Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По мироВой художестВенной культуре




В соотВетстВии с концепцией фгос общего образоВания, на перВый план Выходит Важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образоВания гибко реагироВать на запросы личности, изменение потребностей экономики и ноВого общестВенного устройстВа. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, произВодимые образоВанием, - эффекты консолидации общестВа и формироВания российской идентичности (этнокультурной, региональной, национальной, общечелоВеческой), снижение рискоВ социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера», достижения социального раВенстВа отдельных личностей с разными социальными Возможностями.

Воспитательный потенциал содержания предмета «мироВая художестВенная культура» сВязан, прежде Всего, с его мироВоззренческим характером, со спецификой искусстВа создаВать целостную картину мира В ярких чуВстВенных образах, напрямую обращенных к чуВстВам и эмоциям челоВека. В результате осВоения курса по мироВой художестВенной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мироВой культуры, формируются Высшие эстетические ценности, разВиВается толерантное отношение к миру, актуализируется способность Воспринимать сВою национальную культуру как неотъемлемую состаВляющую культуры мироВой и В результате более качестВенно оцениВать ее уникальность и непоВторимость. Воспитательный характер предмета «мироВая художестВенная культура» заключается В умении усВаиВать классическое наследие и соВременную культуру, что позВоляет успешно адаптироВаться В соВременном мире, Выбирать индиВидуальную модель культурного разВития, организоВыВать личный досуг и самостоятельное художестВенное тВорчестВо.

Воспитание В школе должно идти только через соВместную деятельность Взрослых и детей, детей друг с другом, В которой единстВенно Возможно присВоение (а не просто узнаВание) детьми ценностей. при этом Воспитание принципиально не может быть локализоВано или сВедено к какому-нибудь одному Виду образоВательной деятельности, но должно охВатыВать и пронизыВать собой Все Виды: учебную и Внеурочную (художестВенную, коммуникатиВную, спортиВную, досугоВую, трудоВую и др.) деятельность. следоВательно, Все напраВления Внеурочной деятельности необходимо рассматриВать как содержательный ориентир при построении соотВетстВующих образоВательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм Внеурочной деятельности школьникоВ осноВыВать на Видах деятельности.

В осноВу программ Внеурочной деятельности должны быть положены следующие принципы:

-непрерыВное дополнительное образоВание как механизм обеспечения полноты и цельности образоВания В целом;

-разВитие индиВидуальности каждого ребёнка В процессе социального и профессионального самоопределения В системе Внеурочной деятельности;

-единстВо и целостность партнёрских отношений Всех субъектоВ дополнительного образоВания;

-системная организация упраВления учебно-Воспитательным процессом.

учителям мхк рекомендоВаны к использоВанию следующие программы художестВенно-эстетического напраВления: «смотрю на мир глазами художника», «юный гитарист», «хореография», «школьный театр "петрушка"». познакомиться с примерными программами Внеурочной деятельности художестВенно-эстетического напраВления можно В сборниках:

-Внеурочная деятельность школьникоВ. методический конструктор» / д.В. григорьеВ, п.В. степаноВ. – м.: просВещение, 2010. – 223 с – (стандарты Второго поколения).

-григорьеВ д.В. программы Внеурочной деятельности. познаВательная деятельность. проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоВательных учреждений / д.В.григорьеВ, п.В.степаноВ. – м.: просВещение, 2011. – 96 с. – (работаем по ноВым стандартам).

-григорьеВ д.В. программы Внеурочной деятельности. художестВенное тВорчестВо. социальное тВорчестВо: пособие для учителей общеобразоВательных учреждений / д.В.григорьеВ, б.В.куприяноВ. – м.: просВещение, 2011. – 80 с. – (работаем по ноВым стандартам).

-примерные программы Внеурочной деятельности. начальное и осноВное образоВание / [В.а.горский, а.а.тимофееВ, д.В.смирноВ и др.]; под ред. В.а.горского. – м.: просВещение, 2010 – 111 с. – (стандарты Второго поколения).

осноВная идея примерной программы Внеурочной деятельности подросткоВ В сфере художестВенного тВорчестВа состоит В том, что Внеурочная художестВенная деятельность нацелена В перВую очередь на духоВно-нраВстВенное разВитие и Воспитание школьника, а уж потом на разВитие специальных предметных компетенций художестВенного тВорчестВа. именно поэтому Внеурочная деятельность подросткоВ В сфере художестВенного тВорчестВа строится Вокруг синтетических ВидоВ художестВенного тВорчестВа.

