Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Междометия и звукоподражательные слова (4 ч)




Общее понятие о междометиях и звукоподража­тельных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу рече­вого этикета.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междомети­ями.

Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.

Трудные случаи разграничения языковых явлений (10 ч)

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка; по прежнемупо-прежнему, ввидув виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежатьобижать и т. п.

Резервные часы (19 ч)

Основные умения

К концу 7 класса учащиеся должны владеть сле­дующими умениями:

• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

• по словообразованию: объяснять зна­чение слова, его написание и грамматические при­знаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

• по морфологии: распознавать части ре­чи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

• по синтаксису: определять синтаксиче­скую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочи­нительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию пред­ложений в речи;

• по орфографии: характеризовать изучен­ные орфограммы, объяснять их правописание; пра­вильно писать слова с изученными орфограммами;

• по пунктуации: обосновывать и правиль­но употреблять знаки препинания на основе изу­ченного в 5—7 классах.

8 КЛАСС (102 ч)

О языке (1 ч)

Русский язык в семье славянских языков.

РЕЧЬ (17 ч)

Систематизация сведений о тексте, стилях и ти­пах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Жанры публицистики: репортаж, порт­ретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологиче екая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Высказывания, ориентированные на жанр ре­портажа:

репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе);

репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).

Высказывание, ориентированное на жанр порт­ретного очерка (рассказ об интересном человеке).

Высказывание, ориентированное на жанр про­блемной статьи «Хочу и надо — как их прими­рить?».

Основные умения

Анализ текста. Находить в молодежных газе­тах проблемные репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные ви­ды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публи­цистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Воспроизведение текста. Создавать на осно­ве исходного авторского текста вторичное высказы­вание, отражая в нем свое понимание проблемати­ки текста и позиции автора, давать письменный анализ текста — стилистический, типологический, включая анализ характерных для стиля и типа ре­чи выразительных средств языка. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жан­ров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.

Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посеще­нии) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое,

знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.

Совершенствование написанного. Добивать­ся полного соответствия отбора содержания и язы­ковых средств коммуникативной задаче. Повы­шать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляцию), рито­рические вопросы и восклицания, вопросно-ответ­ную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечисли­тельные ряды со значением градации, контраст­ные сопоставления и противопоставления, двой­ное отрицание и другие экспрессивные конст­рукции.

Трудные случаи правописания (на основе изученного) (5 ч)

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение (5 ч)

Понятие о словосочетании. Строение словосоче­тания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели вы­сказывания; восклицательные предложения (по­вторение). Прямой и обратный порядок слов. Логи­ческое ударение.

Культура речи. Построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управле­нием и согласованием. Логическое ударение и по­рядок слов как средство повышения точности и вы разительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая раз­личные эмоциональные оттенки значения. Ри­торический вопрос, вопросно-ответная форма изло­жения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи.

Синтаксис простого предложения

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (12 ч)

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и имен­ное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.

Культура речи. Согласование сказуемого с под­лежащим, выраженным словосочетанием и слож­носокращенными словами.

Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их си­нонимика.

Обстоятельства места как средство связи предло­жений в описательных и повествовательных текс­тах; их синонимика.

Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

Односоставные простые предложения (8 ч)

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуе­мого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).

Культура речи. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Упо­требление в описании назывных предложений для обозначения времени и места. Использование лич­ных и безличных предложений как синтаксиче­ских синонимов.

Неполные предложения (2 ч)

Понятие о неполных предложениях. Культура речи. Употребление неполных предло­жений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.

Предложения с однородными членами (12 ч)

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при по­мощи сочинительных союзов. Однородные и неод­нородные определения. Предложения с нескольки­ми рядами однородных членов. Запятая между од­нородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и ти­ре при обобщающих словах в предложениях с одно­родными членами.

Культура речи. Правильное построение предло­жений с союзами не только..., но и..., как..., так и.... Синонимика рядов однородных членов с раз­личными союзами и без союзов. Использование разных типов сочетания однородных членов (пар­ное соединение, с повторяющимися союзами) как средство выразительности речи. Интонация пред­ложений с обобщающими словами при однородных членах.

