Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания (рекомендации) по изучению дисциплины




Волгоградский филиал

Факультеты - социально-экономический, заочный, юридический

Кафедра профсоюзного движения и общих гуманитарных дисциплин

Хомутова Елена Васильевна

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

(Для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», профили подготовки «Маркетинг», «Управление человеческими ресурсами», «Менеджмент организации», по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профили подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика труда», по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция»)

 

 

Волгоград 2011


Физическая культура: учебно-методический комплекс.

Хомутова Е. В.

Физическая культура / Хомутова Е.В.; Образовательное учреждение профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений», Волгоградский филиал. – Волгоград: ВФ ОУП ВПО «АТиСО», 2011. – 27 с.

В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Физическая культура» (структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, методические указания по выполнению контрольных работ, тесты по дисциплине, литература, вопросы для самоконтроля и др.). УМК предназначен для студентов юридического, социально-экономического и заочного факультетов по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент», профили подготовки «Маркетинг», «Управление человеческими ресурсами», «Менеджмент организации», по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» профили подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика труда», по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».

 

Составитель: старший преподаватель Хомутова Елена Васильевна

Рецензенты: д. пед. н. Петрова Татьяна Модестовна

к. истор. н. Блохин Василий Геннадьевич

 

Рекомендовано к изданию Ученым советом Волгоградского филиала Образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений» от 29.08.2011г.

 

©Волгоградский филиал ОУП ВПО «АТиСО», 2011

©Хомутова Елена Васильевна, 2011


УМК по дисциплине «Физическая культура» разработан на основании требований ФГОС ВПО и стандарта Академии труда и социальных отношений СТО 01-04-2007 «Учебно-методический комплекс дисциплины» (утвержден Ученым советом Академии 24.05.2007г.).

Составитель УМК:

кафедры «Профсоюзного движения и общих гуманитарных дисциплин» ВФ ОУП ВПО «АТиСО»

Е.В. Хомутова

Учебно-тематический план дисциплины соответствует учебному и рабочему планам.

Начальник учебно-методического отдела ВФ ОУП ВПО «АТиСО»

канд. техн. наук Е.В. Мелихова

УМК одобрен на заседании кафедры «Профсоюзного движения и общих гуманитарных дисциплин» и рекомендован к рассмотрению на Учебно-методическом совете ВФ ОУП ВПО «АТиСО».

Протокол № 1 от «26» августа 2011г.

Заместитель заведующего кафедрой «Профсоюзного движения и общих гуманитарных дисциплин»

канд. истор. наук В.Г. Блохин

УМК одобрен Учебно-методическим советом ВФ ОУП ВПО «АТиСО» и рекомендован к утверждению на Ученом совете филиала Академии.

Протокол № 1 от «29» августа 2011г.

Секретарь Учебно-методического совета ВФ ОУП ВПО «АТиСО»

О.А. Гурина

УМК утвержден на Ученом совете ВФ ОУП ВПО «АТиСО».

Протокол № 1 от «29» августа 2011г.

Секретарь Ученого совета ВФ АТиСО

канд. экон. наук И.В. Днепровская


Введение

В настоящее время актуальность приобретает профессиональное образование, которое, как всякая социальная система, может эффективно функционировать только при условии непрерывного саморазвития. Современный этап развития образования связан с его демократизацией и гуманизацией, требует научного обоснования для профессионального подхода к подготовке специалистов, в том числе и в области физической культуры. К числу наиболее актуальных проблем относится использование средств и методов физического воспитания для формирования профессиональных качеств специалистов разного профиля и положительное воздействие на развитие двигательных и морально-волевых качеств будущих специалистов в условиях учебного заведения.

Целью настоящей дисциплины является всесторонне развитие личности средствами физической культуры и спорта.

В ходе ее достижения решаются задачи:

- укрепление здоровья студентов,

- овладение студентами знаний, умений, навыков, необходимыми физическими качествами, которые прямо или косвенно могут повлиять на предстоящую профессиональную деятельность,

- интеграция полученных знаний, умений, навыков в практическую деятельность.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО – дисциплина входит в Блок 4 «Физическая культура»

В результате изучения дисциплины бакалавр должен

знать:

- Историю физической культуры в России.

- Закономерности развития отдельных систем организма человека в процессе физической тренировки.