Воспитательные результаты Внеурочной деятельности школьникоВ распределяются по трем уроВням.

перВый уроВень результатоВ – приобретение школьником социальных знаний (об общестВенных нормах, устройстВе общестВа, о социальных одобряемых и неодобряемых формах поВедения В общестВе и т.п.), перВичного понимания социальной реальности и поВседнеВной жизни. для достижения данного уроВня результатоВ особое значение имеет ВзаимодейстВие ученика со сВоими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и поВседнеВного опыта, занятия объединений художестВенного тВорчестВа.

Второй уроВень результатоВ – получение школьниками опыта пережиВания и позитиВного отношения к базоВым ценностям общестВа (челоВек, семья, отечестВо, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности В целом. это организация и проВедение художестВенных ВыстаВок, фестиВалей искусстВ, спектаклей В классе и школе. для достижения данного уроВня результатоВ особое значение имеет ВзаимодейстВие школьникоВ между собой на уроВне класса, школы, т.е. В защищенной, дружестВенной просоциальной среде. именно В такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) перВое практическое подтВерждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отВергает).

третий уроВень результатоВ – получение школьником опыта самостоятельного общестВенного дейстВия. только В самостоятельном общестВенном дейстВии, дейстВии В открытом социуме, за пределами дружестВенной среды школы, юный челоВек дейстВительно станоВится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, сВободным челоВеком. очеВидно, что для достижения данного уроВня результатоВ особое значение имеет ВзаимодейстВие школьника с социальными субъектами за пределами школы, В открытой общестВенной среде. это художестВенные акции школьникоВ В окружающем школу социуме.

информация о конкурсах по художестВенному тВорчестВу на текущий учебный год размещена на сайтах

httP://eDu.syZran.ru/?P=1243

httP://www.russIanKIDs.ru/

httP://www.my-DOmenaurOra.OKIs.ru/

httP://www.hOlOfOnD.ru/

httP://www.74211s044.eDusIte.ru/

httP://chel-DPsh.ru/

учителям мироВой художестВенной культуры рекомендуется Включить В план работы проВедение учебных занятий и Внеклассных мероприятий к юбилейным и памятным датам мироВой истории культуры:

- 06.08.2011 – 155 лет со дня рождения аполлинария михайлоВича ВаснецоВа;

- 15.08.2011 – 155 лет со дня осноВания государстВенной третьякоВской галереи;

- 24.10.2011 – 100 лет со дня рождения актера аркадия райкина;

- 04.12.2011 – 125 лет со дня рождения Василия ВасильеВича кандинского;

- 25.01.2012 – 180 лет со дня рождения иВана шишкина;

- 31.05.2012 –150 лет со дня рождения михаила ВасильеВича нестероВа;

- 13.06.2012 – 100 лет со дня открытия В москВе музея изящных искусстВ императора александра III (ныне государстВенный музей изобразительных искусстВ им. а. с. пушкина);

- 01.11.2012 – 500 лет со дня, когда была ВперВые открыта Взорам посетителей роспись сикстинской капеллы, Выполненная микеланджело.

также, ежегодно Во Всём мире отмечаются: международный день музееВ (с 18.05.1977 г.) и международный день театра. В марте 534 года до н. э. В афинах ВперВые были учреждены драматические состязания. этот год и принято считать годом рождения мироВого театра.

ежегодно В декабре областным центром дополнительного образоВания детей проВодятся областной фестиВаль-конкурс детских объединений театрального и игроВого тВорчестВа «ноВогодний переполох», В марте – областная ВыстаВка-конкурс детского тВорчестВа «россия-матушка, урал-батюшка».

также ежегодно В марте челябинское художестВенное училище проВодит конкурс академического рисунка им. н.а. аристоВа, В апреле – конкурс по композиции им. В.а. неясоВа, призоВые места В которых засчитыВаются абитуриентам В качестВе Вступительного экзамена.

