вопрос о возрасте. Женщины при ответах на вопрос о возрасте склонны снижать свой возраст, а пожилые люди, напротив, завышать. Возраст, образование, семейное положение, доход воспринимаются респондентами как престижные характеристики их личности, поэтому люди и хотят, хотя бы в ситуации опроса, выглядеть значимыми, успешными.

Существенным искажениям подвергаются и оценки затрат времени. Респонденты постоянно завышают регулярность престижных занятий, например чтения, в отличие от просмотра телесериалов.

Восприятие вопросов о знаниях.

Постановка вопросов о знаниях направлена на определение степени информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях. Наиболее простой и распространенный способ ее замера основан на самооценочной осведомленности респондента. В таких случаях ставят вопросы типа: “Знаете ли Вы…”, “Слышали ли Вы…”, “Насколько хорошо Вам известно…”. И если респондент чувствует, что отрицательный ответ негативно характеризует его в глазах исследователя, то ему трудно будет признаться в своей собственной неосведомленности, то есть самооценка информированности может быть завышена.

Чтобы не получить искаженной информации можно применять вопросы-тесты, вопросы - ловушки, если есть возможность, то желательно сопоставить полученную от респондента информацию с объективными данными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...