Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль за иностранным судном со стороны государства порта




Национальная принадлежность судов. Регистрационные документы судна

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе ходить. Право на флаг судно приобретает с момента его регистрации на территории данного государства. Каждое государство имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море, и само определяет условия, на которых оно предоставляет судам право плавать под своим флагом. В 1986 году проходила Конференция ООН, которая завершилась подписанием Конвенции ООН об условиях регистрации судов, к которой Украина пока не присоединилась. Конвенция предусматривает, чтобы среди владельцев судна были граждане того государства, где оно зарегистрировано, а в состав экипажа входила удовлетворительная часть граждан государства флага судна. Участие иностранных граждан в экипаже допускается, если имеется недостаток данных специалистов своей национальности. Ряд государств (Франция, Греция, Украина и др.) не допускают граждан других стран на должности капитанов судов под своим флагом.

В США право флага предоставляется:

(1) судам, построенным в США;

(2) судам, целиком принадлежащим гражданам США;

(3) судам, захваченным во время войны гражданами США и присужденными законно в качестве призов;

(4) судам, конфискованным за нарушение законов США;

 

Во Франции право флага предоставляется

(1) судам, которые не менее чем на 50 % принадлежат гражданам Франции;

(2) судам, которые управляются судоходными компаниями на территории Франции, чье руководство – граждане Франции.

Между государством и судном должна существовать реальная связь, о чем свидетельствуют специальные документы, которые государство-регистратор выдает судам своей национальности. Судно не имеет права во время плавания, стоянки и при заходе в порт сменить флаг, за исключением перехода права собственности на него (продажи иностранному покупателю или временно, на срок действия бербоут-чартера), для чего оно должно быть перерегистрировано в другом государстве. Только государство флага обладает всей полнотой власти по отношению к судам, плавающим под его флагом. Исключительная юрисдикция государства флага над своими судами в открытом море предполагает, что уголовное, административное или дисциплинарное преследование капитана или другого члена экипажа, необходимость в котором возникает при, например, столкновении судов или ином происшествии, возможна только при участии судебных или административных властей государства флага. Однако полным иммунитетом от действий иностранных властей обладают исключительно военные корабли. Суда коммерческого флота могут быть остановлены и досмотрены в открытом море (См. Раздел 16 - Международно-правовой режим открытого моря). Каждое государство обязано контролировать суда под своим флагом по вопросам безопасности мореплавания, их технического состояния, охраны окружающей среды, вести национальный реестр судов. Для этой цели государство учреждает национальную морскую администрацию.

Контроль государства порта за выполнением эксплуа­тационных требований в соответствии с Резолюцией А.744(18)). Ос­новная ответственность за соответствие судна международным стан­дартам безопасности лежит на государстве, если это судно зарегистри­ровано, т.е. на государстве флага. Именно оно является ответственным за состояние судна и квалификацию его экипажа. Но зачастую госу­дарство флага не в состоянии проконтролировать свои суда в связи с редкими заходами судов в порты приписки, и здесь на помощь прихо­дит контроль со стороны государства порта захода судна.

 

«Удобный флаг»

Целый ряд государств, в том числе и не имеющих выхода к морю (Монголия, Молдавия, Люксембург и проч.), имеет морские администрации и регистрирует в упрощенном и/или льготном режиме под своим флагом иностранные суда и на своей территории судоходные компании (как правило, это процесс взаимосвязанный), что приносит им немалые прибыли за счет огромного количества зарегистрированных судов.

Упомянутая Конвенция 1986г. не запрещает такую регистрацию, однако против ее категорически выступает ITF (Международный профсоюз работников транспорта), который подписывает с морскими администрациями «удобного флага» договора только после урегулирования вопроса о тарифной сетке заработной платы моряков.

Для регистрации под «удобным флагом» существуют морские адвокатские компании, которые готовят пакет документов и предоставляют их государственным органам (морским администрациям). Обычно после уплаты сборов за регистрацию судоходной компании и судна (судов) судовладелец не платит государству флага никаких налогов, либо очень незначительные налоги. Этот правовой режим называется режимом «удобного флага» и часто используется судовладельцами многих государств - под ним ходит около 60 % мирового тоннажа. Так из судов американских судовладельцев более 30% тоннажа работает под «удобным флагом». Многие страны также имеют т.н. двойные реестры, т.е. суда дальнего плавания зарегистрированы либо в отдельном реестре, либо в специально выделенном для этой цели национальном порту (например, суда судовладельцев Нидерландов почти все приписаны к порту Виллемстад на Кюрасао). «Удобный флаг» позволяет значительно сдерживать рост фрахтовых ставок за счет экономии судовладельцев на налогах.

Контроль за иностранным судном со стороны государства порта

Контроль за иностранным судном со стороны государства порта (Port State Control) – это посещение иностранных судов с целью проверки, насколько они соответствуют международным правилам безопасности, предотвращения загрязнения окружающей среды и условиям жизни и работы моряков. Это способ усиления ответственности в случаях, когда судовладелец и государство флага нарушили свою обязанность внедрять или обеспечивать данное соответствие. Государство порта захода может потребовать устранить несоответствие и задержать судно для этой цели, если сочтет необходимым. Это также мера защиты государств порта от заходов субстандартных судов. Региональный PSC был начат в 1982 г., когда 14 европейских стран согласились координировать усилия своих портовых инспекций, согласно добровольного Соглашения, известного как Парижский меморандум о взаимопонимании по вопросам государственного портового контроля (Paris Memorandum of Understanding on Port State Control - Paris MOU). В настоящее время соглашение насчитывает 25 стран-участниц. Еврокомиссия, хотя и не подписывала Соглашения, является членом соответствующего Комитета. В Украине функции PSC возложены на инспекцию портнадзора, для чего ее представители проходят специальную подготовку.

По меньшей мере раз в год инспекция сосредотачивает свою деятельность по какому-либо определенному аспекту проверок или внедрению новых правил. В 2005г. усилия инспекций были сконцентрированы на внедрении требований ГМССБ на борту судов. В 2007г. проводилась кампания, сосредоточенная на проверке внедрения МКУБ – через 5 лет после его всеобщего внедрения.

Парижский меморандум явился образцом для введения региональных режимов PSC в районе Тихого океана (Токийский MOU), Латинской Америки (Винья-дель-Мар), Средиземнорья, Кариб и др. PSC судов государствами порта согласно Меморандумов о взаимопонимании является мерой технического и организационного контроля за состоянием судов, дополнительно к требованиям их классификационного общества и осуществляется независимо от контроля последних, Это своего рода вынужденная мера, т.к., несмотря на все требования классификационных обществ, по состоянию на 70-е годы в мире оказалось слишком много субстандарных (некондиционных) судов, владельцы которых не уделяли должного внимания их техническому состоянию, что привело к росту аварийности, а также многочисленным случаям загрязнения окружающей среды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...