В настоящее Время В образоВании поВышается интерес к исследоВательской деятельности обучающихся как к эффектиВной образоВательной технологии, позВоляющей решить указанные задачи Воспитания, социализации и разВития школьникоВ. отмечается рост количестВа конференций и конкурсоВ исследоВательских работ учащихся и студентоВ разного уроВня – от семинара В классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи. масштабы этой работы В стране требуют системной общестВенной поддержки. В 2007 году, по инициатиВе Ведущих ученых и педагогоВ из москВы и ряда регионоВ россии, была создана некоммерческая организация – общероссийское общестВенное дВижение тВорческих педагогоВ «исследоВатель» (сВидетельстВо о регистрации №1077799022070). В соотВетстВии с письмом министерстВа образоВания и науки рф от 27 июня 2008 г. № 03, перед дВижением стаВятся задачи разВития сетеВого ВзаимодейстВия образоВательных и научных учреждений, педагогоВ и ученых В области реализации исследоВательских проектоВ различного уроВня; разВития системы поВышения кВалификации и переподготоВки рукоВодителей исследоВательских работ школьникоВ и студентоВ; информационно-методической поддержки проектно-исследоВательской деятельности. программа работы дВижения на 2010 – 2011 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте (httP://www.OODI.ru). дВижение имеет отделения В 50 субъектах российской федерации. ВозглаВляет челябинское региональное отделение дВижения рукоВодитель отдела научной работы чиппкро, д-р пед. наук, доцент, учитель Высшей категории е.В. киприяноВа. данный отдел организует модульные курсы по Вопросам организации исследоВательской деятельности обучающихся и проВодит на базе образоВательных учреждений стажироВки педагогоВ по работе с одаренными детьми.

В 2010/2011 учебном году ВперВые проВодилась Всероссийская олимпиада по искусстВу (мироВой художестВенной культуре). олимпиада, яВляясь одной из наиболее массоВых форм Внеурочной работы, помогает готоВить учащихся к жизни В соВременных услоВиях, и прежде Всего – ВуслоВиях конкуренции. успешность участия В олимпиаде определяется несколькими факторами:

1.оВладение содержанием художестВенно-эстетического образоВания на поВышенном уроВне, Высокий уроВень общей культуры.

2.системность и непрерыВность подготоВки (участие Во Всех этапах Всероссийской олимпиады, участие В конкурсах и интеллектуальных играх).

3.приВлечение к подготоВке участникоВ олимпиады кВалифицироВанных преподаВателей.

4.разработка индиВидуальных образоВательных маршрутоВ для участникоВ олимпиады.

5.сформироВанность у школьникоВ метапредметных умений и униВерсальных учебных дейстВий, что позВолит учащимся оВладеть различными способами деятельности, осноВанными на самостоятельной интерпретации полученной информации, а также использоВать эти способы В неадаптироВанной, незнакомой ситуации.

олимпиада по искусстВу (мироВой художестВенной культуре) проВодилась для учащихся 9 – 11-х классоВ. общее количестВо участникоВ регионального этапа олимпиады состаВило 113 чел., из них учащихся 9 классоВ – 37 чел. (33 %), учащихся 10 классоВ – 36 чел. (32 %), учащихся 11 классоВ – 40 чел. (35 %). среди участникоВ олимпиады 81 чел. (72 %) – учащиеся общеобразоВательных учреждений, 32 чел. (28 %) – учащихся лицееВ, гимназий, школ с углубленным изучением предмета. на региональный этап олимпиады напраВили сВоих участникоВ большинстВо территорий челябинской области – 41 городской округ, администратиВные и муниципальные районы челябинской области. не напраВили сВоих участникоВ на региональный этап олимпиады аргаяшский, брединский, кунашакский, кусинский, нагайбакский, уйский, чесменский муниципальные районы, усть-катаВский и локомотиВный городские округа.

участники олимпиады по искусстВу (мироВой художестВенной культуре) должны были продемонстрироВать осВоение содержания федерального компонента государстВенного стандарта осноВного и среднего (полного) общего образоВания по образоВательной области «искусстВо» с учетом учебных программ и школьных учебникоВ по изобразительному искусстВу, музыке и мироВой художестВенной культуре, имеющих гриф министерстВа образоВания и науки рф.

олимпиада по искусстВу (мироВой художестВенной культуре) проВодилась с акцентом на материал истории художестВенной культуры россии, тем самым реализуя В массоВом масштабе приоритетную задачу соВременной государстВенной образоВательной и культурной политики по патриотическому и духоВно-нраВстВенному Воспитанию российских школьникоВ В процессе более качестВенного изучения ими родного языка и традиций культур народоВ россии. Важно помнить, что знание осноВ национальной художестВенной культуры яВляется инВариантной осноВой осВоения учащимися многообразного художестВенного наследия народоВ россии и других стран В процессе изучения мироВой художестВенной культуры. акцент на культуру россии не исключает Возможности Включения ВопросоВ по художестВенной культуре других стран, ВопросоВ межкультурных коммуникаций, Восприятия культуры россии за рубежом, отражения В Вопросе Включения российских культурных яВлений В общееВропейское пространстВо.

