Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процесс формирования профессиональной идентичности




Вопрос о формировании профессиональной идентичности является очень сложным, что определяется слабым уровнем разработанности проблемы генезиса идентичности как таковой.

В исследованиях формирования и развития идентичности у современного профессионала отмечается, что этот процесс зачастую носит слабо осознанный характер, поскольку многие трудовые операции унифицированы в результате применения сходных технических средств деятельности в разных профессиях. Это затрудняет образование целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе, без которого невозможно понимание своего места в профессиональной среде и достижение уровня профессионального мастерства.

Формирование профессиональной идентичности может рассматриваться в контексте профессионализации, который обычно используется как синоним понятия «профессиональное становление человека» или «становление профессионала».

Процессе становления профессионала включает в себя различные составляющие, такие как, ориентация в мире профессий, выбор профессии с учетом индивидуальных возможностей и способностей, освоение требований профессии, осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др. Профессионализация рассматривается как одна из сторон социализации, а становление профессионала – один из аспектов развития личности, восхождение человека к профессионализму [24].

В понимании профессионализации важным является соединение личностных и деятельностных компонентов, что означает соединение личности и профессии в этом процессе.

Связь становления профессиональной идентичности и профессионализации неоднократно фиксировалась исследователями. Очевидно, есть некоторые нюансы, различающие понятия «профессиональная идентификация» и «профессионализация», но несомненно, что это тесно связанные друг с другом процесса. Например, В.А. Бодров отмечает, что формирование профессиональной пригодности, становление профессионала неразрывно связано с самоопределением личности, то есть с самореализацией, самоутверждением, самосовершенствованием, самопознанием. Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития [6].

Оригинальную идею генезиса профессиональной идентичности развивает Л.Б. Шнейдер. Опираясь на подход В.Я. Ляудис, в котором приведена взаимосвязь хронотопов памяти с типами личностной самоорганизации и прогнозирования будущего, автор проводит хронотопический анализ идентичности, в частности, она использует выделенные этапы развития памяти как ступени становления идентичности, что позволяет по-новому посмотреть на природу профессиональной идентичности [31].

В этом подходе каждый из хронотопов создает основу определенного уровня или типа самоорганизации и форм идентичности. Центральным критерием, различающим эти типы, служит способность прогнозирования будущего, качественно различные способы организации актуального поведения в отношении к прошлому и предстоящему.

Непроизвольная форма памяти создает основу для внутриситуативной самоорганизации, прогнозирование будущего строится как упреждение в рамках ранее бывшего. С точки зрения Л.Б. Шнейдер, этому соответствует невыраженная идентичность.

Внешне опосредованная переходная форма памяти создает основу для межситуативной самоорганизации, прогнозирование будущего строится на выделении будущего как проекции «настоящего». Форма идентичности – выраженная, пассивная.

Произвольная форма памяти создает основу для полиситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на обособлении действий, подготавливающих будущее. Форма идентичности – активная.

Метапамять создает основу для внеситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на отношении к «настоящему» как проекции «будущего». Форма идентичности – устойчивая. Собственно профессиональная идентичность возможна лишь на этом уровне памяти. В хронотопах метапамяти фиксируются смысловые ориентации личности, определяющие отбор содержания и формы организации профессионального опыта. На этом уровне функционирования личность становится свободной в отношении ко всему временному ряду прошлого – настоящего – будущего.

Е.П. Ермолаева [10; 11; 12] рассматривает проблемы формирования профессиональной идентичности русле концепции профессиогенеза как комплексной социально обусловленной характеристики субъекта трудовой деятельности – профессионала. Автор исследует динамику содержательных, структурных и параметрических аспектов идентичности профессионала в меняющихся условиях деятельности и определяет роль профессиональной идентичности как комплексной характеристики соответствия и универсального основания адаптации человека в разных профессиональных средах. Ключевым для дифференциации аспектов, связанных с определением идентичности применительно к профессионалу, является понятие «внутренние идентификационные требования профессии». Речь идет о совокупности тех сущностных, знаковых и функциональных признаков, по которым человек выбирает профессию, а сам профессионал идентифицирует себя с ней.

По мнению многих исследователей, занимающихся проблемой профессиональной идентичности, формирование идентичности у современного профессионала зачастую носит «размытый» характер, связанный с унификацией трудовых операций в результате применения сходных технических средств деятельности в разных профессиях. Компьютеры и другие средства деятельности, работа на которых сегодня становится необходимой для освоения почти каждой современной профессии, унифицирует ряд операций, что «девальвирует» качественное значение специфики профессии для осуществления полноценной деятельности. Это замедляет формирование профессионально сущностного и целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе, без которого невозможно достижение высшего уровня профессионального мастерства. В связи с этим необходимо отметить важную роль когнитивных регуляторов профессиональной деятельности при отражении субъектом объекта, условий деятельности, окружающего профессионального мира и себя как профессионала. В результате выявления существенных связей внутри и вне профессии формируются общая информационная основа деятельности, а также целостные эталоны типичных профессиональных событий и индивидуализированные концептуальные схемы профессионального поведения. Кроме того, более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов дифференцирует и упорядочивает образ «идеального профессионала», который дополняется образом «себя как профессионала», все более уточняющимся в ходе профессионального самопознания – от стереотипов поведения в непредсказуемых ситуациях, самореализации и развития личности в труде. В противном случае человек рискует остаться на уровне выполнения узкого набора функций, будучи неспособным, их трансформировать с учетом изменившихся обстоятельств.

