Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок возмещения убытков по неисполненному договору.




В случае неисполнения сторонами договора подле­жат применению нормы об ответственности за наруше­ние гражданско-правовых обязательств, предусмотрен­ные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Договор может быть нарушен одной из сторон, обеими сторонами, действием третьих лиц, а также в си­лу непреодолимых (форс-мажорных) обстоятельств, к числу которых относятся:

· стихийные бедствия (пожар, наводнение, землетрясе­ние);

· военные действия;

· изменение нормативно-правовой базы;

· изменение политической ситуации и др.

После прекращения действия таких обязательств договор снова вступает в силу или прекращается по обоюдному согласию сторон.

Если же нарушения договора произошли по иным причинам, то стороны должны использовать все имею­щиеся возможности для предотвращения этих наруше­ний. В случае невозможности прийти к мирному разре­шению договорных споров его разрешает арбитражный суд.

Статья 2 Арбитражно-процессуального кодекса РФ предусматривает, что спор может быть передан на рас­смотрение арбитражного суда лишь после принятия сто­ронами мер по его непосредственному урегулированию в установленном порядке, т.е. после предъявления претен­зии.

Предъявление претензии, таким образом, является обязательным условием для последующего предъявле­ния иска.

В настоящее время действует утвержденное поста­новлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. "Положение о претензионном порядке урегулирования споров", которое и определяет досудебный порядок уре­гулирования споров между предприятиями, организа­циями, гражданами-предпринимателями.

Претензия предъявляется в письменной форме и подписывается руководителем предприятия (его замес­тителем) или гражданином-предпринимателем. Следует обратить внимание на то, чтобы претензия была подпи­сана тем лицом, фамилия которого значится в тексте претензии.

В соответствии с вышеуказанным Положением к со­держанию претензии предъявляется ряд определенных обязательных требований.

Во-первых, в тексте претензии необходимо четко указать, что именно вы требуете от должника: возврат суммы долга (в какой валюте и какой сумме), уплату штрафных санкций, освобождение занимаемого помеще­ния и т.д., а также указать, каким образом должник обя­зан выполнить ваши требования и на какой счет и в ка­ком банке перечислить деньги.

Во-вторых, следует указать обстоятельства, на ко­торых основываются данные требования, а также под­тверждающие их доказательства со ссылками на законо­дательство. Другими словами, нужно кратко изложить суть дела, документально подтверждая свои доводы, ука­зывая, на основании чего и какие именно обязательства должны были быть исполнены. Как правило, основным документом, определяющим взаимоотношения сторон, их права и обязанности по отношению друг к другу, яв­ляется договор. И от того, насколько юридически гра­мотно и обдуманно он был составлен, будет зависеть ре­зультат рассмотрения иска в арбитражном суде. Мело­чей в договоре не бывает, и самая безобидная и вроде бы ничего не значащая фраза в дальнейшем может обернуться крупными финансовыми неприятностями. Помимо ссылок на соответствующие пункты договора, свои требования необходимо подкрепить ссылками на нормы гражданского законодательства: Гражданский ко­декс, законы, указы и другие нормативно-правовые акты.

В-третьих, следует указать сумму претензии и при­ложить ее расчет. Конечно, если заявляется требование об освобождении нежилого помещения, никакого расче­та быть не может. Но если претензия подлежит денежной оценке, необходимо указать не только общую сумму сво­их денежных требований, но и представить обоснован­ный расчет этой суммы. Например: туристская фирма за­являет требование о взыскании неустойки по договору за срыв транспортного обслуживания туристской группы. Расчет суммы претензии должен содержать сведения о сумме неустойки, подлежащей взысканию за определен­ный договором период (час, день, неделю), и об этой итоговой сумме неустойки, подлежащей взысканию. Рас­чет суммы претензии может быть сделан непосредствен­но в тексте претензии, а может выглядеть как отдельная таблица, прилагаемая к претензии.

В-четвертых, претензия должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Обычно у сторон есть все необходимые для рассмотрения претензии докумен­ты (договор, счета, платежные поручения, акты приемки и т.п.), однако если какие-либо документы отсутствуют у вашего должника, нужно вместе с претензией направить надлежаще заверенные копии документов или выписки из них. Положением предусматривается возможность на­правления вместе с претензией подлинных документов.

Следует отметить, что законодательство предусмат­ривает не только компенсацию потерпевшей стороне ущерба в полном объеме по договору, но и ее право предъявить дополнительный иск на:

· компенсацию инфляционных потерь;

· компенсацию морального ущерба;

· компенсацию упущенной выгоды и др.

Инфляционные потери компенсируются в соответст­вии с официальным индексом инфляции за исковой пе­риод. Как правило, упущенная выгода выплачивается в размере учетной ставки банковского процента на день исполнения денежного обязательства или на день выне­сения судебного решения.

Направление претензии впоследствии следует до­кументально подтвердить в арбитражном суде. Для этого претензию необходимо отправить заказным или ценным письмом, по телеграфу, телетайпу или другими средст­вами связи, позволяющими зафиксировать ее отправле­ние. Претензию можно вручить и лично, под расписку. В этом случае необходимо, чтобы на копии претензии был поставлен штамп предприятия, сделана отметка о реги­страции данной претензии и поставлена подпись долж­ностного лица организации.

Дальнейший порядок взыскания ущерба определя­ется решением Арбитражного суда по данному иску.

 

Специфика заключения договоров (контрактов)

С зарубежными партнерами.

В период становления рыночных отношений в Рос­сии все больше туристских предприятий и организаций самостоятельно выходят на международный рынок для установления взаимовыгодных отношений с иностранны­ми партнерами. Однако наши предприниматели, в отли­чие от западных, зачастую пренебрегают принципами юридически грамотного заключения внешнеэкономиче­ских контрактов, с самого начала ставя под удар свои права и интересы.