- Гигиенические требования к занятиям оздоровительными физическими упражнениями и спортом.

- Использование средств физической культуры и спорта для повышения умственной работоспособности и успеваемости.

- Медико-биологические аспекты спортивной тренировки.

- Основы врачебного контроля и самоконтроля в процессе занятий физической культурой.

- Социальное значение физической культуры и спорта.

- Роль физической культуры в научной организации труда.

- Специфику травматизма и заболеваний у занимающихся физической культурой и спортом, первую помощь.

- Средства и методы восстановления.

уметь:

- Оценить физическое состояние различных медицинских групп.

- Использовать методы развития и контроля основных физических качеств.

- Составить комплекс утренней гигиенической, корригирующей и производственной гимнастики.

- Применять знания по ППФП, инструкторские и судейские навыки при проведении оздоровительной работы в своей профессиональной деятельности.

- Использовать приобретенные двигательные навыки при организации самостоятельных занятий.

владеть:

- Умениями и навыками в профессионально-прикладной физической подготовке.

- Знаниями по ППФП, инструкторскими и судейскими навыками при проведении оздоровительной работы в своей профессиональной деятельности.

- Приобретенными двигательными навыками при организации самостоятельных занятий.

Особое место данной дисциплины профессиональной подготовки обусловлено профессиональной направленностью физического воспитания будущего специалиста, обеспечивающее понимание роли физической культуры в формировании социальных качеств личности, ее психофизических качеств и двигательных способностей. Потребность в физическом самовоспитании и самосовершенствовании необходима для успешного выполнения деятельности, организации и ведении здорового образа жизни.

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для правильной организации спортивно-массовой и оздоровительной работы, для использования в организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, в ведении здорового образа жизни, внедрения в профессиональную деятельность.
Программа учебной дисциплины

1.1.Учебно-тематический план дисциплины (распределение часов)

Учебно-тематический план и сетка часов для различных форм обучения по направлению подготовки «Менеджмент»

 

№ п/п Название темы Форма обучения
Очная Заочная (сокращенная) Заочная (полная)
Всего Лекции Пр.занят. Сам.под. Всего Лекции Пр.занят. Сам.под. Всего Лекции Пр.занят. Сам.под.
1. Тема №1. Физическая культура в вузе                        
2. Тема №2. Гигиенические основы физической культуры                        
3. Тема №3. Основы методики самостоятельных занятий физической культурой                        
4. Тема №4. Основы спортивной тренировки                        
5. Тема №5. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)                        
6. Тема №6. Подвижные игры                        
7. Тема №7. Самоконтроль и врачебный контроль в физической культуре                        
8. Тема №8. Отрицательные реакции и физиологические состояния при занятиях физической культурой и спортом                        
Всего + экзамен                        

 

 

Учебно-тематический план и сетка часов для различных форм обучения по направлению подготовки «Экономика»

№ п/п Название темы Форма обучения
Очная Заочная (сокращенная) Заочная (полная)
Всего Лекции Пр.занят. Сам.под. Всего Лекции Пр.занят. Сам.под. Всего Лекции Пр.занят. Сам.под.
1. Тема №1. Физическая культура в вузе                        
2. Тема №2. Гигиенические основы физической культуры                        
3. Тема №3. Основы методики самостоятельных занятий физической культурой                        
4. Тема №4. Основы спортивной тренировки                        
5. Тема №5. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)                        
6. Тема №6. Подвижные игры                        
7. Тема №7. Самоконтроль и врачебный контроль в физической культуре                        
8. Тема №8. Отрицательные реакции и физиологические состояния при занятиях физической культурой и спортом                        
Всего + экзамен                        

Учебно-тематический план и сетка часов для различных форм обучения по направлению подготовки «Юриспруденция»

 