В рамках концепции профессионального становления личности превращение индивида в профессионала рассматривается как процесс формирования у субъекта профессионального пути, способного решать весь комплекс задач профессиональной деятельности и задач профессионального развития в целом [26]. Формирование субъектом профессионального пути осуществляется через разрешение системы противоречий, которые задаются базовым противоречием между социально-профессиональными требованиями к человеку, с одной стороны, и его желаниями, возможностями по их реализации, с другой. Острота данного противоречия во многом зависит от уровня сформированности профессиональной пригодности человека, которая выступает и как предпосылка, и как результат разрешения ведущего противоречия профессионального развития.

Согласно этому подходу профессионализация выступает как результат специфической формы активности личности, целью которой выступает достижение чувства профессиональной идентичности, а мотивами – элементы профессиональной идентичности.

Профессионализация осуществляется в двух основных направлениях.

Первое – создание субъектом внутренних средств профессиональной деятельности, таких как знания, умения, навыки, компетенции, необходимые и достаточные в определенной предметной области. В рамках этого направления большое внимание уделяется расширению информационно-психологического пространства профессионала и поэтапному структурному изменению личности, которое повышает автономность ее поведения при решении профессиональных задач.

Второе – формирование внешних средств профессиональной деятельности, включающее процесс накопления фиксированных знаний и социальных регуляторов в данном профессиональном сообществе и развитие (информационное и технологическое) материальных средств труда в соответствующей предметной области, обеспечивает расширение информационного пространства профессии и повышение внешней идентичности профессионала.

Профессиональная идентичность при этом формируется в процессе выявления существенных связей внутри и вне профессии, она соотносится с общей информационной основой деятельности, а также целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения.

Формирование профессиональной идентичности соотносится, с развитием соответствующей системы профессиональной активности, включая ее профессиональную составляющую (цели, программы, контроль, регуляция) и структурные компоненты (мотивы, способности, опыт). В качестве параметров развития профессиональной идентичности рассматриваются: удовлетворенность различными сторонами профессиональной деятельности и профессии в целом, качественные и количественные особенности профессиональной самооценки (структуру идеальной и реальной Я – концепции), особенности ценностной сферы и ряд других [26].

Более глубокое усвоение профессиональных нормативов и стереотипов дифференцирует и упорядочивает образ «идеального профессионала», который дополняется образом «себя как профессионала», все более уточняющимся в ходе профессионального самопознания – от стереотипов поведения в непредсказуемых ситуациях, самореализации и развития личности в труде. В противном случае человек рискует остаться на уровне выполнения узкого набора функций, будучи неспособным, их трансформировать с учетом изменившихся обстоятельств.

В рамках подхода профессионального становления личности профессиональная идентичность выступает как критерий профессионального развития и свидетельствует о качественных и количественных особенностях принятия человеком

а) себя как профессионала;

б) конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей;

в) системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности.

Соответственно этому автор выделяет три основные линии развития профессиональной идентичности: реальная или прогнозируемая профессиональная самооценка; отношение человека к содержанию, условиям профессиональной деятельности и профессионализации в целом; отношение человека к системе ценностей и норм, традициям и ритуалам, характерным для каждой профессиональной общности [7; 8; 9].

Последний аспект оценки профессиональной идентичности разработан в меньшей степени, что связано с недостаточным вниманием к роли социальной среды в формировании профессиональной идентичности, о чем шла речь в предыдущих параграфах. В связи с этим очевидна важность исследования профессиональной идентичности как подвида социальной идентичности. В таком случае этот вид идентичности может рассматриваться как системное образование, а ее формирование происходит на основе взаимодействия целого комплекса различных механизмов, включая когнитивный, мотивационный и ценностный [13].

Выделяют два основных аспекта в процессе формирования профессиональной идентичности: во-первых, уровни профессиональной идентичности; во-вторых, этапы профессионального становления специалиста (описаны в п. 1.2).

А. Тэшфел [32] в рамках социально-психологических исследований выявил следующие этапы формирования профессиональной идентичности:

- этап социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, который имеет смысл для индивида;

- этап социальной идентификации: процесс помещения человеком себя в ту или иную категорию;

- этап социальной идентичности: полное социальное отождествление.

Особый интерес в русле нашей работы представляют данные о том, что значимой смысловой группой может являться профессиональное сообщество, процесс идентификации с которым может привести к достижению идеального профессионального образа «Я».

С точки зрения, отечественного исследователя Н.С. Пряжникова [27], возможна следующая иерархия в уровнях профессиональной идентичности:

1. Осознание дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт = 0); определение структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них (профессиональное общение = 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «хочу»; характеристика самого субъекта деятельности – мечтающий. Профессиональная идентичность – невыраженная.

2. Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку, осознание своих возможностей, представление о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен 0); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равно 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «знаю», характеристика самого субъекта деятельности – осведомленный. Профессиональная идентичность выраженная, пассивная.

3. Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт = const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение = const); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «могу»; характеристика самого субъекта деятельности – умелый. Профессиональная идентичность – активная.

4. Свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний – поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт стремиться к бесконечности); ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональное неповторимости, желание передавать свой опыт другим, делиться им (профессиональное общение стремиться к совершенству) соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: «делаю»; характеристика самого субъекта деятельности – творческий. Профессиональная идентичность устойчивая.

Автор определяет профессиональную идентичность как близкое понятие самоопределению, но содержание его все-таки другое. Профессиональная идентичность – это осознание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [27, с. 92].

В исследовании А.А. Азбель [4] определяются составляющие контекста, влияющие на процесс формирования именно профессиональной идентичности (наличие внешних положительных эмоциональных условий формирования профессиональной идентичности; наличие широких познавательных возможностей; наличие возможности приобретения и реализации опыта; отсутствие объективных условий, препятствующих формированию профессиональной идентичности).

Автор предлагает теоретическую статусную модель формирования профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте на основе статусной модели эго-идентичности Дж. Марсия. Основанием для выделения статусов профессиональной идентичности служат два параметра: первый – наличие или отсутствие кризиса профессионального выбора (перебор различных альтернатив профессионального развития); второй – наличие самостоятельного и осознанного принятия учебно-профессиональных планов, целей и убеждений.

1. Статус диффузной профессиональной идентичности старшеклассника. Данное состояние характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов, социально-профессиональных убеждений, и при этом не пытаются их сформировать. Состояние кризиса профессиональной идентичности они не переживали, варианты своего профессионального развития не исследовали. Чаще всего этим статусом обладают дети, родители которых практически не занимаются воспитанием ребенка. Как правило, сами родители не хотят, не могут или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей.

2. Статус предрешенной профессиональной идентичности старшеклассника. Этот статус идентичности характеризуется тем, что человек формально совершает выбор профессиональных целей, но у него отсутствует внутренние убеждение в правильности своего выбора. Семья стремиться выбрать своему ребенку не только место обучения, профессиональный путь, но и друзей, партнеров по учебе и т.п. Пока человек остается жить в таких условиях, предрешенная профессиональная идентичность является адаптивной формой поведения.

3. Статус моратория профессиональной идентичности старшеклассника. «Мораторий» относится к человеку, который находится в состоянии кризиса профессиональной идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя и исследуя различные альтернативные варианты профессионально развития. Часто юноши и девушки в этом статусе имеют очень высокую тревожность и низкую самооценку, разговор с психологом они используют обычно для разрешения своих профориентационных проблем. Их родители не являются столь авторитарными, как родители старшеклассников с предрешенной идентичностью. В этих семьях могут происходить небольшие разногласия по поводу выбора вуза или техникума.

4. Статус достигнутой профессиональной идентичности старшеклассника. Этим статусом обладают старшеклассники, которые прошли через кризис профессионального выбора и самостоятельно сформировали некоторую совокупность знаний о себе и о своих ближних профессиональных целях, сделали осознанный выбор профессиональных учебных заведений. Эти люди уже могут структурировать свою жизнь, потому что они точно знают, чего хотят. Взгляд на проблемы профессионального выбора сбалансирован между детьми и родителями. Статус достигнутой идентичности характеризуется сформированностью позитивного отношения к специализированной учебной и общетрудовой деятельности.

Статусы достигнутой профессиональной идентичности и моратория являются нормативными и для старшеклассников являются адекватными. А статусы диффузной и предрешенной профессиональной идентичности являются неадекватными для старшеклассников нашей культуры.

Таким образом, очевидно, что формирование профессиональной идентичности остается недостаточно изученным направлением профессиональной психолого-педагогической деятельности.

Процесс формирования профессиональной идентичности сопряжен с процессом ее становления и развития.

Формирование профессиональной идентичности может рассматриваться в контексте профессионализации, который обычно используется как синоним понятия «профессиональное становление человека» или «становление профессионала».

Процессе становления профессионала включает в себя различные составляющие, такие как, ориентация в мире профессий, выбор профессии с учетом индивидуальных возможностей и способностей, освоение требований профессии, осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др. Профессионализация рассматривается как одна из сторон социализации, а становление профессионала – один из аспектов развития личности, восхождение человека к профессионализму.

В понимании профессионализации важным является соединение личностных и деятельностных компонентов, что означает соединение личности и профессии в этом процессе.

Процесс формирования профессиональной идентичности предполагает обеспечение ряда условий, таких как наличие внешних положительных эмоциональных условий формирования профессиональной идентичности; наличие широких познавательных возможностей; наличие возможности приобретения и реализации опыта; отсутствие объективных условий, препятствующих формированию профессиональной идентичности; наличие грамотно выстроенной супервизии.

Этапы формирования профессиональной идентичности определяются различными авторами по-разному в зависимости от положенных в основу выделения этапов критериев (уровни, статусы, этапы формирования профессиональной идентичности).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...