Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техническая часть подготовки автомобиля к началу движения




Для простоты запоминания необходимых действий при подготовке к началу движения надо вспомнить о том, как вращаются стрелки в механических часах. Мы с вами будем работать по ходу вращению часовой стрелки.

Техническая часть подготовки проходит по нижнему, малому полукругу (рис. 24). И начинается все с педали сцепления.

Сцепление

Перед тем, как запускать двигатель, следует нажать педаль сцепления.

Зачем? Ответ есть, но сразу хочется оговориться. Мы с вами будем основываться на том, что находимся сейчас у нас, в нашей стране, где используется отечественный стиль управления автомобилем. Кое-что из "западного" стиля в этой книге тоже можно найти. Позже, в зависимости от ситуации, вы сможете смешивать стили, а пока давайте основательно разберемся с нашим родным.

Итак, сцепление. Но сначала придется понять принцип работы автомобиля в целом, как и почему он вообще едет.

Силовая установка автомобиля (рис. 25) состоит из трех основных частей:

I. Двигатель, из которого выходит вал, заканчивающийся диском.

II. Еще один диск с валом, который заходит в коробку передач.

III. Выходящий из коробки передач вал, который тянется к заднему мосту автомобиля и там расходится направо и налево по полуосям, которые заканчиваются колесами.

Конечно, это упрощенная схема автомобиля, но она позволяет понять, почему он все-таки движется.

Допустим, двигатель автомобиля работает. Значит, вращается вал двигателя и первый диск. Но на этом все и заканчивается. На рисунке 25 вы видите зазор между двумя дисками, поэтому второй диск и далее по схеме все неподвижно – машина стоит на месте.

Предположим, каким-то образом мы соединили два диска. Значит, двигатель вращает свой вал, два диска и второй вал. Но машина продолжает стоять.

Двигаться она будет только в том случае, если соединить все три условные части автомобиля. То есть в коробке передач надо включить какую-либо передачу, которая соединит второй и третий валы.

А теперь давайте подумаем, какие части соединить сначала: первую и вторую (два диска) или вторую и третью (валы в коробке передач)?

Если сначала соединить два диска, то половина шестеренок в коробке передач, связанных с валом второго диска, начнет вращаться. Сможем ли мы потом соединить их с неподвижными шестеренками, которые связаны с последним третьим валом?

Не сможем! Зуб на зуб – "тресь", "хрясь"... и они поломались. Значит, мы выбрали неверный путь!

Оставим в покое два диска и соединим сначала вторую и третью части машины. То есть, соединим валы в коробке передач, пока шестерни не вращаются. Для этого, с помощью рычага переключения, надо включить некую передачу.

После включения передачи мы имеем уже не три, а только две части автомобиля. Одна из них двигатель с вращающимся валом и диском, другая второй диск, который через шестерни и валы связан с колесами автомобиля. Остается лишь соединить два диска, и машина поедет!

Но это как раз и есть та самая проблема, с которой сталкивается каждый, кто впервые садится за руль. "Бороться" с этой проблемой мы с вами будем в этой же главе, но чуть позже.

В данный момент вам необходимо знать, что два диска на рисунке 25 есть не что иное, как механизм сцепления, который управляется с помощью педали сцепления. И когда педаль находится наверху, то есть водитель ее не трогает, два диска под воздействием очень сильных пружин соединены вместе!

Рис. 25. Схема силовой установки автомобиля на примере заднеприводного автомобиля

А если в это время в коробке передач включена какая-либо передача? Тогда, при пуске двигателя, машина прыгнет вперед! Поэтому, для гарантии безопасности, для уменьшения массы вращающихся деталей, а также для уменьшения сопротивления вращению – перед пуском двигателя сначала надо отделить его от трансмиссии автомобиля. Для этого вы должны нажать педаль сцепления вниз "до пола" и разъединить два диска (рис. 25).

Давайте разберемся с тем, как правильно нажимать педаль сцепления.