№ п/п Название темы Форма обучения
Очная Заочная (сокращенная) Заочная (полная)
Всего Лекции Пр.занят. Сам.под. Всего Лекции Пр.занят. Сам.под. Всего Лекции Пр.занят. Сам.под.
1. Тема №1. Физическая культура в вузе                        
2. Тема №2. Гигиенические основы физической культуры                        
3. Тема №3. Основы методики самостоятельных занятий физической культурой                        
4. Тема №4. Основы спортивной тренировки                        
5. Тема №5. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)                        
6. Тема №6. Подвижные игры                        
7. Тема №7. Самоконтроль и врачебный контроль в физической культуре                        
8. Тема №8. Отрицательные реакции и физиологические состояния при занятиях физической культурой и спортом                        
Всего + экзамен                        
№ п/п Название темы Форма обучения
  Очно-заочная (вечерняя)  
Всего Лекции Пр.занят. Сам.под. Всего Лекции Пр.занят. Сам.под. Всего Лекции Пр.занят. Сам.под.
1. Тема №1. Физическая культура в вузе                        
2. Тема №2. Гигиенические основы физической культуры                        
3. Тема №3. Основы методики самостоятельных занятий физической культурой                        
4. Тема №4. Основы спортивной тренировки                        
5. Тема №5. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)                        
6. Тема №6. Подвижные игры                        
7. Тема №7. Самоконтроль и врачебный контроль в физической культуре                        
8. Тема №8. Отрицательные реакции и физиологические состояния при занятиях физической культурой и спортом                        
Всего + экзамен                        

 

1.2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ

Тема 1. Физическая культура в вузе

Физическая культура в вузе – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса студентов. Формы физической культуры: обязательные учебные занятия, самостоятельные и факультативные занятия; спортивные тренировки, оздоровительные мероприятия, физкультурно-массовые мероприятия, физические упражнения в течение дня.

 

Тема 2. Гигиенические основы физической культуры

Личная гигиена включает в себя широкий круг вопросов, связанных с рациональным распределением времени дня, уходом за телом, отказом от вредных привычек, гигиеной одежды и обуви. Режим – это распорядок дня, в котором указывается в определенной последовательности время подъема и утренней гимнастики, приема пищи, отдыха, физкультурных занятий, домашней работы, вечерней прогулки, отхода ко сну.

 

Тема 3. Основы методики самостоятельных занятий физической культурой

Целью самостоятельных занятий является укрепление здоровья занимающихся, улучшение функционального состояния организма. Самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом являются важнейшим условием для всестороннего и гармонического развития личности.

 

Тема 4. Основы спортивной тренировки

Целью спортивной тренировки является воспитание квалифицированных спортсменов, подготовленных к высокопроизводительному труду и защите Родины. Тренировка – педагогический процесс, ставящий своей целью развитие человеческих способностей, неразрывно связанных с развитием организма. Принципы спортивной тренировки – это основные положения, которых следует придерживаться при решении задач спортивной тренировки. Физические качества.

 

Тема 5. Профессионально-прикладная физическая подготовка

Под профессионально-прикладной физической подготовкой понимается педагогический процесс, направленный на развитие и совершенствование специальных, профессионально важных физических качеств, двигательных навыков и психофизических функций организма, к которым в процессе конкретной трудовой деятельности предъявляются повышенные требования. Задачи профессионально прикладной физической подготовки: 1. Преимущественное развитие и совершенствование физических качеств, важных для данной профессиональной деятельности. 2. Формирование и совершенствование профессионально важных двигательных навыков с целью максимального расширения и углубления двигательных возможностей и двигательного опыта применительно к избранной профессии. 3. Совершенствование профессионально значимых психофизических функций организма, необходимых для данной специальности. 4. Воспитание специфических качеств, способствующих преодолению отрицательных эмоциональных состояний, возникающих в связи с условиями работы, утомлением и т.д.

 

Тема 6. Подвижные игры

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра - неотъемлемая часть жизни человека, заменяет досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении. Игры – общение между сверстниками, имеющие образовательное, воспитательное, оздоровительное значение. Значение подвижных игр в развитии физических качеств – быстроты, силы, координационных способностей (ловкости), гибкости, выносливости, которые развиваются в комплексе.

 

Тема 7. Отрицательные реакции и физиологические состояния при занятиях физической культурой и спортом

Существует три вида предстартовых состояний: боевой готовности, стартовой лихорадки, стартовой апатии. Предстартовыми состояниями можно управлять. Разминка – комплекс физических упражнений, выполняемых до начала физической нагрузки, она подготавливает нервную систему к координированному управлению движениями. Время на разминку 10-30 мин. в зависимости от предстартового состояния. На занятиях физкультурой и спортом могут возникнуть следующие физиологические состояния: гравитационный шок, ортостатический коллапс, «мертвая точка», «второе дыхание», острый миозит, солнечный и тепловой удары. Первая помощь.