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями (11 ч)

Обращение нераспространенное и распростра­ненное, знаки препинания при обращении. Ввод­ные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосоче­таниях и предложениях. Междометие. Знаки пре­пинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Использование обращений в раз­ных стилях речи как средство характеристики ад­ресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Правильное произно­шение русских имен и отчеств в роли обращения.

Синонимика вводных слов. Стилистические раз­личия между ними. Неуместное употребление ввод­ных слов и выражений книжного характера в раз­говорной речи. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.

Предложения с обособленными членами (17 ч)

Понятие обособления. Обособление определе­ний, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

Культура речи. Правильное построение предло­жений с обособленными определениями и обсто­ятельствами. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения и сопостави­мых с ними синтаксических конструкций (обособ­ленных определений и составных сказуемых, обо­собленных деепричастных оборотов и простых ска­зуемых). Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Интонация предложе­ний с обособленными и уточняющими членами.

Прямая и косвенная речь (б ч)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвен­ная речь.

Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

Цитата как способ передачи чужой речи. Выде­ление цитаты знаками препинания. Диалог^

Культура речи. Интонация предложений с пря­мой речью. Замена прямой речи косвенной. Сти­листические возможности разных способов переда­чи чужой речи.

Резервные часы (6 ч)

Основные умения

К концу 8 класса учащиеся должны владеть сле­дующими умениями:

• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произ­ношения;

• по морфемике и словообразова­нию: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемно­го строения и написания слов разных частей речи;

• по лексике и фразеологии: разъяс­нять значение слов социальной тематики, правиль­но их употреблять; пользоваться толковым слова­рем;

• по морфологии: распознавать изучен­ные в 5—7 классах части речи и их формы; соблю­дать литературные нормы при образовании и упо­треблении слов; пользоваться грамматико-орфогра-фическим словарем;

 

• по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограмма­ми, слова специальной тематики с непроверяемы­ми и труднопроверяемыми орфограммами;

• по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; раз­личать простые предложения разных видов; упот­реблять односоставные предложения в речи с^уче-том их специфики и стилистических свойств;

употреблять предложения с вводными сло­вами, словосочетаниями и предложениями; пра­вильно строить и употреблять предложения с обо­собленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произно­сить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;

• по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложений и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ста­вить знаки препинания во всех изученных случаях.

К Л А С С (68 ч)

О языке (5 ч)

Русский язык среди языков мира.

РЕЧЬ (17 ч)

Систематизация сведений о тексте, стилях, ти­пах речи, строении текста; расширение представле­ния о языковых средствах, характерных для раз­личных стилей речи.

Углубление знаний о стилях речи: художествен­ный стиль речи и язык художественного произве­дения.

Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: ком­муникативная задача, содержательно-композици­онные особенности жанра, типологическая струк­тура текста, характерные языковые и речевые средства.

Деловые бумаги: заявление, доверен­ность, расписка, автобиография, стандартная фор­ма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.

Основные умения

Восприятие высказывания. При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступаю­щих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные на­рушения норм, различать грубые и негрубые нару­шения (языковые ошибки и речевые недочеты), исправлять ошибки в собственной речи и, если по­зволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности в высказывании собесед­ников.

Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и рече­вые средства, характерные для изученных стилей речи.

Воспроизведение текста. Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типоло­гическое строение, характерные языковые средст­ва; вводить в текст элементы сочинения (типа рас­суждения, описания, повествования).

Создание текста. Создавать письменные вы­сказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило мораль­но-этического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные: продумывать об­щий замысел, основную мысль высказывания, пла­нировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с уче­том замысла стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи).

Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе,

путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с ис­пользованием разных типов речи.

Составлять деловые бумаги: заявление, доверен­ность, расписку, автобиографию. Составлять тези­сы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).

Создавать высказывания научного стиля: гото­вить развернутые сообщения и доклады на линг­вистические и литературные темы для уроков-се­минаров, зачетов, кружковых занятий.

Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочеты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной ав­тономности, завершенности текста (отсутствие в нем начала или конца); нарушение логики изложе­ния, абзацного членения текста. Находить и исп­равлять речевые недочеты (неправильное или не­точное словоупотребление, неудачный выбор сред­ства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (наруше­ние норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразно­го выбора языковых средств.