Левая нога водителя предназначена только для одной педали – педали сцепления! И если пришло время ее нажимать, то вы должны переместить свою левую ногу из "дома" на педаль и тщательно там ее "пристроить". Причем именно "пристроить", так как первое время ваши движения будут не очень уверенными и точными.

Когда стопа левой ноги ложится на педаль, вы должны ощущать ее поверхность и, в то же время, у стопы должна быть готовность к значительному сопротивлению со стороны педали.

Как этого достичь? Надо выбрать ту зону стопы,

которая будет в состоянии работать долго и продуктивно (рис. 26). Пальцы стопы – самая чувствительная ее часть, но и самая слабая. Подушечки стопы – в меру чувствительны и в то же время сильны. Впадина стопы – самая сильная ее часть, но она не чувствует педали.

Рис. 26. Зоны стопы: I – пальцы; II – подушечки; III – впадина; IV – пятка

Что выберем? Конечно подушечки!

Исходя из вышеизложенного, вы должны пристроить стопу своей левой ноги на педали сцепления так, чтобы ее подушечки ощущали педаль и были готовы к немалому усилию.

В зависимости от размера вашей обуви, пятка (каблук) может оказаться на полу, а может и висеть в воздухе – то и другое допустимо. Но когда вы начнете нажимать педаль – опоры на пятку быть не должно!

Нажимать педаль сцепления следует быстро, одним движением, до конца хода педали ("до пола"). При этом основную работу выполняет не стопа, а коленка! Именно она как бы давит подушечками стопы на педаль, заставляя пятку скользить по полу (рис. 27).

Рис. 27. Положения левой ноги при нажатии педали сцепления: 1 "пятка стоит"; 2 – "пятка приподнялась"; 3 – "пятка скользит"; 4 – "пятка стоит"

После того, как вы до конца нажали педаль, можно и нужно ослабить напряжение в ноге – обопритесь пяткой о пол, удерживая педаль нажатой. Почувствуйте и запомните эти движения и это состояние, в процессе вождения автомобиля все это будет повторяться тысячи и тысячи раз.

Итак, педаль нажали, удерживаем ее внизу. Как ее отпускать, поговорим чуть позже, а пока идем дальше по схеме (рис. 24).

Пуск двигателя

Пуск "горячего" двигателя. Давайте считать, что двигатель автомобиля полностью прогрелся, пока ваш помощник перегонял машину от места ее стоянки до площадки, на которой вы сейчас находитесь.

Поскольку двигатель сейчас "горячий", то достаточно лишь повернуть ключ "на старт", как он сразу же заведется.

Это совсем не сложно. Посмотрите на рисунок 28.

Рис. 28. Положения ключа в замке зажигания

У замка зажигания есть три основных положения. В зависимости от модели автомобили, замок может располагаться справа или слева от руля, иметь дополнительные позиции и условия для включения, но любой замок имеет эти три основных положения:

I. Зажигание выключено.

П. Зажигание включено.

III. Стартер включен.

Из позиции I спокойно поворачиваем ключ на 180°, в позицию II.

Как только вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла, мигающая лампочка стояночного тормоза и другие (после пуска двигателя большинство из них погаснет).

Далее вам надо решительно повернуть ключ в позицию III, приблизительно на 45° от предыдущего положения, и стартер начнет проворачивать коленчатый вал двигателя. Не будем углубляться в предмет "Устройство автомобиля" (см. лучше " Учебник по устройству автомобиля "), но правила пользования стартером знать надо.

Стартер является самым "крупным" потребителем электроэнергии, запас которой в машине, естественно, не безграничен. Поэтому удерживать ключ в положении "стартер включен" следует разумное время.

Если двигатель вашего автомобиля исправен и отрегулирован, то, удерживая ключ в третьей позиции, через 2–3 секунды вы почувствуете, что мотор завелся. Сразу же надо "бросить" ключ! Пальцы следует просто разжать, а руку вернуть на рулевое колесо. Ключ под воздействием возвратной пружины самостоятельно вернется во вторую позицию и останется там до окончания вашей поездки.