 

Тема 8. Самоконтроль и врачебный контроль в процессе занятий физической культурой

Врачебный контроль направлен на изучение состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов, позволяет своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья. Проводится в следующих формах: первичный, повторный, дополнительный осмотры, постоянные врачебно-педагогические наблюдения за студентами на занятиях. Самоконтроль – самостоятельные регулярные наблюдения за состоянием здоровья с помощью простых доступных приемов.

Профилактика спортивного травматизма.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ) ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная форма тренировочных занятий для всех студентов -индивидуальное или групповое учебно-тренировочное занятие.

В каждом современном высшем учебном заведении, вне зависимости от его профиля, уделяется большое внимание физическому развитию и совершенствованию будущего специалиста.

В последнее время наблюдается смещение акцента от общей физической подготовки студента к профильным занятиям выбранным видам спорта.

Помимо этого используются дополнительные занятия: ежедневная утренняя тренировка, обычно с небольшой нагрузкой «зарядка», занятия в виде кроссового бега, ходьбы на лыжах, спортивных игр, плавания. Одной из форм занятий являются спортивные соревнования.

Учебно-тренировочное занятие в отличие от занятий общей физической подготовкой и профессионально-прикладной физической подготовкой используется в работе с занимающимися избранным видом спорта: занятия легкой атлетикой, гимнастикой, лыжным спортом, баскетболом и т.д.

Учебно-тренировочные занятия подразумевают достижения определенного спортивного результата, что связано с довольно высокими физическими нагрузками занимающихся, необходимостью совершенствования технических и тактических навыков. В связи с этим встает задача правильной организации учебно-тренировочных занятий со студентами.

Тренерско-преподавательскому составу необходимо оптимизировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, использовать современные методики, позволяющие добиваться высоких результатов в короткие сроки.

В каждом конкретном случае они имеют специфическую методику проведения, изложенную в курсах теории и методики отдельных видов спорта. Такие занятия требуют совместного творчества тренера и спортсмена, особого внимания к дозировке нагрузок, профилактике травматизма. Основные правила проведения учебно-тренировочных занятий включают постепенное увеличение тренировочной нагрузки, выполнение основной работы и в заключение - снижение нагрузки. При этом физиологическая кривая нагрузки имеет постепенный подъем, затем остается некоторое время на высшем уровне и потом довольно круто снижается. Такая кривая обязательна для любого учебно-тренировочного занятия, в какой бы форме оно ни проводилось.

Общая структура занятий физическими упражнениями в основном определяется типичными изменениями работоспособности занимающихся. В начале занятий уровень работоспособности возрастает, затем колеблется около некоторого повышенного уровня и к концу занятия снижается.

Представленная выше динамика работоспособности в течение одного занятия отражает эволюционно сложившийся характер состояний организма в процессе двигательной деятельности и поэтому имеет силу биологических закономерностей, проявляясь в любом занятии, независимо от его задач, содержания физических упражнений и способов их выполнения.

Учитывая эти закономерности, принято выделять вводную, подготовительную, основную и заключительную части занятия.

Это дает возможность, во-первых, обеспечить в каждом конкретном случае оптимальные условия для врабатываемости, основной работы и ее завершения, во-вторых, позволяет управлять работоспособностью, учиться, возможно дольше поддерживать ее на оптимальном уровне за счет умения быстро врабатываться и рационально заканчивать работу.

Необходимость овладения этим умением при проведении учебно-тренировочных и других занятий обязательна.

Задача вводной части - организация: занимающихся: построение группы, проверка посещаемости, объяснение задач и содержания занятия, перестроение для выполнения физических упражнений, упражнения на внимание.

Задачи подготовительной части - общее разогревание организма занимающихся и их подготовка к предстоящей работе (нагрузке): предварительная «проработка» мускулатуры, повышение подвижности в суставах, улучшение координации движений, ознакомление с элементами спортивной техники. При проведении занятий с малотренированными студентами (новичками) в подготовительную часть обычно включаются общеразвивающие упражнения, а с более тренированными - еще и специальные упражнения. Подготовительная часть занимает больше времени – до 30 мин в подготовительном периоде тренировки, меньше в соревновательном - примерно 15 мин.

