Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура античности.

Язычество как феномен истории культуры.

Термин «язычество» имеет церковнославянские корни (от слова «языпи» – «иноземцы») и появился в эпоху Киевской Руси уже после принятия христианства. Ввод этого термина позволил подразделить развитие религиозных взглядов на Руси на два этапа: до принятия христианства (языческие воззрения) и после принятия христианства. Но существует и более широкое, мировое определение язычества, согласно которому язычество – это система представлений, верований, обрядов, взглядов людей, которая существовала до принятия мировых религий. К мировым религиям относятся христианство, ислам и буддизм. Язычество послужило основой для этих верований.

Язычество включает в себя фетишизм

– вера в сверхъестественные способности каких-либо предметов (поклонение камням, деревьям и т. д.), анимизм

– вера в существование души, а также духов (различным явлениями приписывались человеческие черты), тотемизм

– вера в родство человека и животных (поклонение животным и растениям) и др.

Теперь язычество является не только помощником древнего человека, не только помогает объяснить ему окружающий мир и сделать его ближе и понятнее. С появлением государственности язычество становится важным политическим фактором. Во-первых, потому что общие воззрения и верования людей являются важной составляющей в деле объединения их для создания единого государства. Во-вторых, зачастую язычество выступало неким оправдывающим фактором для правителей государств, поскольку во многих странах религиозные взгляды наделяли правителей авторитетом богов. Ярким примером служит Древний Египет, где фараон считался сыном бога. Такое суждение наделяло фараона почти безграничной властью. То есть религия заметным образом укрепляла позиции правителей. На протяжении всей истории человечества менялись взгляды и верования, одна религия сменяла другую, при этом менялись и отношения между государством и религией. Стоит отметить, что именно во времена языческих убеждений государственная власть выступала как центр религии, что заметным образом, в силу важности религии для древних людей, сказывалось на авторитете государства.

Постепенно язычество начинает себя изживать, на смену ему приходят новые религии. Но интерес к его изучению не пропадает. Во-первых, нельзя, изучая историю, отмести религиозные взгляды людей тех или иных эпох как важную составляющую исторического развития человека. Во-вторых, язычество не исчезло бесследно, оно очень сильно повлияло на сменившие его религии и продолжает прослеживаться во многих обычаях и взглядах людей, в создаваемых ими культурных памятниках.

Культурные ареалы буддизма, христианства и ислама.

Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространён в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей.

Христиа́нство — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году.

Исла́м — монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия.

Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях Мухаммеда в VII веке, который является пророком для мусульман.

Культура Др.Востока.

Понятие «Древний Восток» охватывает цивилизации, складывающиеся с IV-V тысячелетий до н.э. и существующие на огромной территории от Египта до Китая.

Религия играла главную роль в восточном обществе. В религиях Древнего Востока на второй план отходят первобытные верования и культы, а на первый выходит религиозный культ могущественных богов.

Сохраняются черты ранних религиозных представлений (магия, фетишизм).

Главная черта религии – политеизм (многобожие). Различные формы культуры начинают существовать самостоятельно, т.е. культура становится специализированной.

Развитие хозяйства приводит к возникновению письменности и науки. Письменность первоначально служила чисто хозяйственным нуждам, но со временем проникла в политико-административную деятельность и религию. Появляется особое сословие – писцы, появляются школы, из писцов происходят первые литераторы. Возникает наука: математика, астрономия, медицина.

Особенности древневосточного искусства.

1. Неотделимость художественного сознания от сознания религиозного и от сознания «производственного». Ни одно из произведений искусств не создавалось в отрыве от религиозного культа.

2. Информационность. В памятниках культуры прослеживается отчетливое преобладание информативного начала.

3. Иерархичность. Проявляется в постоянном стремлении показать, какое место в обществе занимает тот или другой персонаж. Это достигалось двумя способами – через атрибутику или масштаб. Каждый изображаемый имел определенные регалии.

4. Каноничность, т.е. наличие обязательных норм (построение изображения). Эти нормы закреплялись религиями.

Месопотамия.

В Месопотамии слишком рано начинают строить ирригационные сооружения. Наводнения Евфрата бывают очень сильными, но нечастыми. Поэтому копались огромные котлованы, которые заполнялись водой во время наводнения, — так создавался запас воды на время засухи.

Наибольшее достижение культуры Месопотамии — письменность. Раньше всех ее создали шумеры в IV тысячелетии до н.э. Сначала появилось рисуночное письмо — пиктография.

Благодаря расшифровыванию «глиняных книг» получены достаточно точные представления об уровне научных знаний в Междуречье. Охранниками высшей мудрости были жрецы. Особенное значение приобрело наблюдение по звездам.

Определенным итогом развития политического мнения древних стало оформление письменных законов Хамураппи.

 

Египет.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти. На основе этого родилось вероучение, согласно которому смерть не означает конец: прекрасная жизнь на Земле может длиться вечно, умершего может ждать воскрешение.

Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон – это живое подобие Солнца.

 

 

Индия.

В середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторглись племена ариев, которые создали величайшие памятники культуры духовной: произведения по вопросам религии, философии, изучению окружающего мира.

О религиозных верованиях Индии дают представление Веды – великий памятник древнеиндийской словесности, до сих пор почитаемый в Индии в качестве священного текста, свод непререкаемых истин и незыблемых правил поведения.

Китай.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную так и духовную. В середине I тыс. до н.э. здесь формируются три идеологических направления – даосизм, учение Конфуция и буддизм.

Основателем конфуцианства был проповедник Кун-цзы (учитель Кун). Во II–I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов. Основное содержание конфуцианства – обожествление императора и освящение его власти.

Основателем даосизма был мудрец Лао-цзы.

 

Культура античности.

Развитие античного мира — последовательная смена трех периодов. Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.). Второй период связан с захватническими войнами македонских царей — Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-ые годы до н.э.). Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.

Античность воспринимается как идеал и золотая пора человечества, т.к. в искусстве и культуре создано множество шедевров, а взгляд человека на мир, моральные и нравственные нормы обрели свое начало именно в это время. Античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески – это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. Художникам предписывалось подражать природе. Утверждались такие эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мера, гармония.

  1. Красота, прекрасное, согласно Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.
  2. Мера – исходный принцип существования. Она – характеристика совершенства.
  3. Гармония является образцом для произведений искусства. Рациональность – все просчитывалось и вычислялось, выделялись математические нормы связей (идеальные пропорции человеческой фигуры). Античная культура – это тип европейской рациональной культуры.
  4. Антропоцентризм: человек в центре космоса. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Любовь к повседневным радостям утверждается в качестве идеала.
  5. Культ тела. Идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом. Нагота не вызывала чувства стыдливости. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры (философия, архитектура, скульптура, поэзия, драма.
  6. Принцип патриотизма.
  7. Состязательность во всех сферах жизни. Главную роль играли состязания художественные – поэтические и музыкальные, спортивные, конные.
  8. Греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов – покровителей полиса. Широкую известность получают Дионисии – аттический праздник в честь бога Диониса.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...