Другое дело, если у вас "видавший виды" "боевой конь", доставшийся по наследству. С первого раза он может и не завестись. Поэтому будьте готовы "бросить" ключ через 10–15 секундпосле начала работы стартера, независимо от достигнутого результата. Стартеру и аккумуляторной батарее надо дать передышку! Если держать ключ "до посинения", то через 1015 минут можно будет выбросить не только полностью разряженную аккумуляторную батарею, но и дымящийся стартер тоже.

Иными словами, поворачиваем ключ "на старт", ждем начала работы двигателя, "бросаем" ключ, как только он заведется или не позже чем через 10–15 секунд, если он не заведется.

Если двигатель не завелся, то возвращаем ключ в позицию I (рис. 28), после небольшой передышки (1–2 минуты) пробуем еще раз, далее опять передышка, потом еще 5–6 попыток, а затем ищем специалиста, который определит причину неисправности системы пуска двигателя и устранит ее.

Пуск "холодного" двигателя. Если вам предстоит запуск двигателя, который за ночь или просто за несколько часов бездействия полностью остыл, то следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. Нажать педаль сцепления и удерживать ее внизу.

2. Выключить передачу, если она была включена на время стоянки.

3. Полностью вытянуть на себя рукоятку управления воздушной заслонкой карбюратора (рукоятка "подсоса").

4. Повернуть ключ в замке зажигания в положение III – "Стартер включен" и запустить двигатель.

5. Плавно отпустить педаль сцепления. Затем надо прогреть двигатель, контролируя степень прогрева по указателю температуры охлаждающей жидкости, расположенному на щитке приборов вашего автомобиля.

После запуска двигателя, а также по мере его прогрева вам придется регулировать обороты коленчатого вала. Надо поддерживать их в пределах 1500–2000 об/мин, и делается это с помощью рукоятки "подсоса". Задвигая ее или вытягивая, вы тем самым уменьшаете или увеличиваете количество топлива, поступающего в цилиндры двигателя, и, соответственно, меняете частоту вращения коленчатого вала. Когда двигатель окончательно прогреется, рукоятку "подсоса" надо будет полностью задвинуть.

Начинать свои первые поездки следует на полностью прогретом двигателе, так как холодный двигатель работает неустойчиво и не очень хорошо "тянет", а у вас и без этого на первое время проблем хватит. Позже, когда вы уже немного научитесь водить автомобиль, можно будет начинать движение, не дожидаясь полного прогрева, поскольку современные автомобили в этом не нуждаются. Система подачи топлива и система смазки двигателя давным-давно претерпели качественные изменения по сравнению с автомобилями начала XX века. Двигатель не пострадает оттого, что почти сразу после его запуска вы начнете движение. Кстати, исследования показывают, что именно в процессе прогрева двигателя производится максимальное количество вредных выбросов в атмосферу. А ведь от чистоты воздуха зависит здоровье наше и наших детей!

Будем считать, что двигатель вы запустили успешно, и поэтому пойдем дальше по нашей схеме (рис. 24).

Первая передача

Полагаю, что за время, потраченное на запуск и прогрев двигателя, вы уже забыли о своей левой ноге. Сейчас о ней надо вспомнить.

Включить первую передачу вам удастся только в том случае, если второй диск на схеме 25 не будет вращаться, а для этого педаль сцепления должна находиться в нижнем положении.

Если после запуска холодного двигателя вы отпустили педаль, то сейчас ее надо снова нажать.

Если вы все еще удерживаете педаль сцепления нажатой (после запуска горячего двигателя), то можете спокойно, без вреда для шестеренок, включать первую передачу.

После непродолжительной тренировки с рычагом переключения передач, представляя в уме коридоры, шарик и пружину (см. рис. 16–23), переключать передачи вы научились. Поэтому сейчас для вас не составит труда легким изящным движением кисти правой руки включить первую передачу (см. рис. 17).

Итак, педаль сцепления внизу, двигатель работает, и только что была успешно включена первая передача. На этом заканчивается техническая часть подготовки машины к началу движения. Пора переходить ко второму этапу подготовки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...