Обобщение изученного в 5—8 классах (б ч)

Основные единицы языка и их особенности (зву­ки, морфемы, слова, словосочетания, предложе­ния). Лексическое и грамматическое значения сло­ва. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила пра­вописания.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение (2 ч)

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классифика­ция сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложносочиненное предложение (5 ч)

Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и проти­вительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.

Запятая между частями сложносочиненного предложения.

Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистиче­ские особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.

Сложноподчиненное предложение (15 ч)

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложе­нии. Основные виды сложноподчиненных предло­жений: определительные, изъяснительные, обсто­ятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.

Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Культура речи. Синонимика союзных предложе­ний. Стилистические особенности сложноподчи-

ненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.

Бессоюзное сложное предложение (7 ч)

Смысловые отношения между простыми пред­ложениями в составе бессоюзного сложного предло­жения. Интонация бессоюзного сложного предло­жения.

Знаки препинания в бессоюзном сложном пред­ложении.

Культура речи. Выразительные особенности бес­союзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.

Сложное предложение

с разными видами связи (5 ч)

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Культура речи. Правильное построение слож­ных предложений с разными видами связи. Умест­ное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного пред­ложения с разными видами связи и текста с разны­ми способами связи простых предложений. Инто­национные особенности предложений изученных синтаксических конструкций.

Резервные часы (б ч)

Основные умения

К концу 9 класса учащиеся должны владеть сле­дующими умениями:

• по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произ­ношения;

по лексике и фразеологии: разъяс­нять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологиче­ским словарями и словарями иностранных слов, антонимов;

• по морфемике и словообразова­нию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к мор­фемной структуре; толковать значение слова исхо­дя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словооб­разовательным словарями;

• по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употребле­нии слов; пользоваться грамматико-орфографиче-ским словарем;

• по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограмма­ми, слова общественно-политической и мораль­но-этической тематики с непроверяемыми и труд-нопроверяемыми орфограммами; пользоваться ор­фографическим словарем;

• по синтаксису: различать изученные ви­ды простых и сложных предложений; интонацион­но выразительно произносить предложения изу­ченных видов;

• по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Литература

Для учителя

Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.

БыстроваЕ. А. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Б ы с т р о в о й. — М., 2004.

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.

Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.

ЕГЭ-2007. Русский язык. Тренировочные задания / И. П. Цыбулько и др. — М., 2007.

Иванов В. В., ПотихаЗ. А. Исторический ком­ментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Кап иное В. И., Сергеева Н. Н., Соловей­чик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 кл. — 2-е изд. — M.t 1994.

Кап иное В. И., Сергеева Н. Н., Соловей­чик М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анали­зом. — М., 1994.

Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2002.

Купалова А. Ю. Текст в занятиях родным язы­ком. — М., 1996.

Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударе­ния в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.

Львова СИ. Комплект наглядных пособий по орфо­графии и пунктуации. — М., 2004.

Львова СИ. Орфография. Этимология на службе ор­фографии: Пособие для учителя. — М., 2000.

Львова СИ. Работа со схемами-таблицами по орфо­графии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.

Львова СИ. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996 и др.издания.

Львова СИ. Язык в речевом общении. — М., 1991.

Львова С. И.,Рыбченкова Л. М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускни­ков основной школы по русскому языку. 9 класс. — М., 2002.

Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. — М., 2000.

Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведе-ния. Часть 1. Часть 2. — Тольятти, 2004.

Пучкова Л. И. Тематический контроль по русскому языку. Обучающие и проверочные задания. 8 класс. — М., 2004.

Разумовская М. М. Методика обучения орфогра­фии в школе. — М., 2005.

Разумовская М. М. и др. Материалы к устному эк­замену по русскому языку: 9 класс. — М.: Валент, 1997.

Сборник нормативных документов для образователь­ных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М., 2004.

Для учащихся

АрсирийА. Т. В Страну знаний — с Дедом Всеве-дом. Занимательные материалы по русскому языку. Путе­шествие первое. — М., 2004.

Арсирий А. Т. В Страну знаний — с Дедом Всеве-дом. Занимательные материалы по русскому языку. Путе­шествие второе. — М., 2005.