В частности, стремясь неоправданно минимизиро­вать расходы по заключению сделки и безоговорочно полагаясь на добросовестность западного партнера, они идут на подписания любых соглашений, провоцируя под­час ситуации, в которых убытки становятся неизбежны­ми.

Основываясь на опыте ряда туристских фирм при заключении внешнеэкономических контрактов, можно предложить следующие рекомендации.

Прежде всего, необходимо иметь достоверную и полную информацию о своем потенциальном западном партнере: его имя и известность на мировом рынке, то­варный и финансовый оборот, репутация в туристском бизнесе, имидж и т.д. Затраты на получение этой ин­формации сторицей окупаются, предотвращая установ­ление договорных отношений с недобросовестными фирмами.

При заключении контрактов необходимо учитывать нормативные акты, регулирующие внешнеэкономические сделки, чтобы в случае необходимости обоснованно от­стаивать свои права, тем более, что мировая практика разработала общепринятые условия договорных отноше­ний и следование им позволяет достигнуть взаимопри­емлемых условий договора.

В рамках диверсификации своей деятельности, час­то туристские фирмы кроме заключения контрактов на отправку-прием туристов, пытаются заключать торговые сделки. При этом необходимо руководствоваться:

· Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров;

· Конвенцией об исковой давности в международной ку­пле-продаже товаров;

· Международными правилами толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС" в редакции 1990 г.;

· Венской Конвенцией о торговле;

· принципами международных коммерческих контрактов (Рим, 1994 г.) и др.

Не останавливаясь подробно на разделах контракта, предусматривающих конкретные условия сделки, хоте­лось бы отметить его заключительные (или общие) поло­жения, на которые наши предприниматели чаще всего не обращают внимания, пока не столкнутся с необходимо­стью разрешения возникшего спора.

Во-первых, в договоре необходимо указать место и время его заключения, количество экземпляров, а также то, что договор составлен на русском и иностранных языках и каждый экземпляр имеет одинаковую юридиче­скую силу.

Во-вторых, желательно включение так называемой "арбитражной оговорки"- отсылки к материальному праву РФ при рассмотрении возможных споров в Международ­ном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ. Следует также предусмотреть язык переписки претензионно-исковой документации и судопроизводства, причем в обязательном порядке, ус­танавливая легитимность всех документов на русском языке во избежание двоякого толкования.

Во внешнеэкономических контрактах международ­ной практикой установлено в параграфе "Цена" отражать следующие реквизиты:

· единица измерения, на которую устанавливается цена (например: туро/день);

· базис цены;

· валюта цены;

· способ фиксации цены;

· определение уровня цены;

· система скидок (дилерская, сезонная, экспортная, скидка на оборот, скидка на количество и др").

В параграфе "Платеж" указывается:

· валюта платежа;

· способ платежа (наличный, авансовый, кредитный);

· формы расчета;

· график платежа;

· условия и обстоятельства, направленные на уменьше­ние рисков.

В случае неудовлетворительного исполнения контракта составляется рекламация (документально оформ­ленная претензия), в которой указывается:

· основание для рекламации;

· наименование товара (услуги);

· конкретные требования по урегулированию реклама­ции.

К тексту рекламации прилагаются:

· акты экспертизы (при необходимости);

· рекламационный акт;

· коносамент и спецификация.

Практически все внешнеэкономические контракты содержат параграф "Форс-мажор"- оговорка об обстоя­тельствах непреодолимой силы. К таким обстоятельст­вам относятся:

· стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, по­жары);

· военные блокады;

· валютные и иные ограничения правительства;

· закрытие морских портов, проливов, каналов;

· забастовки.

Данные обстоятельства позволяют переносить срок исполнения обязательств или вообще освобождают сто­роны от их выполнения.

Данные требования не являются чрезмерными и ос­нованы на мировой практике; в частности, все вышепе­речисленные положения предусмотрены и закреплены Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (от 10 июня 1958 г.), Европейской конвенцией о внешнеторговом арбитраже, Законом РФ "О международном коммерческом арбитра­же" и Положением о Международном коммерческом ар­битражном суде при Торгово-промышленной палате РФ, а также Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ в редак­ции Генеральной Ассамблеи ООН от 15 июня 1976 г. и Арбитражным регламентом Европейской Экономической Комиссии ООН.

Кроме того, надо отметить, что для признания сдел­ки действительной, необходимо соблюдение и ряда осо­бых требований, закрепленных, в частности, Постановле­нием Совета Министров СССР "О порядке подписания внешнеторговых сделок" N 122 от 14 февраля 1978 г., действующим на территории РФ на основании Постанов­ления Верховного Совета РФ от 12 декабря 1991 г., которые наши предприниматели, выходящие на междуна­родный рынок, должны учитывать.

На основании изложенного выше рекомендуется ту­ристским организациям и предприятиям, вступающим в договорные отношения с иностранными партнерами, бо­лее тщательно подходить к разработке и подписанию внешнеэкономических сделок, обязательно привлекать к данной работе юристов (в частности, ведением подобных дел занимается специализированная юридическая кон­сультация Коллегии адвокатов "Московский юридический центр"). Такой обдуманный и взвешенный подход к лю­бой сделке лишь повысит авторитет предпринимателя в глазах серьезного западного партнера, не говоря о том, что максимально уменьшит риск неисполнения или не­надлежащего исполнения заключаемых контрактов.

Пример разработки типового договора с учетом специфики внешнеэкономической деятельности приве­ден в приложении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...