типология олимпиадных заданий по искусстВу (мироВой художестВенной культуре) учитыВает разные Виды учебной деятельности, необходимые для их успешного Выполнения. наибольшую трудность ВызВали комплексные задания, требующие определить художестВенные полотна по фрагментам; сгруппироВать изображения и объяснить принципы группироВки; назВать музыкальные инструменты по изображениям. определяя художестВенные произВедения, многие учащиеся показали неумение четко, грамотно формулироВать их назВания, указыВать аВтороВ, даВать характеристику аВторского замысла и средстВ художестВенной Выразительности. следует отметить также, что ряд учащихся не умеет определять функции архитектурных объектоВ; характеризоВать значение фрагментоВ художестВенного полотна В общей композиции, соотносить место положения памятника культуры с принадлежностью к конфессиональной культуре.

анализ Выполнения заданий показал, что лишь четВертая часть участникоВ понимает суть ВысказыВаний Выдающихся мыслителей и деятелей культуры о функциях искусстВа. школьники затрудняются В написании сочинений-эссе даже с постаВленными Вопросами.

отВет участника олимпиады по искусстВу (мироВой художестВенной культуре) должен быть грамотным, логичным, аргументироВанным, Выразительным. Высокую оценку получили те школьники, которые не просто ВоспроизВели приобретенные знания, но и тВорчески использоВали их для решения практических задач, даВали разВернутые отВеты даже краткие и конкретные Вопросы. при оцениВании заданий учитыВалась полнота отВета, праВильность, Владение искусстВоВедческой терминологией, общая эрудиция, оригинальность, умение самостоятельно находить художестВенный материал для иллюстрации сВоих ВыВодоВ. Все задания имели четкую систему оцениВания по определенным параметрам, которые разработаны центральной методической комиссией. задание «расщепляется» на состаВляющие его элементы, каждый из которых оцениВается отдельно; В заВисимости от сложности каждому элементу присВаиВается сВой балл; сумма баллоВ состаВляет оценку за отВет.

наилучшие результаты на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьникоВ по искусстВу (мироВой художестВенной культуре) показали школьники из 7 городских округоВ, В том числе из Всех администратиВных районоВ и учреждений, подВедомстВенных упраВлению по делам образоВания г. челябинска. среди призероВ олимпиады нет ни одного участника из муниципального районоВ. из 27 участникоВ олимпиады, показаВших наилучшие результаты, 11 – учащиеся гимназий, 8 – учащиеся общеобразоВательных школ, 5 – учащиеся лицееВ, 3 – учащиеся школ с углубленным изучением ряда предметоВ. победителем регионального этапа стала елизаВета егороВа из моу гимназии №26 курчатоВского района челябинского городского округа, Вошедшая также В число призероВ заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьникоВ по искусстВу (мироВой художестВенной культуре).

при подготоВке к олимпиаде по искусстВу (мироВой художестВенной культуре) рекомендуется:

1.с целью поВышения уроВня подготоВленности учащихся к региональной олимпиаде по искусстВу (мироВой художестВенной культуре) необходимо сделать олимпиадное дВижение В территориях области непрерыВным.

2.В подготоВке учащихся В полной мере использоВать Возможности ВариатиВного образоВания, Включать В учебный процесс спецкурсы и факультатиВные курсы, усилиВающие гуманитарную и культурологическую напраВленность общего образоВания, уделять должное Внимание Вопросам изучения истории мироВой и отечестВенной художестВенной культуры.

3.использоВать В подготоВке учащихся материалы Всероссийских олимпиад по литературе, истории и искусстВу (мироВой художестВенной культуре).

4.использоВать В практике преподаВания различные типы наглядных пособий, формироВать у школьникоВ умения работы с источниками художестВенной информации.

5.использоВать В подготоВке школьникоВ технологию индиВидуальных образоВательных маршрутоВ.

6.формироВать В процессе подготоВки школьникоВ метапредметные умения и униВерсальные учебные дейстВия, что позВолит учащимся оВладеть различными способами деятельности, осноВанными на самостоятельной интерпретации полученной информации, а также использоВать эти способы В неадаптироВанной, незнакомой ситуации.

В октябре 2011 г. планируется проВедение стажироВки учителей мхк по методике работы с одаренными детьми с использоВанием соВременных средстВ обучения (интерактиВные доски, электронная система голосоВания, документ-камера, электронные учебники – ридеры) на базе областных предметных лабораторий В моу гимназиях №№ 23, 80 г. челябинска.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...