Бессараб М. Владимир Даль. — М., 1968.

Б о г а т о в а Г. А. И. И. Срезневский (Люди науки). — М., 1985.

Будагов Р. А. Портреты языковедов XIX—XX вв. Из истории лингвистических учений. — М.; Л., 1988.

Вартаньян Э. А. Из жизни слов. — М., 1960.

В а р т а н ь я н Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987.

Введенская Л. А., Колесников Н. П. От соб­ственных имен к нарицательным. — М., 1981.

Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная сти­листика. — М., 1989.

Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоя­щее. Будущее. — М., 1984.

Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость язы­ка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.

Граник Г. Г., Бондаренко СМ., Конце­вая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.

Граник Г. Г., Бондаренко СМ., Конце­вая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секре­ты пунктуации. — М., 1995.

Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.

Журавлев А. П. Звук и смысл. — М., 1991.

Журавлев А. П., Павлюк Н. А. Язык и компью­тер. — М., 1989.

Капинос В. И., Пучкова Л. И. Учебно-трениро­вочные материалы для подготовки к Единому государст­венному экзамену. Русский язык. — М., 2005.

Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

Колосов В. В. История русского языка в расска­зах. — М., 1982.

К р ы с и н Л. И. Жизнь слова. — М., 1980.

Львов В. В. Тетради для оценки качества знаний по русскому языку. 5, 6, 7 классы. — М., 2006.

Львова СИ. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.

Львова СИ. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Львова СИ. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.

Львова СИ. Русский язык. 6 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.

Львова СИ. Русский язык. 7 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2005.

Львова СИ. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.

Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Деря-г и н В. Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.

Макаров В. И. А. А. Шахматов (Люди науки). — М., 1981.

Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.

Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М„ 2002.

Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.

О д и н ц о в В. В. В. В. Виноградов (Люди науки). — М., 1983.

Откупщиков Ю. Н. К истокам слова. — М., 1986.

Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. — М., 1997.

Пахнова Т.М. Сборник текстов для проведения уст­ного экзамена по русскому языку за курс основной школы. — М., 2005.

Сергеев В. Н. Словари — наши друзья и помощни­ки. — М., 1984.

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

Скворцов Л. И. СИ. Ожегов (Люди науки). — М., 1982.

Смирнов А. Е. Дар Владимира Даля. — М., 2005.

С о л г а н и к Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.

Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5—7 класс / В. И. Капинос и др. — М., 2002.

Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 8—9 класс / В. И. Капинос и др. — М., 2003.

Успенский Л. В. По дорогам и тропам языка. — М., 1980.

Успенский Л.В. Слово о словах. (Любое издание.)

Ф р а н ч у к В. Ю. А. А. Потебня (Люди науки). — М., 1986.

Цыбулько И. П., Львова СИ. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.

Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое изда­ние.)

Ч у р м а е в а Н. В. Ф. И. Буслаев (Люди науки). — М., 1984.

Шанский Н.М. Занимательный русский язык: В 2 ч. — М., 1996.

Школьные словари русского языка

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М., 1997.

Б ы с тр о в а Е. А., Окунева А.П., Карате-в а Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеоло­гический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.

Квятковский А. П. Школьный поэтический сло­варь. — М., 1998. (Любое последующее издание.)

К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997. (Любое последующее издание.)

Лапатухин М. С, С к о р л у п о в с к а я Е. В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1999.

Леденев С. Д., Ледовских И. В. Школьный ор­фографический словарь русского языка. — М., 1997.

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь рус­ского языка. — М., 2006.

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1998.

Львова СИ. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.

Львова СИ. Краткий словообразовательный сло­варь школьника. — М., 2004.

Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный граммати-ко-орфографический словарь русского языка. — 3-е изд. —

М., 1991.

Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов рус­ского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.

Рогожникова Р. П., Карская Т. С Словарь ус­таревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 2005.

Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.

Ушаков Д. Н., Крючков СЕ. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. — 43-е изд. — М., 2001. (Любое последующее издание.)

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный эти­мологический словарь русского языка: Происхождение слов. — 3-е изд., испр. — М., 2000.

Шанский Н. М., Зимин В. И., Филип­пов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 3-е изд. — М.,2000.

Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (Языко­знание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...