Для более подготовленных студентов-спортсменов вместо вводной и подготовительной частей занятия проводят разминку - комплекс специально подобранных физических упражнений, которые создают условия для проявления максимальной работоспособности. Установлено, что студенты-спортсмены, пренебрегающие разминкой, достигают повышенной работоспособности лишь спустя некоторое время после начала работы, а иногда и по ее окончании. Результативность выполнения упражнений при этом не бывает высокой и не достигает потенциально возможного для спортсмена уровня. Физиологически это объясняется тем, что организм человека и его отдельные системы обладают известной инертностью и не сразу начинают работать на требуемом уровне. Чем большую силу мышц, быстроту движений, выносливость и ловкость хочет проявить спортсмен, тем до более высокого уровня должна быть доведена деятельность его органов и систем Как показывает опыт, для повышения общей работоспособности, усиления вегетативных функций, разогревания организма наиболее эффективна достаточно продолжительная, умеренной мощности работа – бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание и тому подобное, включающая в действие по возможности весь организм спортсмена. Считают, что необходимая степень разогревания организма достигается непосредственно перед тем, как начинается потоотделение. В практике спорта «разогревающая» работа обычно продолжается до тех пор, пока «капли пота не заблестят на лбу». Однако часто это разогревание недостаточно для повышения работоспособности тех групп мышц, к которым в предстоящем занятии предъявляются повышенные требования. В соответствии со спецификой вида спорта подбирают несколько разогревающих упражнений (6-8), выполняемых по 10-15 раз каждое. Они должны быть сходны с теми, которые спортсмен будет делать на учебно-тренировочном занятии. Начинать надо с разогревания тех мышц, которые меньше всего участвуют в данном тренировочном занятии, в «проработке» мускулатуры следует идти от меньших мышечных групп к большим.

Далее выполняются упражнения, улучшающие подвижность в суставах, принимающих участие в движениях, которые будут выполняться в основной части занятия. Эти упражнения состоят из постепенно увеличивающихся по амплитуде движений, растягивающих мышцы, в особенности и антагонисты мышц, активно участвующих в предстоящих движениях спортсмена. Разработка многих мышечных групп, улучшение их эластичности - важнейшее условие предупреждения травм.

«Настройка» на предстоящую деятельность осуществляется путем выполнения упражнения, сходного с первым из основной части занятия. Чем сложнее техника упражнений спортсмена, больше необходимость в «настройке» на предстоящую работу, тем больше упражнений должно быть в заключительной части разминки.

Необходимо внимательно подходить к выбору упражнений для разминки. При их неудачном выборе эффект от разминки может быть незначительным и даже отрицательным. В разминку не следует включать упражнения, требующие больших усилий. Ни в коем случае нельзя заменять в разминке плавно и постепенно нарастающую нагрузку мощной кратковременной работой. Задача разминки - возможно выше поднять работоспособность организма, настроиться на предстоящую работу, но в то же время сохранить свои силы для основной части занятия.

Главная задача основной части занятия - повысить у занимающихся всестороннюю физическую и специальную подготовленность посредством обучения спортивной технике и тактике, воспитание волевых качеств и развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Содержание основной части изменяется в весьма широких пределах в зависимости от подготовленности занимающихся, периода тренировки, специализации, возраста, пола и других причин. Физические упражнения основной части располагаются в определенной последовательности и в зависимости от преимущественной направленности упражнений. Целесообразна такая последовательность:

1) упражнения преимущественно для обучения технике или тактике и совершенствование в ней:

2) упражнения, направленные на развитие быстроты;

3) упражнения, направленные преимущественно на развитие силы;

4) упражнения, направленные преимущественно на развитие выносливости.

Подготовленные спортсмены, совершенствуясь в технике, очень часто увязывают это с одновременным развитием качеств. Например, спринтер в повторном беге с низкою старта развивает быстроту и одновременно совершенствуется в технике.

Заключительная часть обязательна в любых учебно-тренировочных занятиях. С ее помощью решается очень важная задача - постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние, близкое к норме. Резкий переход от тренировочной работы к покою, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности от занятий, ухудшает самочувствие, может привести к нарушению кровообращения. Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, отрицательных явлений не возникает. Лучшее средство для заключительной части - работа в спокойном, равномерном темпе (например, бег). Полезны упражнения на расслабление с более редким и глубоким дыханием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...